На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Умер русский художник Ф.С. Рокотов (1750-1808 )

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Умер русский художник Ф.С. Рокотов (1750-1808 )


24 декабря 2008 года исполнилось двести лет со дня кончины выдающегося русского художника, академика Императорской академии художеств Фёдора Степановича Рокотова. Один из основоположников отечественной портретной живописи, создатель ряда эталонных полотен, составляющих гордость музейных фондов, Ф.С. Рокотов по праву входит в золотой фонд руской национальной культуры



Ф.С. Рокотов

Фёдор Степанович Рокотов (1735? — 1808) – русский художник, один из лучших русских портретистов «века Просвещения».

Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился «вольнорождённым» и, возможно, был незаконным «хозяйским» ребёнком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.

При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.

Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашёл наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи.

Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушённые тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только «вид лица», но и «нежность сердца».

В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору.

В 1758 году он написал портрет великого князя Петра Фёдоровича (будущего Петра III). А через три года в Петергофе художнику позирует семилетний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нём вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. Между тем, портрет не лишён черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.

В эти годы желающих заказать портрет у художника становится много, приходится даже ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.

Летом 1765 года Рокотов возводится в ранг академика.

Работы, написанные им в 60-е годы 18 века, отличаются своеобразием трактовки человеческой личности: в них всё более наблюдается правдивость портретных образов.

Так, например «Портрет Майкова» (1765). Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним было приятно общаться. Известный поэт-сатирик и с портрета смотрит с выражением насмешливого превосходства. Травянисто-зеленый кафтан с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно, так как основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть лукавое, немного одутловатое, глаза прищурены.

Подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.

«Портрет А.П. Струйской» (1772). Художник показал возвышенность образа молодой женщины. Её фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют «Русской Джокондой». Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — всё это приковывает внимание, заставляет задуматься.

Женский портрет «Неизвестная в розовом платье» считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного темноватого до тёплого светлого - создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 века любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

«Портрет графини Санти» — удивительное произведение по тонкости передачи образа, по краскам, по сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов вносит в этот образ особую изысканность.

Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво.

С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е.Д. Волконской» (начало 1790-х) , «Портрет неизвестного» (начало 1790-х) и другие портреты, отличающиеся достаточно разработанным цветом и точностью в своих пластических решениях, но эмоционально приглушённые.

С другой стороны, появляются мягкие, нежные, по-рокотовски тонко проникнутые лиризмом портреты П.А. Воронцовой, колорит которых строится на контрасте всего двух цветов — оттенков чёрного (или тёмно-коричневого до черноты) и белого. Фактически цвет не играет в этих портретах почти никакой роли. Но именно скупые краски придают поздним рокотовским произведениям особое своеобразие и оригинальность.

В последний период жизни и творчества художник редко возвышается до восторженно-поэтического живописания своих женских моделей, ограничиваясь их обобщённой характеристикой.

В эти годы спрос на заказные портреты Рокотова значительно падает. Появляется много талантливых молодых художников, которые в большей мере отвечают новым вкусам.

На склоне лет мастер занимается педагогической деятельностью: у него появляется несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны.

В старости художник, очевидно, уже не работал, во всяком случае, его произведения начала XIX века неизвестны. Он безвыездно и одиноко доживал свой век в Москве, в собственном доме на Воронцовской улице. Своей семьи у него не было, самыми близкими родственниками и наследниками являлись племянники.

Умер Фёдор Степанович Рокотов 12/25 декабря 1808 года и был похоронен в Новоспасском монастыре. Могила его затерялась, осталась лишь запись в монастырской кладбищенской книге.



Русские художники

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011