На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Российский писатель В.Ю. Драгунский (1913-1972)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Российский писатель В.Ю. Драгунский (1913-1972)



В.Ю. Драгунский

Виктор Юзефович Драгунский, (1913–1972) - российский писатель.

Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского.

На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 году красный комиссар, и актёр еврейского театра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России.

В Москву они перебрались в 1925 году, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся.

Будущему писателю надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Затем он устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930), однако творческая натура «брала своё»: он поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А. Дикий) учиться актёрскому ремеслу.

После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр имени Н.В. Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актёр был приглашён в Театр сатиры. В 1940 году были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.

Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме «Русский вопрос», Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актёрам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актёра, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е. Весник, Б. Сичкин, тексты писали В. Масс, В. Дыховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л. Давидович сочинил несколько популярных песен («Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька»). По общему признанию, Драгунский был талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьём на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Всё это отразилось в знаменитых «Денискиных рассказах», которые отличаются тем, что там передана психология ребенка, отражено свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ «Белые амадины»), не просто неожиданный поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией. Это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959 году), и хотя самих примет времени в них не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов прошлого века. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш, но они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или ещё не знакомые люди.

В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, – истории писателя чаще всего весёлые и динамичные. Клоунада невозможна ещё и потому, что при всей определённости выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь – тональность, которая существует только в слове и утрачивается, как правило, при переводе на язык другого искусства.

Точные детали и определённость ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны В.Ю. Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жёсткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ «Старухи», который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский). Однако автор не даёт оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни.

Повесть «Он упал на траву» (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой её, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб.

О человеке, существующем вопреки времени, по крайней мере, не во всём с ним согласном, рассказывается в повести «Сегодня и ежедневно» (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный ковёрный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой – и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993 годах.

Умер Виктор Юзефович Драгунский в Москве 6 мая 1972 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011