На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: сентябрь-декабрь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Лукичев Б.М.
Государственный советник Российской Федерации III класса

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)



 Заседание Попечительского совета по изданию «Православной энциклопедии»
Заседание Попечительского совета по изданию «Православной энциклопедии»

 В день праздника Успения Пресвятой Богородицы
В день праздника Успения Пресвятой Богородицы

 Костромской Богоявленско-Анастасьинский монастырь
Костромской Богоявленско-Анастасьинский монастырь

 В день вступления В.В. Путина в должность Президента
В день вступления В.В. Путина в должность Президента

 В день вступления Д.А. Медведева в должность главы государства
В день вступления Д.А. Медведева в должность главы государства

over2 Обложка. 2 страница
Обложка. 2 страница

over3 Обложка. 3 страница
Обложка. 3 страница

over4 Обложка. 4 страница
Обложка. 4 страница

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Религия и государство

«Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»

Предыдущая Следующая

 

(Окончание. Начало см. «Пастырь», июль — август 2009 г.)

 

Весь период своего служения (1990 – 2008 гг.) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II развивал накопленный опыт общения его предшественников с гражданской властью, активно используя для решения насущных проблем Русской Православной Церкви личную переписку с главами государства.

Содержание его писем Президентам Российской Федерации Б.Н. Ельцину и В.В. Путину дает представление о масштабе и разнообразии проблем, которые приходилось решать Патриарху Алексию II с первых дней его Первосвятительских трудов, отражает полноту его служения и конкретно иллюстрирует определенные стадии развития церковно-государственных отношений в период с июня 1990 по апрель 2008 года.

Условно можно разделить рассматриваемый период на три этапа.

Первый этап — переписка Патриарха Алексия II с Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным в период с 1990 по 1999 годы.

Второй этап — его переписка с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в первый период его правления (2000 – 2004 годы).

Третий этап отражает переписку с В.В. Путиным во второй президентский период (2004 – 2008 годы).

Интересно отметить, что в своих посланиях главам государства Патриарх возродил старинное, но естественное для церковной переписки обращение к адресату. Каждое его послание Президенту Российской Федерации начинается со слов: «Ваше Превосходительство!» Существенным здесь является то, что, кроме выражения исключительной уважительности, это обращение четко очерчивает статус лица, к которому обращается Первоиерарх Церкви.

Не рассматривая подробно обоюдные поздравления и письменные благодарности за поздравления, отметим лишь, что оба Президента ежегодно направляли свои приветствия Патриарху Алексию II к Рождеству и Новому году, к дню тезоименитства (25 февраля), к Пасхе, к дню Патриаршей интронизации (10 июня). Кроме перечисленных приветствий, в разные годы на имя Предстоятеля Церкви направлялись поздравления, связанные с различными юбилейными датами в жизни Патриарха, например, с 45-летием его архиерейской хиротонии, с 55-летием священнического служения, и другие.

В свою очередь, и Патриарх Алексий II письменно отвечал Президентам благодарностью за приветствия и направлял свои поздравления с Рождеством и Новым годом, с Пасхой, с днями рождения, а также с Днем России (12 июня) и Днем народного единства (4 ноября).

Эта часть переписки (8-10 писем в год с обеих сторон) носила протокольный, но не формальный характер. В определенной степени тексты поздравлений отражали, что называется, «текущий момент», несли актуальную смысловую нагрузку. Так, поздравляя 10 июня 2007 года Патриарха Алексия II с днем интронизации, Президент Российской Федерации В.В. Путин особо отметил его вклад в восстановление канонического единства Русской Православной Церкви: «Во многом благодаря Вашим усилиям преодолен раскол и произошло долгожданное воссоединение Церкви с православными соотечественниками за границей».

Объективности ради следует отметить, что нередкими были в этот период письма и телеграммы соболезнования, связанные с террористическими актами, гибелью авиапассажиров, шахтеров и иными трагическими обстоятельствами. Эти документы также остаются вне пределов данного анализа.

Переписка Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Б.Н. Ельциным за весь период пребывания его у власти была значительно менее интенсивной, чем письменное общение Патриарха с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. За неполные девять лет Предстоятель Церкви непосредственно Б.Н. Ельцину написал как минимум 41 деловое письмо с изложением нужд Церкви, в то время как в адрес Президента России В.В. Путина за восемь лет им было направлено не менее 169 таких писем.

Эта статистическая разница обусловлена, в частности, тем, что в начале 1990-х годов, когда резко менялись направленность и содержание политики государства по отношению к религии и религиозным объединениям, такого рода общение и сотрудничество между органами государственной власти и Церковью испытывало трудности, связанные с последствиями минувших десятилетий атеизма.

Властные структуры в этот период еще только начинали формулировать и отрабатывать на практике новые подходы во взаимоотношениях с религиозными объединениями, в первую очередь, с Русской Православной Церковью. Да и Церковь в этот период еще только определяла для себя пути эффективного взаимодействия с органами государственной власти в новых условиях.

Под влиянием логики развития религиозной жизни в стране в 1995 году администрация Президента Российской Федерации сформировала востребованные жизнью структуры: отдел по взаимодействию с религиозными объединениями (весна 1995 года) и совещательный орган — совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (август 1995 года).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал Б.Н. Ельцину в этот период свои обращения о нуждах Русской Православной Церкви в среднем четыре раза в год. В некоторые годы писем было больше, например, в 1991 году — восемь писем, в 1998 году — семь, а в 1999 году, в последнем году президентства Ельцина, Патриарх Алексий II лишь дважды письменно обратился с просьбами к главе государства. Эти перепады в интенсивности переписки объясняются не столько наличием или отсутствием насущных церковных проблем (проблем всегда хватало), сколько ситуацией, которая складывалась в обществе и, собственно, в государственно-церковных отношениях.

Известно, например, что в 1997 году, в период активной общественной дискуссии о судьбе проекта закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» имели место различные подходы к этой проблеме со стороны тогдашнего главы государства и Предстоятеля Церкви. В августе Патриарх Алексий II опубликовал в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», заявление, в котором, в частности, говорилось: «22 июля сего года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»… Его окончательное отклонение может создать в России напряжение между властью и большинством народа, что существенно затруднит движение нашего общества к миру и согласию...

Посему убежден в необходимости введения в действие этого закона без изменения его структуры и принципиальных положений» [28].

К общему удовлетворению, эти различия в подходе к судьбе закона были быстро урегулированы. Благодаря доброй воле обеих сторон удалось найти компромисс, и ожидаемый обществом правовой акт был принят в наиболее приемлемой для государства, общества и Церкви редакции.

Отметим, кстати, что принятый в 1997 году Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» стал результатом сложных переговоров и хрупкого компромисса между представителями большого числа политических структур, общественных организаций и религиозных объединений. Активно участвуя в работе по формированию современного законодательства по вопросам религии, Патриарх объективно отстаивал, в частности, интересы и других традиционных религиозных объединений России.

Этот пример ясно иллюстрирует следующее существенное обстоятельство, характеризующее переписку Патриарха Алексия II в целом. Ему многократно приходилось обращаться к главе государства с различными просьбами. Но все эти обращения неизменно несли на себе печать высокого достоинства, поскольку в просьбах не было ничего личного, все ходатайства касались исключительно интересов Церкви. Поэтому в принципиальных моментах, как в случае с упомянутым выше заявлением, Предстоятель Русской Православной Церкви мог твердо отстаивать свою позицию, опираясь на объективную силу правды и на прочную духовную основу.

Статистический и содержательный анализ писем Патриарха Алексия II Б.Н. Ельцину показывает, что наиболее часто Первосвятитель обращался к главе государства с просьбами о возвращении Церкви в собственность или в пользование движимого и недвижимого церковного имущества (десять писем, то есть почти 25%). Часто это давало позитивные результаты. Так, уже к осени 1991 году Патриарху удалось решить один из принципиальных вопросов: Президент России Б.Н. Ельцин своим Указом от 18 ноября 1991 года за № 220 разрешил Московской Патриархии использовать для богослужений храмы Московского Кремля.

В описываемый период Патриарх Алексий II последовательно и настойчиво обращается к главе государства с предложениями способствовать возвращению Церкви как отдельных зданий религиозного предназначения, так и целых архитектурных комплексов Заиконоспасского (Москва), Николо-Греческого (Москва), Воскресенского Ново-Иерусалимского (Истра), Богоявленского-Анастасьинского (Кострома), Саввино-Сторожевского (Звенигород) монастырей, а также Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область).

Знаменательно, что, отстаивая интересы Церкви, Патриарх побуждал органы государственной власти к решению острых социальных проблем, касающихся обычных граждан. Так, в своем обращении на имя главы государства от 8 мая 1998 года он ставит вопрос о переселении из находящегося в аварийном состоянии строения Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря (Кострома) 36 семей и о предоставлении им лучших жилищных условий [29].

В этот же период, стремясь также полностью освободить от посторонних организаций одну из главных святынь России — Свято-Троице-Сергиеву Лавру, Патриарх Алексий II направил Президенту Российской Федерации предложение создать первый в России музей православной культуры на базе лаврской ризницы.

Эта часть переписки Патриарха с главой государства наглядно демонстрирует, как с ясным пониманием цели Первоиерарх настойчиво и последовательно боролся за возвращение Церкви ее станового хребта – древних монастырей — для того, чтобы на их базе воссоздать материальную основу возрождения монашеской жизни в Русской Православной Церкви. С течением времени эта стратегическая задача была успешно решена.

В тот период времени в широком общественном сознании еще с трудом приживалось отношение к верующим как к полноценным гражданам своей страны. Как следствие актуальной была защита законных прав православных верующих. Поэтому на втором месте по количеству Патриарших обращений к руководству страны были просьбы защитить права верующих граждан (семь писем, то есть 17,1%). Были и трагические эпизоды. В частности, в июле 1999 году было опубликовано в средствах массовой информации обращение Патриарха Алексия II к главе государства с просьбой сделать все возможное для освобождения похищенных в городе Грозном служителей Церкви иеромонаха Захарии и двоих его сотрудников [30].

На третьем месте (шесть писем — 14,6%) – печалование Предстоятеля Церкви о проблемах православных общин, находящихся за границей. Предвидя возрождение имевшего многовековую традицию российского паломничества на Святую Землю, Патриарх Алексий II замыслил воссоздать здесь российское подворье для паломников. Он обращался с просьбами к главе государства о юридической поддержке в деле возвращения Церкви ранее принадлежавших ей зданий, а также о материальной помощи для проведения на них строительных и реставрационных работ.

Далее по убыванию интенсивности переписки (но не по уменьшению значимости) шли вопросы законодательства о религии (пять писем — 12,2%). Следует отметить, что количество писем Патриарха Алексия II по той или иной проблеме не всегда отражало ее важность. Бывало и так, что существенный вопрос решался с первого раза. Примером может служить быстрое положительное решение главы государства по просьбе Патриарха о финансовом обеспечении российских захоронений на кладбище в городе Сент-Женевьев-де-Буа (Франция) [31].

Значительная часть переписки этого времени была посвящена организации грандиозного проекта — издания многотомной «Православной энциклопедии», первого (как писал Предстоятель Церкви в своем обращении к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину) в истории нашего Отечества «фундаментального труда, призванного собрать воедино и систематизировать двухтысячелетний духовный, исторический, научный и культурный опыт Православия» (четыре письма — 9,8%). На первом обращении Патриарха Алексия II по этому вопросу от 8 ноября 1995 года Б.Н. Ельцин наложил резолюцию: «В.С. Черномырдину. Предложение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о многотомном издании Православной энциклопедии, приуроченном к 2000-летию Рождества Христова, поддерживаю. Прошу оказать содействие Московской Патриархии в реализации задуманного». Казалось бы, вопрос решен. Но ровно через год, 22 ноября 1996 года, Патриарх вынужден был вновь обратиться к главе государства, который в поручении В.С. Черномырдину написал: «Обещанной помощи Московской Патриархии для издания Православной энциклопедии до сих пор нет…» Нужны были годы упорного труда, чтобы государство включило расходы на этот проект в статьи федерального бюджета.

Два письма (4,9%) были связаны с организационными вопросами формирующегося совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Также дважды Патриарх Алексий II писал о своей духовной поддержке самого главы государства в самые ответственные и значимые моменты в его жизни – в моменты его избрания и переизбрания на эту должность. Характерно, что в таких случаях Предстоятель Русской Православной Церкви не столько поздравлял, сколько акцентировал внимание на той высокой ответственности, которая выпала на долю избранного народом главы государства.

Дважды обращения Патриарха говорили о желательности получить организационную и информационную поддержку крупных церковных акций. Отдельные письма содержали просьбы о материальной помощи монастырям, о поддержке церковных средств массовой информации. В одном из писем Патриарх обращал внимание главы государства на опасную для страны деятельность новых религиозных образований, создание которых на территории Российской Федерации инициировалось из-за рубежа.

 

* * *

С избранием в 2000 году Президентом Российской Федерации В.В. Путина переписка резко активизировалась и на протяжении всех лет его правления развивалась как в количественном, так и в качественном отношении.

Так, уже в 2000 году Патриарх Алексий II направил главе государства двенадцать писем, то есть сразу в три раза больше, чем в период переписки с Б.Н. Ельциным. Далее по годам шло последовательное увеличение интенсивности переписки, и во второй период правления В.В. Путина (2004 — 2008 годы) она осуществлялась с темпом в среднем по 24 письма в год.

Предстоятель Церкви продолжал настойчиво указывать на нерешенные проблемы и по мере развития государственно-церковных отношений ставил новые вопросы, вызванные изменением положения Церкви, которые необходимо было решать с участием органов государственной власти.

Понимая сложности бюрократического устройства государственной машины, Патриарх стремился письма по наиболее актуальным проблемам передавать Президенту лично, чему способствовало то обстоятельство, что с В.В. Путиным у него очень быстро сложились теплые, доверительные отношения. Они сделали обычной практикой регулярные личные встречи. Без учета официальных церемоний и приемов, например, по случаю Дня Победы, Дня независимости и Нового года, число личных встреч Патриарха Алексия II c Президентом России В.В. Путиным в Кремле и в Патриарших резиденциях достигала порой шести-семи раз в год. На переданных лично Патриархом обращениях Путин, как правило, ставил такие резолюции, которые способствовали разрешению обозначенных проблем.

Интересно отметить изменение содержания переписки в этот период. Патриарх по-прежнему держит в поле своего внимания вопросы законодательства о религии. Но теперь речь идет о нормативно-правовых актах, затрагивающих конкретные вопросы повседневной жизни религиозных организаций, прежде всего связанные с налогообложением, а также владением или пользованием движимым и недвижимым имуществом (семь писем – 12%).

Как и ранее, много обращений связано с возвратом Церкви в пользование или в собственность объектов недвижимости религиозного назначения (33 письма – 20%).

Но в этот период появляются и совершенно новые темы. В связи с ростом авторитета Российской Федерации в мире Патриарх Алексий II стал чаще обращаться к В.В. Путину с просьбами о поддержке конфессиональных и имущественных интересов Русской Православной Церкви за рубежом. Учитывая, что речь, как правило, шла о реставрации и ремонте зданий храмов в Европе, в США и на Святой Земле, являющихся памятниками истории и культуры, эти просьбы были созвучны интересам государства. Существенную часть переписки по православному зарубежью занимали также вопросы сохранения единства Церкви на Украине и восстановления канонического общения с Русской Православной Церковью за границей (всего 32 письма – 18%).

Самым существенным изменением содержания переписки было то, что в период президентства В.В. Путина на первом месте по числу обращений Патриарха стали предложения по взаимодействию или совместной организации крупных общественно значимых мероприятий. К их числу можно отнести проведение Международных Рождественских образовательных чтений, акций Международного фонда единства православных народов, заседаний Всемирного Русского Народного Собора, конференций против наркотиков и распространения СПИДа, а также по проблеме демографии (всего 68 писем – 39%). Эти изменения сами по себе отражали уровень развития взаимоотношений Московской Патриархии с федеральными органами государственной власти, который был достигнут во многом благодаря именно личному вкладу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Следует отметить также, что в последние годы своей земной жизни Патриарх Алексий II писал главе государства ходатайства о поддержке преподавания в средних образовательных учреждениях предмета «Основы православной культуры», о содействии в предоставлении священнослужителям и учащимся духовных образовательных учреждений отсрочек от призыва на военную службу, о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей, по которым диссертационным советам предоставляется право приема к защите диссертаций. Увидеть результаты по этим обращениям ему уже не привелось, поскольку указанные сложные вопросы к моменту его кончины оставались в процессе проработки.

В целом же опыт переписки Предстоятеля Русской Православной Церкви с главами государства дал любопытный результат: подавляющее число обращений Патриарха Алексия II получало свое положительное разрешение. И хотя в ряде случаев просьбы о нуждах Церкви реализовывались с большими трудностями, не в полном объеме, порой длилось это годами, но стало ясно, что трудами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при нарастающей политической воле со стороны Президентов России, на федеральном уровне был обретен один из действенных механизмов влияния на решение наиболее актуальных и животрепещущих проблем, которые сопровождали возрождение православной церковной жизни в России в конце ХХ — начале XXI веков.

 

Источники и литература:

 

1. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину № 2833 от 05.06.1998 г. Просьба оказать содействие в ремонте храма Рождества Христова в Вифлееме в канун 2000-летия христианства (копия в архиве автора).

2. Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП для органов информации от 11.04. 2005 г.

3. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. М.: Изд-во Валаамского монастыря. 1996. С. 62.

4. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1. М.: Изд-во Валаамского монастыря. 1996. С. 395, 403, 410, 414, 417, 421.

5. Полознев Д.Ф. Русская Православная Церковь в XVII веке. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия». 2000. С. 95-96.

6. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, и позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг. Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. М.: 1994. С. 149 – 151.

7. Там же. С. 155 – 157, 159, 165, 167 – 168, 170 – 173, 188, 213.

8. Там же. С. 332 - 338.

9. Там же. С. 881 – 883.

10. Цыпин В., прот. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917 – 1999 гг. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия». 2000, С. 146.

11. Васильева О., Кнышевский П., «Кремлевская вечеря». «К Свету». № 13. С. 70.

12. Credo.Ru. 28.10. 2008.

13. Постановление СНК СССР № 1095 от 7 октября 1943 г.

14. «Известия», 24 октября 1944 г.

15. Одинцов М.И. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Православная энциклопедия. Т. I. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия». С. 687.

16. Там же. С. 687.

17. Там же. С.688.

18. Там же. С.688.

19. Там же. С.689.

20. Василий (Кривошеин), архиепископ. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. Сатисъ Держава. СПб. 2004. С. 30.

21. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды: (1700 – 2005). 2-е изд., перераб. М.: Сретенский мон-рь, МДА. 2006.

22. Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский. Человек Церкви, 2-е изд. М., 1999. С. 10.

23. Арутюнов Б., Крылов А. «Свечной олигарх». «Российские вести», 03.12. 2003.

24. ЖМП, 1980. № 12 С. 3 – 4.

25. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. М.: Даниловский Благовестник. 2000. С. 125.

26. Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский. Цит. соч. С. 10 – 11.

27. Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 2971 от 24.07.1997 г.

28. Копия обращения Патриарха Алексия II в архиве автора.

29. Интерфакс. 28.07. 1999 г.

30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 г. N 1866-р. См. юридический Интернет-справочник «Консультант Плюс».

31. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину № 4300 от 08.11.1995 г.

 

Б.М. Лукичев,

государственный советник Российской Федерации III класса

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: сентябрь-декабрь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Протоиерей Николай Крикунов: «Молитва есть главное дело»
К.Е. Скурат: Истинный христианин
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Строить храм нашей души
А.С. Бочков: На намоленном месте
Р.М. Астрова: «Не в каждом городе есть такая церковь»
В.М. Вальков: Крест над Окой
А.С. Александров: Сеять разумное, доброе, вечное
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
С любовью к святителю
А.С. Бочков: Месяц за месяцем
Знаете ли вы?
И.С. Никитин: Молитва дитяти
Обращение «Народного радио»


Публикация:
Журнал «Пастырь»: сентябрь-декабрь 2009 г.
стр. 51
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011