На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский поэт С.Я. Надсон (1862-1887)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский поэт С.Я. Надсон (1862-1887)



С.Я. Надсон

Семён Яковлевич Надсон (1862-1887) - русский поэт.

Родился 14 (26) декабря 1862 года в Петербурге, выходец из крещёной еврейской семьи. Рано осиротел, с 1873 года воспитывался в семье дяди.

В 1879 году окончил 2-ю петербургскую военную гимназию. С детских лет писал стихи, руководил изданием рукописного гимназического журнала «Литературный винегрет», тогда же проявив характерную склонность к рефлексии, одиночеству, душевному страданию, усилившуюся в связи с ранней смертью от чахотки Н.М. Дешевовой, юношеской любви Надсона, которой поэт посвятил многочисленные стихи и все свои прижизненные издания.

С 1878 года начал печататься в журналах «Свет» (стихотворение «На заре», поэма «Христианка»), «Мысль», «Слово», «Устои», «Дело», «Русская речь».

В годы учёбы в юнкерском Павловском военном училище (1879-1882) познакомился с А.Н. Плещеевым, ставшим его покровителем и литературным крёстным отцом, а также с В.М. Гаршиным, И.И. Горбуновым-Посадовым, Д.С. Мережковским.

В 1882 году, будучи поручиком пехотного полка в Кронштадте, был избран членом Пушкинского кружка, много и с успехом, печатно и устно, в т.ч. на литературно-музыкальных вечерах, выступал со стихами. В критических заметках, опубликованных в журнале «Отечественные записки», решительно отклонял «чистое искусство» (творчество А.И. Голенищева-Кутузова, А.А. Фета и др.), приветствуя «правдивую и жизненную» поэзию.

В 1884-1885 гг. (после кратковременного пребывания в должности секретаря редакции газеты «Неделя») находился за границей в связи с обострившейся болезнью лёгких вместе с переводчицей, поэтессой и историком литературы М.В. Ватсон (1848-1932), ставшей его заботливой попечительницей и спутницей до последних дней жизни.

В 1885-1886 гг. жил в поместье друзей в Подольской губернии, затем под Киевом, работая журнальным обозревателем газеты «Заря».

В сентябре 1886 года, после триумфальных выступлений на литературных вечерах в Киеве, по совету врачей уехал в Ялту.

Первый же сборник Надсона «Стихотворения» (1885) имел ошеломляющий успех (Пушкинская премия, 1886; 29 переизданий в 1887-1917 гг.). Симптоматичная для эпохи безвременья конца 19 века сентиментальная и гражданственная, мелодичная и страстная, искренняя и пафосная поэзия Надсона, отразившая умонастроения народничества — и кризис его идей, протест и бессилие, разочарование и призыв, скорбное признание всесилия зла, тягостной пошлости бытия — и стремление к идеальной красоте, свободе и счастью, десятками строф расходилась в списках ещё до публикации, приобретая характер крылатых афоризмов мятущейся российской интеллигенции рубежа 19-20 вв. (обращение «Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат, / Кто б ты ни был, — не падай душой…» с обещанием, звучащим, как библейское пророчество, «Верь: настанет пора — и погибнет Ваал, / И вернется на землю любовь! »; сладкозвучные, строгие и точные поэтические максимы «Не говорите мне «он умер». Он живет! / Пусть жертвенник разбит — огонь еще пылает, / Пусть роза сорвана — она еще цветет, / Пусть арфа сломана — аккорд еще рыдает!…; Как мало прожито, как много пережито; Блажен, кто в наши дни родился в мир бойцом; Я не раздумывал, я не жил, — а горел; Только утро любви хорошо: хороши только первые встречи…; Нет на свете мук сильнее муки слова: / Тщетно с уст порой безумный рвется крик, / Тщетно душу сжечь любовь порой готова: / Холоден и жалок нищий наш язык!. ». и др.).

Также созвучны времени оказались противоречивость болезненной души Надсона, его жалобы на раннюю усталость — и ожидание «вождя и пророка», способного стряхнуть с унылого существования «тяжесть удушья и снов» (стихотворение «Изнемогает грудь в безлюдном ожиданьи», 1883), ощущение единства «с ночными звуками бушующей природы», тоска по героям, как реальным, так и мифологическим, в т.ч. христианским, идущим «на пытку и крест» за правду и любовь к людям (незаконченная поэма «Томас Мюнцер», 1879; стихотворение-фантазия «Из тьмы времен», 1882), — и бунтарство «вечного юноши… пророка гимназических вечеров», как называл поэта О.Э. Мандельштам («Чу, кричит буревестник!.. Крепи паруса! », 1884), ощущение трагической безысходности (стихотворение «Наше поколенье юности не знает», 1884) — и восхваление борцов за свободу («Мрачна моя тюрьма…», 1882; «На могиле А.И. Герцена», 1885-1886, и др.).

Лирика Надсона, через увлечение которой прошло большинство поэтов Серебряного века, от символистов до футуристов, была тесно связана с традициями М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова (сочувствие бедны, униженным — стихотворение «Похороны», 1879; стихотворное народное преданье «Святитель», 1880-1882; любовь к родине и русской природе — стихотворение «Заря лениво догорает», 1879, «Осень…», 1881-1882; «В глуши», 1884; «Снова лучнная ночь», 1885; идеал поэта-борца — посвящённое Плещееву стихотворение «Грёзы», 1882-1883; «Певец, восстань!.. », 1884). Нравственной требовательностью и накалом общественных страстей отмечена также любовная лирика поэта.

Кумир читающей публики 1880-х годов, явивший к тому же пример идентичности автора и лирического героя, подтвердившего собственной судьбой трагическую доминанту своего творчества, Надсон сумел поэтически сформулировать и развить определённую линию в духовной жизни России своего времени, получившую название «надсоновщины» и вызвавшую как понимание, так и критику за «ноющие» жалобы (В.Я. Брюсов) и призывы «идти в народ» не для того, чтобы звать его к сопротивлению, но страдать и плакать вместе с ним, за шаблонность поэтического языка («светлые грезы», «дивные речи», «нега сладкая», «огонь любви» и т.п.).

В то же время Надсон, мастер звукописи и логически ясной, стройной стиховой фактуры, нередко давал примеры впечатляющей образности, например: «Черная ночь, словно черная птица, / Мокрыми крыльями бьётся в окно», «пиявки выпухлых бровей».

Среди высоко ценивших поэта — А.П. Чехов, М.Е. Салтыков-Щедрин, П.Ф. Якубович (Мельшин), который писал о нём: «Самый талантливый и популярный из русских поэтов, явившихся после смерти Некрасова… Болезненная раздвоенность, рефлексия, «нытьё» внесли, несомненно, известную долю в острую, почти лихорадочную популярность поэта в конце 80-х годов; но главная притягивающая сила его поэзии — в том, что в ней, как в зеркале, отразилась вековечная красота молодости…».

Многие стихи Надсона положены на музыку А.С. Аренским, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманиновым, А.Г. Рубинштейном и др.

Наследие Надсона включает также книгу литературно-критических статей и рецензий «Литературные очерки. 1882-1886» (1887), беллетристические (рассказ «К тихой пристани», повесть «Блуждающий огонек», фрагмент «В лучах света» из ненаписанного романа «Юность Сергея Полянского», все опубликовано в 1912 году, и др.) и драматургические (незаконченная стихотворная драма «Царевна Софья», 1880, опубликована в 1902 году) опыты, лирическую поэму «Весенняя сказка» (1882).

Умер Семён Надсон в Ялте 19 (31) января 1887 года; похоронен на Волковском калдбище в Петербурге.


Верь в великую силу любви …

Свято верь в её крест побеждающий,

В её свет лучезарно спасающий

Мир, погрязший в грязи и крови…

Верь в великую силу любви….

С. Надсон, 1882 г.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011