На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Общественный совет при Минобрнауки России обсудил итоги апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Изучение традиционных религий
Официальные сообщения
Личная позиция
Новости по теме
12 февраля 2012:
В Свято-Тихоновском университете состоялся День открытых дверей

11 февраля 2012:
Протоиерей Всеволод Чаплин: ничто не мешает сегодня приглашать священника для периодических встреч со школьниками

11 февраля 2012:
Как можно преподавать русскую литературу, не зная истории Православия? М. Леонтьев об итогах встречи В. Путина с главами традиционных конфессий

10 февраля 2012:
Дай Бог тебе жить без перемен! Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов о предстоящих выборах

10 февраля 2012:
Состоялось заседание Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви

10 февраля 2012:
Шестопсалмие со святыми отцами: открылся цикл просветительских бесед на Трёхсвятительском подворье в Париже

10 февраля 2012:
Подписано соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Высшей школой экономики

9 февраля 2012:
Голос Церкви должен больше звучать в телеэфире, считает В. Путин
Все новости по теме...

Общественный совет при Минобрнауки России обсудил итоги апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»


7 ноября 2011 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации
9 ноября 2011 г.



Основной вопрос повестки дня - «О ходе эксперимента по введению преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в 4-5 классах средней школы».

В заседании Общественного совета приняли участие представители религиозных конфессий и представители Минобрнауки России.

 Говоря об итогах апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», статс-секретарь - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко отметил, что апробация курса осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации, курс изучали около 480 тыс. школьников 4-5-х классов в 9980 школах. И. Реморенко подчеркнул, что «принципами апробации стали соблюдение конституционных основ светского характера государства, сотрудничество органов власти с религиозными организациями, содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению, а также обеспечение учёта запросов граждан».

 Комплексный учебный курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей, при этом модуль «Основы светской этики» выбрали 42% семей, «Основы православной культуры» - 30%, «Основы мировых религиозных культур» - 18%, «Основы исламской культуры» - 9%, «Основы буддийской культуры» - 1% и «Основы иудейской культуры» - менее 1%.

 По оценке члена Общественного совета, научного руководителя института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, апробация курса в целом прошла успешно: «Не было эксцессов, минимум детских конфликтов. В этом смысле системные изменения, которые произошли благодаря эксперименту, достигнуты с максимальной долей успешности и объективности».

Член Общественного совета, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов высказался за то, чтобы дополнительно ввести единый модуль в рамках существующего курса. «Родители выбирают только про себя, и этот курс мог бы стать первым базисом, где светское государство давало бы возможность узнать не только про свою семью, но и про своего соседа по парте». Он отмечает, что если школьник выбрал и изучает, например, модуль по основам исламской культуры, то в рамках данного курса нужны дополнительные уроки по основам православной культуры, основам буддийской культуры и основам иудейской культуры.

По мнению члена Общественного совета, ведущей программы «В круге света» радиостанции «Эхо Москвы» Светланы Сорокиной следовало бы обсудить возможность изучения всех религиозных культур в рамках одного модуля, поскольку «именно в этом возрасте у детей есть общий интерес».

Член Общественного совета, директор гимназии N56 г. Санкт-Петербурга Майя Пильдес отметила, что воспитание терпимости и толерантности является важной социальной проблемой и необходимо решать вопросы образованности. По её мнению, «авторитет учителя начальных классов очень высок, поэтому было бы целесообразнее проводить курс в 4-м классе», не разрывая преподавание летними каникулами.

Член Общественного совета, директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян выразил точку зрения, что «Если курс проводить не в начальной, а в средней школе, было бы правильнее двигаться в сторону единого курса по истории мировых религий». При этом он также отметил важность данного курса, направленного на развитие в обществе толерантности и уважительного отношения к людям с другим жизненным укладом.

По оценке принимавшего участие в заседании Общественного совета Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко,

«курс дал позитив, поскольку и родители начали с детьми более серьёзно обсуждать эти вопросы, и взаимодействие различных конфессий в ходе нашей работы стало более открытым, как в центре, так и в регионах-участниках апробации».

 Министр подчеркнул, что все идеи, которые высказываются членами Общественного совета, идут в развитие и совершенствование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Председатель Общественного совета, главный редактор журнала «Огонёк» Виктор Лошак отметил, что позиции членов Совета являются очень близкими и в ближайшее время по результатам заседания Общественный совет направит в Министерство рекомендации со следующими предложениями: рассмотреть возможность корректировки программ курса и введения в них единого модуля по Основам других религиозных культур в каждую из них, а также рассмотреть возможность введения курса либо в 4-м, либо в 5-м классе, не разбивая его летними каникулами.

***

Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) осуществляется на основании Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

 Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 Задачи учебного курса:

 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

 развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

 1. Основы православной культуры;

 2. Основы исламской культуры;

 3. Основы буддийской культуры;

 4. Основы иудейской культуры;

 5. Основы мировых религиозных культур;

 6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Преподавание учебного курса осуществлялось в IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса.

 Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

 Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения курса, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

 Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

***

Информационные материалы к заседанию Общественного совета при Минобрнауки России (.pdf, 236 Кб)

Материалы к выступлению статс-секретаря - заместителя Министра образования и науки Российской Федерации И.Реморенко (.pdf, 1 Мб)

 


Минобрнауки России

Изучение традиционных религий
Разделы новостей
Все новости
Общие проблемы и вопросы
Изучение традиционных религий
Официальные сообщения
Московский Патриархат
Святейший Патриарх
Церковные праздники
Святые и Святыни
Рождественские чтения
Новости из регионов
Новости культурной жизни
Личная позиция
Зарубежные новости
Интернет
Основы Православной культуры
Глинские чтения
Московская педагогическая академия
Духовно-нравственное воспитание
  Глинские чтения    2011