На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский писатель В.Ф. Тендряков (1923-1984)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский писатель В.Ф. Тендряков (1923-1984)



В.Ф. Тендярков

Владимир Фёдорович Тендряков (родился 05.12.1923, деревня Макаровская Вологодской области — умер 03.08.1984, Москва) — русский писатель.

Детство Тендрякова прошло в деревне. Память об этом времени воплотилась позднее в романе «Свидание с Нефертити» (в автобиографическом герое Федоре Материне; 1964) и в рассказах «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня».

После окончания школы в 17-летнем возрасте ушёл на фронт добровольцем. Был связистом. Некоторые факты его военной биографии отражены в романе «За бегущим днем» (1959), в «Рассказах радиста», новеллах «Костры на снегу», «День, вытеснивший жизнь», «День седьмой», «Донна Анна», в эссе «Люди или нелюди» (1975-76).

В 1943 году Тендряков был тяжело ранен под Харьковом и вернулся в родную деревню, где работал сначала физруком в школе, потом секретарем райкома комсомола.

В 1945 году поступил во ВГИК, откуда перевёлся в Литературный институт имени М. Горького, по окончании которого (1951) стал профессиональным писателем.

Печатался в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Наука и религия».

Перу Тендрякова, помимо указанных, принадлежат романы «Тугой узел» (1955), «За бегущим днем», «Свидание с Нефертити», «Покушение на миражи» (1982, опубликован в 1987 году), пьесы, статьи. Но наиболее ярко его талант художника проявлялся в «малых жанрах»: повестях, рассказах, эссе.

Почти каждое произведение писателя вызывало бурные дискуссии. «Неистовые ревнители» классовой литературы «прорабатывали» писателя за многочисленные «грехи»: «очернение советской действительности», рефлексирующих героев и даже за следование традициям Ф. Достоевского, хотя Тендряков никогда не отрицал идею коммунизма, правда, иронически отзываясь о коммунизме «казённом», «чиновном».

Доброжелательная к писателю критика указывала на активное вмешательство писателя в жизнь, на актуальность его произведений, но часто, в силу идеологических причин, стремилась «уложить» Тендрякова в рамки социалистического реализма, явно ему тесные. Критики традиционно выделяли несколько тематических циклов в творчестве писателя: «деревенский», «школьный», «нравственно-этический» и «атеистический» (правильнее было бы говорить о произведениях, отражающих религиозные искания писателя).

Наиболее верным представляется подход, предложенный вдовой писателя Н. Асмоловой-Тендряковой в комментариях к его «Собранию сочинений»: «на каждом этапе своего творческого пути художник на самых разных тематических плацдармах решал определённые проблемы».

В повестях «Падение Ивана Чупрова» (1953), «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семёрка, туз» (1961), «Короткое замыкание» (1962) и др. писателя волновала проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий. Начальник МТС (машинно-тракторной станции) Княжев («Ухабы»), обладающий твёрдым характером и незаурядными организаторскими способностями, вдруг теряется перед силой казённой бумажки - постановления; Лёшка Малинин («Тройка, семёрка, туз»), героически спасший тонущего человека, проявляет малодушие, когда надо пойти против коллективного безумия, охватившего товарищей; не раз вступавший в бой один на один с медведем охотник Семён Тетерин («Суд») ощущает себя беспомощным перед юридическими тонкостями.

Столь же трагичны невыдуманная судьба Александра Фадеева (эссе «Охота», 1971, обращённое к периоду борьбы с «космополитами»; опубликовано в 1988 году) и вымышленная — Ивана Чупрова. С одной стороны, Тендряков осуждает своих героев за отсутствие в них нравственной доминанты, категорического императива, с другой — говорит о ненормальности той социальной среды, которая лишает человека инициативы, выбора, превращает его в пешку, винтик.

Последующие повести писателя раскрывали трагические последствия пренебрежения законами нравственности «во имя» революции и «всеобщего будущего счастья». Среди героев этих произведений и диктатор местного масштаба Евлампий Лыков («Кончина», 1968), давший колхозникам сытую жизнь и отобравший у них свободу и право быть личностями; Настя Сыроегина, не сумевшая противостоять руководителям-очковтирателям и страдающая от этого, в отличие от почившего на лаврах Евлампия («Подёнка — век короткий», 1965); это и аскет-догматик Божедомов («Три мешка сорной пшеницы», 1973), утративший интерес к людям.

Своей вершины эта тема достигнет в опубликованных посмертно рассказах «Пара гнедых» (1969-71) и «Хлеб для собаки» (1969-70).

Герои Тендрякова всё чаще начинают осознавать, что нормы морали должны основываться на любви к человеку, а не на коммунистических догмах. Справедливая, на первый взгляд, истина о пользе правды для гордого человека унижает пожилую и несчастную учительницу («Ночь после выпуска», 1974). Идея «социалистического гуманизма» приводит к убийству человека, пусть даже дурного, и раскаянию старого учителя, внушавшего ученикам идею «добра с кулаками», но забывшего передать им осознание самоценности жизни («Расплата», 1979). На материале «школьной» повести решаются, таким образом, глубочайшие философские проблемы, волновавшие русских писателей 19 и 20 веков. Неслучайно в «Расплате», как и в других поздних вещах писателя, сюжеты и диспуты перекликаются с «Преступлением и наказанием» и «Братьями Карамазовыми» Достоевского, а имена героев реминисцируют с именами его персонажей.

По мнению критиков, в повестях Тендрякова философские споры иногда несколько «провисают», не подкреплённые художественно полноценными образами («Шестьдесят свечей», 1980), но чаще они органично вплетаются в сюжет. Чтобы придать своим книгам большую философскую обобщённость, Тендряков охотно пользуется литературными и историческими реминисценциями: библейскими, античными (Александр Македонский, Диоген), средневековыми (Кампанелла).

Писатель часто обращается к теме любви. Одной из вершин его творчества стала повесть «Весенние перевёртыши» (1973). Её герой, Дюшка Тягунов, полюбив девочку, вдруг увидел, как огромен и прекрасен мир. «Громада-любовь» заставила его заступиться за лягушку, прийти на помощь слабому однокласснику, вступив в бой с циником Санькой.

Показывая борьбу в человеке светлых и тёмных начал (особенной реалистической жёстокости художник достиг в эссе «Люди или нелюди» и рассказе «Параня»), Тендряков всё чаще обращается к идее необходимости торжества любви, задумывается над христианскими ценностями. Если в повести «Чудотворная» (1958) и «Чрезвычайное» (1961) писатель стоял на позициях воинствующего атеизма, изображая носителей веры резко негативно, то в «Апостольской командировке» (1969) говорит о том, что религия — протест против болезни бездуховности, поразившей общество. «Важно не отвергать с презрением библейскую мораль и нравственность, а пользоваться ими…»,— писал он в личном письме в ЦК КПСС в 1969 году. Тогда его, естественно, не услышали.

В 1982 году Тендряков вернулся к христианской теме в романе «Покушение на миражи», назвав его первоначально «Евангелие от компьютера». Герои романа, современные программисты, моделируют на компьютере историю, «изъяв из неё Иисуса Христа», и с удивлением обнаруживают, что он вновь возникает, так как Он нужен людям.

Сатирический талант Тендрякова проявился достаточно поздно: написанная в гоголевско-щедринской традиции повесть «Чистые воды Китежа» (1977) — притча-пародия на тоталитаризм и его порождения, основанный на личных впечатлениях очерк о роскошном приеме Н.С. Хрущёвым и высшей партийной номенклатурой советских писателей, подлежащих идеологической обработке; На блаженном острове коммунизма» (опубликован в 1987 году).

Повесть-эссе «Революция! Революция! Революция!» (1964-73), не предназначавшаяся для печати, представляет собой цикл «бесед» писателя с В.И. Лениным, которые отражают проблематику творчества самого Тендрякова: соотношение человека и социальных условий, счастье и его цена, идеалы и реальность, насилие во имя высоких целей, любовь и ненависть, проблемы духовности и нравственности, добра и зла.

Умер Владимир Фёдорович Тендряков 3 августа 1984 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

В.В. Агеносов



Библиотека Белоусенко

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011