На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский художник В.Г. Перов (1834-1882)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский художник В.Г. Перов (1834-1882)



В. Г. Перов. Автопортрет. 1871

Василий Григорьевич Перов (1833/1834–1882) - русский художник.

Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 года (2 или 4 января по новому стилю; по другой версии в 1834 году). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К. Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику учитель грамоты, заштатный дьякон.

Учился в Арзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1861), где одним из его наставников был С.К. Зарянко.

Испытал особое влияние П.А. Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а из зарубежных мастеров – У. Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы.

Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).

Ранние произведения художника сатирически-нравоучительны, представляют собой живописные, тщательно выписанные «картинки» («Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе», обе работы – 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862).

Большое значение для становления его зрелой манеры имели парижские произведения (он побывал в Париже в 1862–1864-х годах как «пенсионер» Академии художеств), в том числе эскиз «Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления» (1863).

Любовь к своего рода «физиологическому очерку» в красках сохраняется у художника и позже, но ирония сменяется трагическими интонациями, колорит утрачивает прежнюю пестроту: картины «Проводы покойника» (1865) и «Тройка».

В картине «Тройка» сюжет прост: ученики-мастеровые везут воду (1866). Но это живописное полотно впечатляет силой образного обобщения; частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты превращаются в символические, общечеловеческие драмы, близкие «бедняцким» темам Ф.М. Достоевского.

Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в «Утопленнице» и особенно в «Последнем кабаке у заставы» (обе картины – 1868), где город представлен как подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим жертвам. Задушевная жанровая романтика, таким образом, переходит у мастера в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности мира.

Также обобщённо-символичны и лучшие портреты работы Перова («А.Н. Островский», 1871; «В.И. Даль», «А.Н. Майков», «М.П. Погодин», все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряжённости. Недаром портрет Ф.М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.

Популярные жанровые картины 1870-х годов проникнуты добродушным юмором («Птицеловы», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; «Голубятник», 1874). Живописуя «о делах и днях» «маленьких людей», художник поэтически воспевает человеческие мирки увлечений и грёз, в то же время подчеркивая их иллюзорность (контраст горячей болтовни «охотников» и мрачного осеннего поля, покрытого первой порошей).

Опыты исторического жанра («Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–1881) не принадлежат к числу шедевров Перова. Поздняя религиозная живопись («Христос в Гефсиманском саду», 1878) и театральные фантазии мастера (цикл эскизов «Снегурочка», 1870-е годы) свидетельствует о глубоких философских размышлениях художника.

В последние десятилетия жизни Перов обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы «Тётушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881; и другие).

В 1871–1882 годах В.Г. Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин.

Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы оно находилось под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882 года. Похоронен на Донском кладбище.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011