На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Нужно ли формировать «культурный канон» из 100 обязательных к прочтению книг? На этот вопрос отвечают православные священники

Личная позиция
Московский Патриархат
Общие проблемы и вопросы
Новости по теме
13 февраля 2012:
В храме мученицы Татианы при МГУ пройдёт семейный концерт Сергея Старостина и Ольги Лапшиной

13 февраля 2012:
«Возрождая почти утраченное». Беседа с преподавателем отделения лицевого шитья при Иконописной школе Московской духовной академии Мариной Бирюковой

13 февраля 2012:
Завершились Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия

13 февраля 2012:
Подписано соглашение о сотрудничестве Челябинской епархии с областным Министерством образования и науки

13 февраля 2012:
В Москве состоится юбилейный Традиционный Сретенский бал православной молодежи

13 февраля 2012:
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: «Приоритетной задачей Церкви сегодня является помощь многодетной семье»

13 февраля 2012:
На подворье Русской духовной миссии в Яффо отслужена лития у надгробия первого вице-консула Российской империи в Палестине В.Н. Тимофеева

13 февраля 2012:
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжественный акт Минских духовных школ
Все новости по теме...

Нужно ли формировать «культурный канон» из 100 обязательных к прочтению книг? На этот вопрос отвечают православные священники


Православные священнослужители комментируют предложение Владимира Путина
27 января 2012 г.



В своей статье «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин, в частности, отметил, что следует повысить роль в образовании таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история

«В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или по крайней мере дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах», - говорится в статье.

Regions.Ru отмечает, что в последние годы тенденция была скорее обратная: роль русского языка и русской литературы в школе падала, а сочинение уходило из экзаменационной практики: по-видимому, умение внятно, связно и грамотно изъясняться кому-то показалось лишним для выпускника и абитуриента.

«Как вы относитесь к предложению Владимира Путина сформировать «культурный канон» из 100 обязательных к прочтению книг? Реалистично ли оно? Какие книги, на ваш взгляд, туда непременно должны войти?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Также портал отмечает, что в опросе читателей портала Superjob.ru первая пятерка названных произведений выглядит так: 1. «Война и мир» Толстого; 2. «Мастер и Маргарита» Булгакова; 3. «Преступление и наказание» Достоевского; 4. «Евгений Онегин» Пушкина; 5. «Тихий Дон» Шолохова.

 

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей Всеволод Чаплин рад, что эти слова прозвучали.

«Причем они давно должны были прозвучать. Что в школе снижался объем преподавания русского языка, истории и особенно литературы, - это очень плохо. Теперь важно, чтобы эти слова Путина воплотились в конкретные указания в адрес Минобрнауки - а если нужно, то и в законодательные изменения. Боюсь, правда, что недостаточно поменять образовательные стандарты и программы», - сказал он.

«Прагматически полезные знания и навыки, конечно, нужны. Но при отсутствии правильной связи с духовной культурой народа, непонимании истинных целей жизни человек может употребить все эти навыки и знания во вред своему народу и своим ближним, а, значит, и во вред себе», - отметил протоиерей.

«Реализовать прозвучавшие предложения вполне возможно. Была бы воля. База для преподавания русского языка, истории и литературы у нас все еще мощная, хотя ее и пытались разрушить. Ее можно восстановить быстро и эффективно», - считает отец Всеволод.

«Я бы назвал немало книг, которые, по моему мнению, должны входить в школьную программу. Среди них я бы выделил «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона; сборник житий русских святых (в том числе в варианте, адаптированном для инаковерующих и неверующих людей, чтобы была возможность выбора); «Капитанскую дочку» Пушкина, которую Святейший Патриарх назвал одним из самых христианских произведений русской литературы. Кроме того - «Бесы» Достоевского, поэзия Тютчева, Карамзина, Державина, тех же Пушкина и Лермонтова, «Собачье сердце» Булгакова, публицистика Достоевского и Солженицына… Список может быть очень длинным», - заключил он.

 

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, согласился, что в данном случае Америка подает хороший пример. «Мне кажется, это интересное предложение», - сказал он.

«Книг можно назвать очень много, так что список надо обдумать, как следует. Прежде всего, это, конечно, русская классика – это фундамент. Но и в ХХ веке много всего интересного: такие знаковые вещи, как «Мастер и Маргарита», например; «В окопах Сталинграда»\ В.Некрасова, безусловно; Солженицын: что-то из «Красного колеса» и «Один день Ивана Денисовича»… А вот одолеют ли подростки «Архипелаг ГУЛАГ» даже в адаптированном для школы виде – это вопрос», - сказал протоиерей.

«Другое дело, что эта мера может восприниматься как носящая уже некий музейный характер. Ведь жизнь современной молодежи протекает уже совсем в других реалиях. Это реалии интернета, свободного доступа к любой информации, часто агрессивного характера, угрожающей сознанию молодых людей. Предложение высказано, конечно, хорошее, но важно, чтобы оно было адекватно воспринято, чтобы молодые люди поняли, что им это нужно не для галочки. Тогда будут и положительные результаты», - считает отец Борис.

«Понятно, что сейчас это предложение вызвано во многом политической конъюнктурой и не учитывает всей сложности культурного и социального контекста. Чтобы оно реализовалось, требуется, конечно, очень серьезная и кропотливая работа», - заключил он.

 

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, самое идею «культурного канона» одобрил.

«Что на эти важнейшие для развития личности предметы наконец-то обратили внимание, - момент, безусловно, положительный. Сама идея мне очень нравится. Важно только избежать навязывания и не опуститься до профанации», - сказал он.

«Дело, конечно, не в числе книг, а в качестве. Это действительно должны быть образцы высочайшей культуры. Но важно, чтобы люди сами тянулись к этим образцам. Это должно быть и в семье, и в школе. Это должно прививаться с самого юного возраста, чтобы человек постоянно ощущал, что он находится в культурной среде, чтобы естественное стремление к культуре могло реализоваться», - отметил протоиерей.

«Понятно, что это задание по «внеклассному чтению» может растянуться на всю жизнь. Что-то будет нормально восприниматься и в юном возрасте (может быть даже в адаптированном виде), а что-то – только в зрелом. Самое главное, чтобы это было органично, чтобы у человека не пропадал к этому интерес», - добавил он.

«Выбор авторов и произведений, конечно, будет субъективным. Но хрестоматийная классика и так всем хорошо известна. Это, в первую очередь, наш «Золотой век». Но хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось и древнерусской литературе (это должна быть именно хрестоматия), и литературе XVIII века. Обязательно должны быть и Бунин, и Лесков. Отдельный и очень сложный вопрос – культура и литература ХХ столетия. Здесь важно не «переборщить», иначе живой интерес может смениться резким неприятием. Это, кстати, относится и к религиозной литературе», - заключил отец Александр.

 

Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, назвал мысль Путина «в принципе верной».

«История и литература - это базовые предметы, которым особенно сейчас нужно уделять как можно больше внимания. Совсем необязательно, что это будет список именно из 100 книг. Важно, чтобы это были книги, формирующие внутреннюю культуру и мировоззрение человека», - сказал он.

«На первое место я бы поставил Священное Писание. Из своих любимых книг, которые я бы также рекомендовал прочитать каждому, назову творения русских духовных писателей: святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Тихона Задонского. Кроме того, наша русская классика во главе с Пушкиным. Я бы обязательно внес и любимую мною историческую прозу И.И. Лажечникова, - например, «Ледяной дом». Это писатель, стоящий на христианских позициях, что очень важно. К сожалению, многие русские писатели, придерживающиеся христианских взглядов, не входят в канон, сформированный еще при советской власти. Эту ошибку нужно исправлять», - считает отец Сергий.

«В числе обязательных для чтения я вижу «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына. К сожалению, до сих пор за рамками школьной программы остаются многие замечательные русские писатели ХХ века. Очень рекомендую произведения атамана П.Н.Краснова, чьи книги учат любить Родину. Необходимо знать и изучать русскую религиозную философию. Но в этот список я бы не постеснялся включить и классические произведения западной литературы», - добавил игумен.

«Безусловно, нужно поднимать уровень культуры и образования, причем не только у подрастающего поколения. Чему хорошему научат своих детей малокультурные и необразованные родители?» - заключил он.

 

Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, напротив, считает, что никакого канона не нужно.

«Получится очередной рейтинг типа «100 лучших фильмов», - скептически сказал он.

«Есть школьная программа. А хорошие книги нужно читать постоянно, и это должно поощряться. Хороших книг очень много, но самые важные человек выберет для себя сам. Вот Библию, например, можно читать всю жизнь и постоянно находить в ней новые глубины и смыслы», - заявил священник.

«Просто должны быть нормальные условия для образования. И государство не должно на этом экономить. Собственно школа и должна выпускать из своих стен человека образованного и культурного, способного к духовному и интеллектуальному развитию. Но для этого качество образования должно быть на достаточно высоком уровне, а культурные и интеллектуальные ценности должны быть доступны. Например, сейчас, по-моему, большой дефицит качественной научно-популярной литературы», - сказал отец Александр.

«Безусловно, у каждого должна быть возможность читать и изучать Библию и вообще религиозную литературу. Может быть, это нужно закрепить и законодательно. Но составлять какой-то список обязательной литературы и, тем более, заставлять читать эти книги занятие, по-моему, бессмысленное и бесполезное. Гораздо важнее привить человеку вкус к чтению и размышлению над прочитанным», - заключил он.


Русская народная линия

Личная позиция
Разделы новостей
Все новости
Общие проблемы и вопросы
Изучение традиционных религий
Официальные сообщения
Московский Патриархат
Святейший Патриарх
Церковные праздники
Святые и Святыни
Рождественские чтения
Новости из регионов
Новости культурной жизни
Личная позиция
Зарубежные новости
Интернет
Основы Православной культуры
Глинские чтения
Московская педагогическая академия
Духовно-нравственное воспитание
  Глинские чтения    2011