На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)


18 марта 1844 - 21 июня 1908 гг.



Н.А. Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвин в дворянской семье. Начальное образование получил дома под руководством матери. С шести лет начал заниматься музыкой, но она его в этом возрасте не увлекла. В соответствии с традициями семьи (его прадед, дядя и брат были адмиралами), Николай Римский-Корсаков мечтал стать моряком.

В 1856 году Николай Римский– Корсаков был определён в Петербургский морской кадетский корпус. Вспоминая о годах учебы, Римский-Корсаков писал, что в корпусе господствовал «вполне кадетский дух… Не всегда красивые шалости, грубые протесты против начальства, грубые отношения друг с другом, прозаическое сквернословие в беседах, циничное отношение к женскому полу, отсутствие охоты к чтению, презрение к общеобразовательным научным предметам и иностранным языкам, а летом, в практических плаваниях, и пьянство… И я произростал в этой среде чахло и вяло в смысле общего художественно-поэтического и умственного развития….».

Римский-Корсаков учился хорошо, но тяготился атмосферой, царившей в корпусе, и это способствовало его увлечению музыкой. Он начал посещать театр, и брал уроки игры на фортепиано  и основ  композиции. Очень скоро его учитель почувствовал, что ученик обладает незаурядным композиторским талантом и познакомил Римского-Корсакова в 1861 году с композитором М.А. Балакиревым, который сразу оценил талант молодого начинающего композитора, принял активное участие в его судьбе и вскоре поручил ему создание симфонии.

В те годы вокруг М.А. Балакирева собрался кружок молодых композиторов – Ц.А.Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин. Этот кружок метко был назван художественным критиком В.В. Стасовым «Могучей кучкой» и внес громадный вклад в развитие русской музыки. Н.А. Римский-Корсаков стал его активным членом.

Новая среда ярких талантов, активная творческая жизнь, первые успехи на музыкальном поприще привели Римского-Корсакова к решению оставить флот и целиком посвятить себя музыке. Однако родители и старший брат скептически смотрели на это увлечение, считая что музыка не может дать человеку ни достатка, ни положения в обществе. Поэтому  в 1862 году по окончании Римским-Корсаковым Морского корпуса ими было сделано всё для того, чтобы вырвать его из музыкальной среды. Он был зачислен в экипаж, направлявшийся в трёхлетнее кругосветное плавание.

Н.А. Римский-Корсаков покидал Петербург с твёрдым намерением продолжать композиторскую работу во время плавания. Однако этого намерения хватило только на год, после чего тяжёлые морские будни захватили его целиком. Нельзя сказать, что годы, проведенные в плавании, были бесполезны для него как композитора. Он получил массу впечатлений, которые потом воплотились в его произведениях.

В 1865 году Н.А. Римский-Корсаков вернулся в Петербург и с головой окунулся в музыкальную жизнь. Ещё восемь лет он продолжал служить во флоте, но служба оставляла ему много свободного времени, которое он использовал для обучения основам музыкального творчества и создания первых своих произведений.

Уже осенью  1865 года была исполнена его первая симфония.

В 1867 году написана музыкальная картина для оркестра «Садко», которая принесла ему заслуженную славу. В этой картине уже полно ощущается творческое лицо будущего замечательного композитора, который черпал вдохновение и образы в русских мелодиях и богатой народной фантазии.

Начало 70-х годов ХIХ века было переломным моментом в жизни Н.А. Римского-Корсакова. В 1871 году его пригласили на должность профессора в Петербургскую консерваторию, и педагогическая деятельность стала вторым основным занятием его жизни.

За тридцать семь лет преподавания в Петербургской консерватории Н.А. Римский-Корсаков создал свою систему подготовки  и воспитания молодых музыкантов. Через его класс прошли выдающиеся композиторы А.К. Глазунов, А.К. Лядов, С.С.Прокофьев, И.Ф. Стравинский, А.С. Аренский, Б.В. Асафьев, и многие другие, которые вместе с их учениками внесли колоссальный вклад в развитие мирового музыкального искусства ХХ века. Обобщая свой педагогический опыт, Римский-Корсаков написал «Практический учебник гармонии», по которому обучалось несколько поколений русских композиторов. Данью глубокой благодарности и признания выдающихся заслуг Н.А. Римского-Корсакова  было присвоение Петербургской консерватории его имени.

В 1872 году была окончена опера «Псковитянка», которая положила начало оперному творчеству Римского-Корсакова, которое представляет собой вершину русской национальной музыки. Всего им написано пятнадцать опер, сюжеты которых опираются в основном на русские былины и сказки. Музыкальные образы этих опер помогают слушателям понять идеалы народа, почувствовать его веру в торжество добра и справедливости. Именно эти качества сделали их популярными и прославили имя композитора во всем мире. И сегодня, спустя сто лет со дня смерти композитора, его оперы «Псковитянка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и другие украшают репертуары ведущих театров мира.

Большим событием в истории русского музыкального искусства стало содружество Римского-Корсакова с  частной оперой С.И. Мамонтова в Москве. Здесь силами выдающихся актеров (Н.И. Забело, Ф.И. Шаляпин, А.В. Секар-Рожанский и др.) и художников (К.А. Коровин, С.В. Малютин, М.А. Врубель и др.) были созданы фантастические спектакли, во многом открывшие для русской публики шедевры Н.А. Римского-Корсакова.

Неоценимой заслугой Римского-Корсакова перед русским и мировым искусством и творческим подвигом была его работа по редактированию и подготовке к печати музыкального архива М.П. Мусоргского  и А.П. Бородина. В результате многолетней и кропотливой работы увидели свет многие выдающиеся произведения этих композиторов, в частности, в оркестровке Н.А. Римского-Корсакова мир узнал оперу «Хованщина» М.П. Мусоргского и оперу «Князь Игорь» А.П. Бородина.

Революционный поток 1905 года увлёк Н.А. Римского-Корсакова, как и многих русских интеллигентов, считавших необходимым реформирование государственного управления и плохо разбиравшихся в основе политических течений в России начала ХХ века. В результате публичных выступлений в защиту студентов и осуждения дирекции Консерватории, Римский-Корсаков в феврале 1905 года был уволен  из Консерватории. Это событие имело большой общественный резонанс.

В 1906-07 гг. Римский-Корсаков создает свою последнюю оперу «Золотой петушок», задуманную как сатира на самодержавие. Несмотря на безусловные музыкальные достоинства новой оперы, она была запрещена к исполнению, и это стало, может быть, последним ударом для тяжело больного композитора.

21 июня 1908 года Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в городе Пиза, в Италии. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

В 1918 году композитор Б.В. Асафьев сказал: «Творчество Римского-Корсакова – целостное отражение русской жизни, всех одновременно содействующих, соработающих в недрах её сил и начал!».


Татьянин день

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011