На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Российский кинорежиссёр Г.В. Александров (1903-1983)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Российский кинорежиссёр Г.В. Александров (1903-1983)


День рождения: Январь 10 (23)
День памяти: Декабрь 16



Г.В. Александров

Григорий Васильевич Александров (1903–1983) (настоящая фамилия Мормоненко) – российский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1948).

Родился 10 (23) января 1903 года в Екатеринбурге.

Работал помощником костюмера, декоратором, электротехником в Екатеринбургском оперном театре.

Учился на курсах режиссёров Рабоче-крестьянского театра.

В 1921–1924 годах – актёр Первого Рабочего театра Пролеткульта в Москве. Тогда же начал работать в творческом содружестве с С.М. Эйзенштейном – сначала как актёр в его театральных постановках (роль Глумова в спектакле «Мудрец» по пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923), затем как актёр и ассистент режиссёра в фильме «Стачка», актёр и сорежиссёр в фильме «Броненосец «Потемкин».

Александров с энтузиазмом воспринимал теоретические поиски и практические новации Эйзенштейна в области монтажа и актёрского исполнения в кино, вместе с ним и В. Пудовкиным выступил одним из авторов творческого манифеста «Будущее звуковой фильмы» (1928).

Совместно с Эйзенштейном написал сценарии и поставил фильмы «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929), выезжал вместе с ним в творческую командировку в США и Мексику, где работал над картиной «Да здравствует Мексика!».

Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В Голливуде они много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность навестить Чаплина в Европе.

В 1930-е годы Александров обратился к жанру музыкальной комедии. С большим успехом дебютировал фильмом «Весёлые ребята» (Кубок Международного кинофестиваля в Венеции, 1934). В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. Картина имела значительный успех не только в СССР, но и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоилась искренних комплиментов Ч. Чаплина: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».

Не менее шумным успехом и всеобщей популярностью в СССР пользовался и следующий фильм Александрова – «Цирк» (Высшая премия на Международной выставке в Париже, 1937), где и в сюжете, и в рисунке исполнения главных ролей (Л. Орлова, С. Столяров), и в музыке Дунаевского на первый план вышли мотивы социально-патриотической мелодрамы, а комические репризы лишь интонировали все действие в весёлом и оптимистичном ключе.

В своих последующих комедиях – «Волга-Волга», «Весна» (Международная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1947), режиссёр так же умело и изобретательно сочетал элемент пропаганды с чистой развлекательностью, вводил в действие колоритных сатирических персонажей, благодаря чему у зрителя не возникало ощущения идеологического нажима.

Музыкальные фильмы Александрова привлекали многомиллионного зрителя добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений.

Александров работал также в жанре политического памфлета («Встреча на Эльбе») и биографического фильма («Композитор Глинка»).

С 1951 по 1957 год был художественным руководителем режиссёрского курса во ВГИКе.

В конце 1950-х годов пытался вернуться к формальным экспериментам в жанре музыкального ревю («Человек человеку», «Русский сувенир»).

В завершение своей творческой биографии Александров поставил картину о советских разведчиках («Скворец и лира»), которая, однако, так и не вышла на экраны.

В 1976 году он написал книгу воспоминаний «Эпоха и кино».

В истории отечественного кино Александров остался непревзойдённым мастером музыкальной комедии «большого» стиля, сумевшим свести в единое русло патетику и эксцентрику.

Александров был женат на актрисе Любови Орловой, сыгравшей главные роли в большинстве его картин. В 1983 году Александров снял фильм о своей жене «Любовь Орлова».

Режиссёр награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом Красной Звезды, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. В 1973 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Умер Григорий Васильевич Александров в Москве 16 декабря 1983 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Кино-театр, Герои страны,



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011