На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский писатель-баснописец И.А. Крылов (1769-1844)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский писатель-баснописец И.А. Крылов (1769-1844)


День рождения: Февраль 2 (13)
День памяти: Ноябрь 9 (21)



Брюллов К.П. Портрет баснописца Крылова, 1841 г., ГТГ

Иван Андреевич Крылов (1769 (по другим данным, 1768) –1844) – русский баснописец, писатель, драматург.

Родился 2 (13) февраля в Москве, однако первые годы детства будущий баснописец провёл в Оренбурге, куда, по случаю Пугачёвского бунта, был переведён его отец, служивший в армии капитаном.

В 1775 году отец Крылова вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после его смерти от него к сыну перешёл сундук книг), французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. Не только знание французского языка, но и начатки своего образования Крылов получил благодаря покровительству писателя Н.А. Львова, познакомившегося со стихами юного поэта и нашедшего их стоящими внимания. Крылов подолгу жил у него в доме, учился вместе с его детьми, находясь в атмосфере разговоров литераторов и художников, приходивших в гости к Львову. Недостатки такого образования сказались впоследствии: Крылов не всегда уверенно чувствовал себя в орфографии. Однако с годами он приобрёл достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился говорить по-итальянски, играть на скрипке.

После смерти отца (в 1977, по другим данным в 1778 году) он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Очевидно, что эта служба была только номинальной, ведь Крылов был ещё подростком.

Будущий баснописец всегда читал много и с удовольствием. По словам современника, в Твери он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов».

В конце 1782 года Крылов вместе с матерью едет в Санкт-Петербург, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы пробыли в Санкт-Петербурге до августа 1783 года, хлопоты матери увенчались успехом: Крылов зачисляется на службу в петербургскую казённую палату.

После переезда в столицу на первом месте среди увлечений Крылова - литературные занятия и посещение театра. Однако в семнадцать лет он лишается матери, и на его плечи полностью ложатся заботы о младшем брате, к которому он до конца жизни будет относиться по-отечески.

В 80-е годы, после первых «проб пера», Крылов начинает писать для театра. Выходят либретто комических опер «Кофейница» и «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедия «Сочинитель в прихожей». Эти произведения не приносят молодому автору ни денег, ни известности, но помогают попасть в круг петербургских литераторов.

В это время Крылову оказывает покровительство известный драматург Я.Б. Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, однажды решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порывает со своим старшим другом. Под впечатлением о разрыве Крылов пишет комедию «Проказники», в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. «Проказники» – более зрелое произведение по сравнению с ранними пьесами Крылова, но постановка комедии была запрещена, у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба драматического сочинения.

С конца 80-х годов литературная деятельность Крылова разворачивается в сфере журналистики. С 1789 года в течение восьми месяцев он издаёт журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохраняется и в журнальных публикациях, но в несколько преображённом виде. Крылов создаёт карикатуру на современное ему общество, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Однако судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802 году, её появление всё же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 году Крылов выходит в отставку, решая полностью посвятить себя литературной деятельности. Он становится владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начинает издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже гораздо большей популярностью у современников.

Наибольший успех «Зрителю» приносят произведения самого Крылова: «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи, Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа о моде». Число подписчиков постепенно растёт.

В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Им было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось им искусственным, излишне подверженным западным влияниям. Слепое преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали Крылова своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, «простонародный» слог Карамзина.

Отличительной особенностью творческого почерка Крылова-сатирика стало то, что своих литературных противников он всегда изображал с ядовитой язвительностью. Так, в «Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей» Карамзин был изображён Крыловым как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Именно резкая полемика с карамзинистами, излишняя острота оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уезжает из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «с 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Отрывочные сведения о писателе позволяют предположить, что он некоторое время живёт в Москве, где увлекается игрой в карты, а в 1797 году уезжает в поместье князя С.Ф. Голицына, где, по всей видимости, выполняет обязанности его секретаря и учителя его детей.

Именно для домашнего театра Голицыных в 1799-1800 годах Крыловым была написана пьеса «Трумф или Подщипа». В злой карикатуре на заносчивого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королём Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали в 1871 году. Однако интерес современного читателя к этой пьесе вызывает не столько его политический подтекст, сколько сама форма «шутотрагедии», которая пародировала классическую трагедию с её высоким стилем. Она во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служит его секретарём.

В 1803 году Крылов в очередной раз выходит в отставку и, очевидно, проводит два последующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начинает писать басни. С этого момента к Крылову постепенно приходит слава непревзойдённого русского баснописца.

В 1805 году Крылов в Москве показывает известному поэту и баснописцу И.И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил эти стихотворные произведения и первым отметил, что автор нашел своё истинное призвание. Однако сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году Крылов выпускает сразу три пьесы, в отличие от предыдущих, завоевавших большую популярность и с успехом шедших на сцене. Это – «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по-своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причём «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов всё же постепенно переходит на другую стезю: он перестаёт писать для театра и всё больше внимания уделяет работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник баснописца, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым.

Всего до конца жизни Крылов написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году - вместе с извещением о смерти автора.

Если сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, («Стрекоза и муравей», «Волк и ягнёнок»), то постепенно он начинает сочинять всё больше самостоятельных сюжетов, большинство из которых непосредственно связаны с событиями русской жизни. Так, реакцией на политические и исторические события, связанные, в частности, с Отечественной войной 1812 года, стали басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне». Более отвлечённые сюжеты легли в основу «Любопытного, Пустынника и медведя» и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщённые произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях. Истинное значение знаменитых басен заключается в их высокой художественности, меткости, типичности, разносторонности, в богатом комизме, в сильном, истинно русском языке.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла в безвестности и была наполнена материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружён почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в своё время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем. Он стал истинно народным писателем, классиком при жизни. Так, в 1835 году, ещё при жизни Крылова, известный литературный критик В.Г. Белинский ставит его в один ряд с Г.Р. Державиным, А.С. Пушкиным и А.С. Грибоедовым.

На национальный характер языка Крылова, народность, использование им персонажей русского фольклора обращают внимание все критики. Писатель остаётся враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примыкает к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового, т.н. «лёгкого слога». Так, А.С. Пушкин, которому ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врождённое свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Наряду с народным признанием пришло к Крылову и признание официальное.

Как уже отмечалось, с 1801 года Крылов прекращает кочевую жизнь, поступает на службу, пишет и публикует свои первые басни. В 1806 году он возвращается в Петербург и здесь сближается с А.Н. Олениным, будущим директором Императорской Публичной библиотеки. Эту многолетнюю дружбу прервала только смерть (они умерли очень скоро друг за другом). Оленин был покровителем Крылова, постоянно ходатайствовал перед властями о предоставлении ему материальной помощи, повышении его в чинах, издании его книг. В доме Оленина писатель находил постоянную заботу и внимание всех членов семьи. Они – первые слушатели его басен и стараются «направить» его творчество, «снять» социальную сатиру и выпады против власти.

В 1812 году Крылов поступает работать в Императорскую Публичную библиотеку. Это кардинально меняет его образ жизни. Он отказывается от своей страсти – карточной игры, больше не меняет места службы.

Он прослужил в библиотеке 29 лет – сначала помощником библиотекаря, потом библиотекарем и, наконец, заведующим Русским отделением. В этот период основной задачей библиотеки стало создание фонда книг на русском языке, и Крылов активно этим занимался. Благодаря его связям с издателями и книгопродавцами книги часто покупались за полцены или дарились библиотеке.

Участвуя в коллективных обсуждениях проблем создания библиотечных каталогов, Крылов настаивал: каталог должен быть построен так, чтобы читатель мог легко найти в нём требуемую книгу и описать её, а библиотекарь мог так же легко по этому описанию найти книгу в фонде. Он считал, что быстрота и эффективность поиска не должна зависеть от опытности библиотекаря, что правильная организация каталога и фонда позволит успешно работать и новичку.

Крылов в течение многих лет вёл библиографическую работу – составлял тематические списки, выполнял справки. Он даже занимался непосредственно выдачей книг, но к старости это стало для него тяжело. Современники утверждают, что зачастую вторую половину дня он проводил лежа на диване (который стоял в читальном зале), а приходившим посетителям указывал на приготовленные для них книги или на шкаф и просил брать, что им нужно.

Основная часть басен Крылова была написана в годы его библиотечной работы. Оленин воспринимал и представлял начальству творчество Крылова как часть деятельности библиотеки, принимал участие в публикации басен. Как уже отмечалось, первая книга басен вышла в 1809 году, далее было множество изданий, дорогих и дешёвых, полных и кратких. Книги быстро раскупались, Крылов стал одной из самых заметных фигур в мире русской литературы, а с середины 20-х гг. начинается его европейская известность – басни переводятся на французский и итальянский языки.

В 30-40-е годы тираж книг Крылова достиг небывалого тогда уровня – более 40 тыс., популярность баснописца была огромной.

Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Крылов был избран членом Российской Академии, награждён золотой медалью за литературные заслуги. Он получил много других наград и почестей.

Празднование в 1839 году 50-летия его творческой деятельности превратилось в поистине всенародное торжество.

За прошедшие с тех пор два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Иван Андреевич Крылов 9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге. Хоронили его и первые сановники государства, и интеллигенция, и простолюдины. Вскоре была объявлена подписка на памятник, в сборе денег участвовала вся Россия. Памятник Крылову, изображающий его в окружении персонажей его басен, поставлен в Летнем саду, где находится и сейчас.

Похоронен И.А. Крылов на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.


КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет? —

Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

И.В. Крылов, 1811 г.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Слово, Костёр, " target="_blank">Кругосвет,



Библиотека, книга, чтение

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011