На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский писатель Л.И. Пантелеев (1908-1987)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский писатель Л.И. Пантелеев (1908-1987)



Леонид Иванович Пантелеев

Леонид Иванович Пантелеев (настоящее имя и фамилия Еремеев Алексей Иванович) (1908–1988) - русский писатель.

Родился 9 (22) августа 1908 года в Петербурге.

Отец, казачий офицер, участвуя в русско-японской войне, отличился, получил орден Св. Владимира и потомственное дворянство; мать из петербургской купеческой семьи.

В 1916 году поступил во 2-е Петроградское реальное училище (не окончил, как и многие другие учебные заведения: от приготовительного училища до курсов киноактера).

В 1918 году отец пропал без вести, мать увезла детей от голода в Ярославскую губернию. В 1921 году мальчик вернулся в Петроград – к мелкой торговле, авантюрам с рулеткой и нищете, позднее описанных им в автобиографической повести «Ленька Пантелеев» (1939; новый вариант, 1952).

В том же году комиссией по делам несовершеннолетних он был направлен в школу им. Ф.М. Достоевского (Шкид), где получил прозвище «Ленька Пантелеев», по имени известного питерского «урки», и встретил своего будущего соавтора и друга Григория Георгиевича Белых (1906–1938).

После двухлетнего пребывания в Шкиде друзья совершили неудачную поездку в Харьков, не добившись желаемого успеха в новом деле – кинематографе; затем бродяжничали, с зимы 1924 года понемногу печатались в журналах «Бегемот», «Смена» и «Кинонеделя».

Пантелеев пробовал сочинять с 8–9-летнего возраста (стихи, пьеса, приключенческие рассказы, трактат о любви).

С 1925 года несколько лет жил в семье Белых, где бывали «шкидовцы» и просто друзья – С.Я. Маршак, Е.Л. Шварц, В.В. Лебедев, Н.М. Олейников (редакторы детских журналов «Чиж» и «Ёж»), там и создавалась документальная (в духе «литературы факта») повесть «Республика Шкид» (1927), принёсшая ошеломляющий успех, широкие литературные знакомства и восторженную поддержку А.М. Горького.

Не выстраивая сложной сюжетной линии, авторы правдиво описали все наиболее яркие и примечательные события своего школьного отрочества, где было много смешного, нелепого, драматичного, а порою и трагического.

Впервые в отечественной литературе была открыта не только актуальная тема беспризорничества (которую потом продолжат «Правонарушители» Л.Н. Сейфуллиной, «Ташкент – город хлебный» А. Неверова, «На графских развалинах» А.П. Гайдара), но и в более широком плане тема «аномального» детства, со всеми вытекающими из неё проблемами обучения и социальной адаптации ребят, прошедших уличную школу воровства, мошенничества и аутсайдерства.

Рассказ о столкновении и взаимовоспитании (взаимокоррекции) беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал и упрёки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального «порядка»: негативным был отзыв Н.К. Крупской, а после выхода в 1933–1936 годах «Педагогической поэмы» – и А.С. Макаренко, увидевшего в книге «картину педагогической неудачи», относя к таковой и деятельность директора школы, выдающегося педагога В.Н. Сороки-Росинского, «Викниксора»).

Однако динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе имени Ф.М. Достоевского, при всей неприглядности многих изображённых фактов «неблагополучного» детства, подкупало искренним оптимизмом, питаемым не примерами быстрого превращения «плохих» детей в «хороших», но постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью.

В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 году не был репрессирован Белых.

Выход книги в 1960 году вызвал новую волну интереса к ней; в 1966 году на её основе был создан одноименный фильм (режиссёр Г.И. Полока).

К теме беспризорничества Пантелеев вернулся в рассказах «Карпушкин фокус», «Портрет» и повести «Часы» (все 1928 года), где создал колоритную фигуру маленького «джентльмена удачи» – Петьки Валета.

Совместный с Белых сборник рассказов «Американская каша» (1932) и книга очерков «Последние халдеи» (1939) в целом завершают тему «республики Шкид».

Белых, хорошо знакомый с предреволюционным бытом питерских рабочих, публикует повести «Дом весёлых нищих» (1930) и «Холщёвые передники» (1932), а Пантелеев обращается ко второй значимой теме своего творчества – рассказам о подвиге («Пакет», 1933, ставший одним из лучших советских произведений о Гражданской войне; «Ночка», 1939; «Долорес», 1942, опубликован в 1948 году; «Гвардии рядовой», «На ялике», оба 1943; «Главный инженер», 1944; «Платочек», «Индиан Чубатый», оба 1952, и др., многие из которых навеяны событиями Великой Отечественной войны), которые так же, как и предшествующие сочинения, адресованы не только взрослой, но и детской аудитории.

Эмоциональный и простой, живописный и безыскусный язык Пантелеева, занимательный, несложный и энергично развивающийся сюжет, способность писателя глубоко проникать в детскую и подростковую психологию, с пониманием передавая накал переживаний ребёнка в несущественных для «больших», но серьёзных для него перипетиях его «маленькой» жизни, тонкое и бесстрашное умение смешивать «героическое» с «наивным», проницательно угадывая общее в бесхитростном и открытом взгляде на мир, добрый юмор, пластично разрешающий парадоксальные ситуации, – всё это способствовало долговременному успеху многих произведений Пантелеева, ставших классикой отечественной детской литературы (среди лучших – рассказ «Честное слово», 1941, ставший хрестоматийным; «Новенькая», 1943; цикл «Белочка и Тамарочка», 1940–1947, «Буква «ты», 1945).

Своеобразная хроника процесса совместного с ребёнком познания себя и мира – в книге для родителей «Наша Маша» (1966), основанной на дневнике, который писатель вёл много лет, наблюдая за дочерью.

Автор книг блокадных записей» В осаждённом городе» (1964) и «Живые памятники» (1965), воспоминаний о Горьком, К.И. Чуковском, Маршаке, Шварце и др.

В книге «Повесть «Ленька Пантелеев» и «Моя подлинная биография» (опубликованы в 1994 году) писатель прояснял роль автобиографического элемента в названном произведении.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева экранизированы (кроме названных, также «Часы», «Честное слово», «Большая стирка», «Пакет»).

Рассказы и повести Л.И. Пантелеева стали «золотым фондом» литературы для детей.

Умер Леонид Иванович Пантелеев в Петербурге 9 июля 1988 года.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011