На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Крещенская вода – помощь в борьбе с грехами и страстями. Протоиерей Георгий Городенцев о силе агиасмы

Личная позиция
Московский Патриархат
Святые и Святыни
Новости по теме
13 февраля 2012:
В храме мученицы Татианы при МГУ пройдёт семейный концерт Сергея Старостина и Ольги Лапшиной

13 февраля 2012:
«Возрождая почти утраченное». Беседа с преподавателем отделения лицевого шитья при Иконописной школе Московской духовной академии Мариной Бирюковой

13 февраля 2012:
Завершились Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия

13 февраля 2012:
Подписано соглашение о сотрудничестве Челябинской епархии с областным Министерством образования и науки

13 февраля 2012:
В Москве состоится юбилейный Традиционный Сретенский бал православной молодежи

13 февраля 2012:
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: «Приоритетной задачей Церкви сегодня является помощь многодетной семье»

13 февраля 2012:
На подворье Русской духовной миссии в Яффо отслужена лития у надгробия первого вице-консула Российской империи в Палестине В.Н. Тимофеева

13 февраля 2012:
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжественный акт Минских духовных школ
Все новости по теме...

Крещенская вода – помощь в борьбе с грехами и страстями. Протоиерей Георгий Городенцев о силе агиасмы


Публикация на портале Русская народная линия накануне Крещения Господня
18 января 2012 г.



Протоиерей Георгий Городенцев

Обычно считают, что святая вода, особенно крещенская, помогает при телесных болезнях, что действительно так. Но при этом иногда забывают, что оная помогает и при греховных болезнях души, т.е. при насильстве страстей. Господь сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15,19). Ведь в сердце человеческом гнездятся страсти, которые являются следствием наклонности падшей человеческой природы ко греху, ибо страсти порождают грех, когда человек действует по ним. Не заботящиеся о своем спасении, особенно атеисты, действительно живут и действуют по своим страстям, кои, как им кажется, являются «основой» их жизни, а само такое страстное действие – «свободой». Таковым святая вода вряд ли поможет исправить свою жизнь, пока они сами этого не захотят.

Иное дело православные христиане, стремящиеся жить благочестиво. Они борются с грехами и страстями, но тогда против них начинает воевать бес. Святые отцы сравнивали сие со школой художника, в которой сидит множество учеников и что-то рисуют. Пока ученик (речь идет о не заботящихся о своем спасении) делает это так, как художнику нравится, он просто прогуливается между рядами рисующих, изредка поглядывая на их мазню. Но стоит какому-то ученику (православному христианину) отклониться от задания, как художник подходит к мольберту и своей рукой что-то подправляет. Так и в деле борьбы со страстями: стоит какому-то бывшему ученику диавола немножко уклониться от действующих в его душе и сердце страстей, как бес тут же старается это исправить в свою пользу. Делает он это, главным образом, с помощью прилогов, вкладывая в ум человека страстные или побуждающие к действию страсти помыслы.

Вообще говоря, борьба со страстями и без действия бесов – дело трудное, т.к. здесь христианин борется со своей собственной падшей природой, борется с самим собой. Почему, по словам преподобного Иоанна Лествичника, такая борьба является причиной венцов или падений: венцов, если христианин победит самого себя; падений – если он будет побежден страстями. Это напоминает колеблющиеся весы в человеческой душе, на греховную чашу которых бес через прилоги подбрасывает свои гирьки или, лучше сказать, тяжелые гири с той целью, чтобы весы перевесили в его пользу. В такой борьбе весьма помогает святая вода, особенно крещенская, поскольку она прогоняет беса и разрушает его прилоги, являясь из-за сего весьма весомой ценностью на чаше добродетели.

Рассмотрим это более подробно на примере борьбы с самой распространенной страстью – блудной. По словам преподобного Антония Великого в теле человеческом бывает троякое движение плоти: одно естественное, но оно не действует, когда душа не хочет; другое от безразличного употребления пищи и пития; и третье – от демонов. Итак, если в теле человеческом происходит естественное движение, и душа хочет этого, услаждаясь помыслами и разжением плоти, то святая вода такому человеку не поможет. Сначала ему необходимо перестать наслаждаться помыслами и сим разжением, а лучше возненавидеть блудную страсть, и тогда, начав борьбу с ней, можно употреблять крещенскую воду, которая в таком случае будет весьма полезна. Полезной она является и тогда, когда христианин по нерадению оказался невоздержан в пище и питие, что вызвало в нем действие блудной страсти. Но если он оного не желает и борется с ним, то здесь ему полезно употребить святую воду. Особенно же полезна она, если действие блудной страсти происходит непосредственно от демонов. Признак последнего в том, что человек и не хочет, но в голову его постоянно, упорно лезут и лезут блудные помыслы и пожелания. В таком случае, сколько бы они не лезли, все прогоняй молитвой, время от времени употребляя при этом крещенскую воду. Победит тот борец (христианин или бес), кто окажется в этой борьбе упорнее.

Следует заметить: иногда православные христиане при наплыве греховных страстей избегают употреблять крещенскую воду, мня, что ее можно пить только натощак. Отчасти это и верно, но лишь в обычной ситуации, при повседневном ее употреблении. Если же душа горит от блудных помыслов и пожеланий, то тут уже выбирать не приходится; здесь лучше соблюсти заповедь Божию о воздержании от блуда (Исх.20,14), чем правило человеческое. Так никакой человек не будет в обычное время обливать свой дом и вещи в нем водой, но если в доме занялся пожар, то деваться уже некуда. Так и душа человека, когда сгорает в блудной страсти, действовать надо быстро.

Дай же Бог, чтобы святая крещенская вода послужила нам всем во спасение души и помощью в борьбе со греховными страстями и похотями.

Всех поздравляю с праздником Крещения Господня!

 Протоиерей Георгий Городенцев (Одесса)


Русская народная линия

Личная позиция
Разделы новостей
Все новости
Общие проблемы и вопросы
Изучение традиционных религий
Официальные сообщения
Московский Патриархат
Святейший Патриарх
Церковные праздники
Святые и Святыни
Рождественские чтения
Новости из регионов
Новости культурной жизни
Личная позиция
Зарубежные новости
Интернет
Основы Православной культуры
Глинские чтения
Московская педагогическая академия
Духовно-нравственное воспитание
  Глинские чтения    2011