На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский писатель С.П. Залыгин (1913-2000)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский писатель С.П. Залыгин (1913-2000)



С.П. Залыгин

Сергей Павлович Залыгин (1913–2000) - русский советский писатель и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1988), народный депутат СССР (1989–1991), академик РАН (1991).

Родился 23 ноября (6 декабря) 1913 года в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям.

В 1939 году окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельхозмелиорации (1946–1955); кандидат технических наук (1949).

Во время Великой Отечественной войны старший гидролог Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный здесь материал лёг в основу книги Залыгина «Северные рассказы», 1947); в 1955–1964 – старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.

В 1941 году выпустил первую книгу «Рассказы»; после войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвящёнными проблемам сельского хозяйства (книга рассказов и очерков «На Большую землю», 1953; «Весной нынешнего года», 1964; «Красный клевер» 1955).

В «оттепельные» годы опубликовал повесть «Свидетели» (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960–1970-х годов, в том числе, своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести «Обыкновенные дни» (1957) и книгу рассказов «Блины» (1963).

Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и др.) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощённого, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина «О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи», изданная в Новосибирске (1961), и роман «Тропы Алтая», посвящённый исследователям труднодоступных районов.

Роман привлёк внимание А.Т. Твардовского и был опубликован в 1962 году в журнале «Новый мир», где в 1964 году увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть «На Иртыше» («Из хроники села Крутые Луки»), в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.

«Крестьянский», со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной осмысленностью существования, взгляд на мир с ещё большей силой проявился в основных произведениях Залыгина – романах «Солёная падь» (1967; Государственная премия СССР, 1968), «Комиссия» (1975) и «После бури» (книги 1–2; 1980–1985), представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов. Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в «Солёной пади» – образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского крестьянина Е. Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося создать настоящую «партизанскую республику»; в «Комиссии» – орган мужицкой власти Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова, Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней оценке событий (трактовка нэпа в романе «После бури»).

С середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте имени А.М. Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР.

В 1986–1998 годы – главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые на родине опубликован Архипелаг ГУЛАГ А.И. Солженицына, а также роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» и другие острокритические беллетристические и публицистические сочинения (в том числе, самого Залыгина).

Острота нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камерной жизни, высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман «Южноамериканский вариант», 1973).

Документально-исторический (с элементами художественной условности) «роман без сюжета» «Свобода выбора» (1996) продолжил постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет России 20 века.

Философская повесть «Однофамильцы» (1995) посвящена проблемам преемственности в истории культуры; повесть «Ирунчик» и «Уроки правнука Вовки» (обе 1997) – образцы современного бытописания, не лишенного моральной назидательности.

Залыгин оставил также путевые очерки (в том числе, о Китае, который он посетил в 1958 году), повесть «Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах» (1973), многочисленные литературно-критические («Мой поэт. О творчестве Чехова», 1969; «Литературные заботы», 3-е изд., 1982; «Собеседование», 1982; статьи о Н.В. Гоголе, Л.Н. Толстом, П.Н. Васильеве, А.П. Платонове, Л.Н. Мартынове и др. писателях) и философско-публицистические статьи («Два провозвестника», 1995, в которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у Ф.М. Достоевского и В.И. Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному наполнению первой; «Моя демократия», 1996, напоминающая о нравственных постулатах истинного народовластия; «Культура, демократия и тоталитаризм», 1997, в которой Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а «снизу», и именно с помощью культуры, то есть, в первую очередь, национального языка и воплощённого в нем образа мыслей).

Умер Сергей Павлович Залыгин в Москве 19 апреля 2000 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011