На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русская актриса Т.И. Шмыга (р. 1928)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русская актриса Т.И. Шмыга (р. 1928)



Т.И. Шмыга

Татьяна Ивановна Шмыга – русская актриса. Родилась 31 декабря 1928 года в Москве.

Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится впрямую к искусству. В ролях Шмыги не только биография самой актрисы - в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображённого не без участия её благородного и содержательного творчества.

Детство актрисы было благополучным. Её родители были образованными людьми, любящими искусство, хотя к нему прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой. Родители очень любили друг друга. А ещё они любили театр, слушали Лещенко и Утёсова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьёзную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьёзной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажёром в училище при Московской консерватории». Потом её пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое её выступление, по сути, «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актёрского мастерства у педагога И. Туманова и С. Штейна.

В 1953 году Т. Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для неё как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюблённых в него. Главным режиссёром театра был тогда И. Туманов, дирижёром - Г. Столяров, балетмейстером - Г. Шаховская, главный художник - Г.Л. Кигель, художником по костюмам - Р. Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т. Бах, К. Новикова, Р. Лазарева, Т. Санина, В. Вольская, В. Володин, С. Аникеев, М. Качалов, Н. Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А. Канделаки, который год спустя стал главным режиссёром Театра оперетты.

К.С. Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодёжи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у неё лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю. Милютина «Цирк зажигает огни».

Очень скоро Т. Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного её имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - её первой роли - почитатели оперетты познакомились с её Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Весёлой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге».

В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961году Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л. Ансимова Шмыга находит себя на новом направлении. В её репертуар входит жанр мюзикла.

В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу по пьесе Б. Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Э. Дулитл.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссером Э. Рязановым в фильме «Гусарская баллада». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Её театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, И. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, Ф. Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойдённой исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Её роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

Творческий путь Т.И. Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Виолетта («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1954), Тоня Чумакова («Белая акация» И. Дунаевского, 1955), Чана («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, 1956), Дези («Бал в Савойе» Абрахама, 1957), Лидочка («Москва-Черемушки» Д. Шостаковича, 1958), Оля («Простая девушка» К. Хачатуряна, 1959), Глория Розетти («Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, 1960), Анжель («Граф Люксембург» Ф. Легара), Любаша Толмачева («Севастопольский вальс» К. Листова, 1961), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса, 1962), Луиза Жермон («Гусарская баллада», реж. Э. Рязанов, 1962), Делия («Куба - любовь моя» Р. Гаджиева, 1963), Элиза Дулитл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1964), Мария («Вестсайдская история» Л. Бернстайна, 1965), Галя («Настоящий мужчина» М. Зива, 1966), Мери Ив («Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, 1967), Галя Смирнова («Конкурс красоты» А. Долуханяна, 1967), Дарья Ланская («Белая ночь» Т. Хренникова, 1968), Нинон («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1969), Вера («Нет меня счастливей» А. Эшпая, 1970), Марфа («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1971), Зоя-Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана, 1976), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» Ильина, 1977), Диана-актриса («Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» А. Кремера, 1977), Роксана («Неистовый гасконец» Кара-Караева, 1978), Сашенька («Господа артисты» М. Зива, 1981), а также главные роли в опереттах: «Катрин» А. Кремера (1984), «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха (1988), «Джулия Ламберт» А. Кремера (1993) и «Джейн» А. Кремера (1998).

В концертном репертуаре актрисы - Мариетта («Баядера» И. Кальмана), Сильва («Сильва» И. Кальмана), Ганна Главари («Весёлая вдова» Ф. Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И. Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.

В ноябре 1969 года Т.И. Шмыге было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСР. Окрылённая успехом и признанием, она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т. Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создаёт творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остаётся её женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «Народная артистка СССР» и удостоенная Государственной премии России имени М.И.Глинки. Она награждена орденами «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Сегодня её можно увидеть и услышать в двух специально поставленных для неё спектаклях - оперетте «Катрин» А. Кремера и его же мюзикле «Джейн Ламберт», созданном по мотивам произведений С. Моэма. В театре «Московская оперетта» также идёт спектакль «Оперетта, оперетта».

Продолжается и её гастрольная деятельность. Т. Шмыга объездила почти всю страну. Её искусство знают и любят не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.

Не всегда в творческой жизни Т. Шмыги были удачи и триумфы. Знала она и поражения, разочарования, но не в её характере опускать руки. Лучшее лекарство от печали для неё - работа. Она всегда в форме, неустанно самосовершенствуется, а это - сплошной, повседневный труд. Оперетта - это суверенная сказочная страна, и у этой страны есть своя Королева. Ее имя - Татьяна Шмыга.

В свободное время Татьяна Шмыга любит читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любит живопись. Её любимые театральные и киноактеры - О. Борисов, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, Н. Гундарева, Н. Анненков, Ю. Борисова, Е. Евстигнеев, О. Табаков и другие. Очень любит балет: М. Плисецкую, Г. Уланову, Е. Максимову, В. Васильева и М. Лавровского. Среди любимых эстрадных артистов - Т. Гвердцители и А. Пугачёва.

Живёт и работает в Москве.



Люди

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011