На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский художник К.С. Петров-Водкин (1878-1939)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский художник К.С. Петров-Водкин (1878-1939)



К.С. Петров-Водкин. Автопортрет

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) - русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 года в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов.

Учился в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897).

В 1905 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А. Серов. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления.

Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций.

Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства».

Жил в Ленинграде, а с 1927 года – в Пушкине.

Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна («Сон», 1911; «Играющие мальчики», 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург).

Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно «Купание красного коня» (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Также воспринимаются картины «Мать» (1913) и «Девушки на Волге» (1915).

В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции («1918 год в Петрограде» (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее).

В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты («Селедка», 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени («Автопортрет», 1918; «А.А. Ахматова», 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее).

Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; «Смерть комиссара», 1928, Русский музей). Но картина «1919 год. Тревога» (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное «Новоселье» (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М. Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Он плодотворно работал также как художник театра и как педагог (преподавал в школе Е.Н. Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

Умер Кузьма Сергевич Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939 года. Похоронен на Волковом кладбище.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011