На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Западная модель секулярного общества перестает работать, считает представитель Русской Православной Церкви

Личная позиция
Московский Патриархат
Общие проблемы и вопросы
Новости по теме
13 февраля 2012:
В храме мученицы Татианы при МГУ пройдёт семейный концерт Сергея Старостина и Ольги Лапшиной

13 февраля 2012:
«Возрождая почти утраченное». Беседа с преподавателем отделения лицевого шитья при Иконописной школе Московской духовной академии Мариной Бирюковой

13 февраля 2012:
Завершились Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия

13 февраля 2012:
Подписано соглашение о сотрудничестве Челябинской епархии с областным Министерством образования и науки

13 февраля 2012:
В Москве состоится юбилейный Традиционный Сретенский бал православной молодежи

13 февраля 2012:
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: «Приоритетной задачей Церкви сегодня является помощь многодетной семье»

13 февраля 2012:
На подворье Русской духовной миссии в Яффо отслужена лития у надгробия первого вице-консула Российской империи в Палестине В.Н. Тимофеева

13 февраля 2012:
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжественный акт Минских духовных школ
Все новости по теме...

Западная модель секулярного общества перестает работать, считает представитель Русской Православной Церкви


В Русской Православной Церкви предостерегают Запад от разделения общественной и религиозной жизни
12 декабря 2011 г.



Протоиерей Всеволод Чаплин

«С моей точки зрения, западная богословская и философская мысль уже много веков назад пошла по ошибочному пути, разделив религиозную и «мирскую» сферы. Слова блаженного Августина о «граде Божием» и «граде человеческом» были утрированно восприняты западными богословами», - сказал на конференции в Германии глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

По его словам, доктрина «двух мечей», от которой недалеко было до противопоставления религиозных и «светских» установлений, постепенно сформировала представления о якобы неизбежном конфликте между религиозной жизнью и жизнью государства и общества и привела к попыткам радикально разделить религиозную и светскую сферы, «лишив религию какого-либо права на определение параметров общественного устройства».

Впрочем, сегодня эта традиция находится перед лицом новых вызовов, продолжил священник, прежде всего это вызов взаимного непонимания со значительной частью Европы, относящейся к православному миру, а также многими верующими Католической церкви и рядом евангелических движений, не склонных отделять религию от общественной жизни. Во-вторых, это вызов ислама, для которого, как сказал докладчик, «разделение религии, закона и государства звучит так же абсурдно, как отделение солнца от света».

«В-третьих, это вызов отсутствия в ряде народов жизненных сил, необходимых для обеспечения своего будущего в условиях непростых мировых процессов. Низкая рождаемость, концентрация на потреблении, личном комфорте и здоровье (ныне ограничиваемая экономическим кризисом), отсутствие религиозно-нравственного императива могут очень быстро привести народы, некогда посылавшие рыцарей в крестовые походы, в безгласные жертвы внешней экспансии», - предупреждает представитель Церкви.

«Выходов из такого положения может быть несколько, кроме одного - оставить все как есть, потому что «как есть» уже стало достоянием прошлого», - считает отец Всеволод.

Первый выход - дальнейшая экспансия секуляризма, осуществляемая военными, политическими, пропагандистскими, «образовательными» методами.

«До определенного времени она может иметь успех, но очевидно, что все большее количество людей и сообществ будет активно с ней не соглашаться и ей противодействовать», - полагает священник.

Второй путь - развивать западную политическую систему, обращая внимание на традиции, не склонные разделять религиозную и общественную жизнь. «Речь идет не только об исламских принципах, но и о православном учении о симфонии Церкви, государства и народа», - пояснил представитель Русской церкви.

По его мнению, Запад мог бы «рано или поздно спросить себя: не стоит ли ему самому присмотреться к работающим моделям общества, основанным не на постоянном соперничестве ветвей власти, политических сил и социальных групп, а на гармоническом единстве власти, народа и одной или нескольких религиозных общин».

Самое же главное, считает священник, нынешний Запад «все еще может вспомнить собственную славную христианскую традицию в лучших ее проявлениях», и это «не только поможет найти в прошлом путь в будущее, но и достичь общности и взаимопонимания с хранителями древнейшей церковной традиции - православными христианами».


Интерфакс-Религия

Личная позиция
Разделы новостей
Все новости
Общие проблемы и вопросы
Изучение традиционных религий
Официальные сообщения
Московский Патриархат
Святейший Патриарх
Церковные праздники
Святые и Святыни
Рождественские чтения
Новости из регионов
Новости культурной жизни
Личная позиция
Зарубежные новости
Интернет
Основы Православной культуры
Глинские чтения
Московская педагогическая академия
Духовно-нравственное воспитание
  Глинские чтения    2011