На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

День семьи, любви и верности

Общие праздники
События по теме
11 января:
День заповедников и национальных парков

11 января:
Всемирный день «спасибо»

13 января:
Старый Новый год

13 января:
День российской печати

21 января:
День инженерных войск

25 января:
Татьянин день. День российского студенчества

21 февраля:
Международный день родного языка

23 февраля:
День защитника Отечества
Все события по теме...

День семьи, любви и верности



Молодая семья

8 июля Россия во второй раз будет отмечать День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда Русская Православная Церковь вспоминает святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.


Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие: «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван». Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Тем не менее, будучи исцелён, он не желает выполнять свое обещание: как может князь взять в жёны простую крестьянку! Вместо этого он решает послать Февронии богатые дары, но она не принимает их.

Нарушивший своё слово князь Пётр заболевает снова, и Феврония снова берётся его исцелить с тем же условием: взять её в жёны. На этот раз выздоровевший Пётр ведёт Февронию под венец, несмотря на сословное различие.

Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.

После смерти, пришедшей к ним в один день, их тела нашли чудесным образом оказавшимися в общей гробнице.

Пётр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547 года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города Мурома.


Остановки городского транспорта, уличные перетяжки - всё сегодня пестрит социальной рекламой нового праздника. В разных городах России по его случаю проходят торжества: открываются памятники, звучат концерты, организуются народные гуляния... Это выглядит таким общероссийским, от высшего государственного до низового обывательского уровня, криком души: «Вернись, любовь! А то еще немного, и мы будем жить в мире потерянных одиночек».

По данным социологических опросов, сегодня в России около 30% мужчин в возрасте от 25 до 50 лет либо никогда не были женаты и не планируют создавать семью в ближайшее время, либо разведены и не желают больше вступать в брак. В современных экономических и социальных условиях законный брак и крепкая семья не приносят человеку никаких видимых выгод. В наши дни нет смысла брать жену, чтобы было, кому вязать снопы и варить щи, нет причины рожать детей, чтобы справиться с большим хозяйством и обеспечить себе уход в старости. Скорее, наоборот - сейчас легче выжить и преуспеть работающим одиночкам, нежели семейным и детным.

Невротическое расстройство, именуемое популярным сейчас термином «интимофобия» (боязнь серьёзных длительных отношений), можно назвать одной из главных болезней начала XXI века. К сожалению, люди, которым следовало бы как можно скорее записаться на приём к хорошему психологу или сходить к священнику, сегодня чувствуют себя вполне благополучными и успешными, обществу всё сильнее пытаются внушить, будто их патология - это и есть норма.

Молодого человека, который к тридцати годам стал прекрасным профессионалом и занял руководящий пост в крупной компании, но при этом остаётся на подростковом уровне развития в личной сфере - ночные клубы, переписка с девушками на сайтах знакомств и в социальных сетях, куча ни к чему не обязывающих романов, - считают вполне успешным и ставят другим в пример.

Когда же другой молодой человек в двадцать пять объявляет о своём намерении жениться, это вызывает у окружающих недоумение и массу вопросов: «А почему бы вам несколько лет не пожить просто так? Ты что, не можешь найти себе девушку, которая бы без штампа в паспорте согласилась?» А уж желание родить ребенка и вовсе относится к разряду поступков асоциальных: «Ну вы даёте! Что, предохраняться совсем не умеете?»

Когда-то, восемь столетий назад, негодование в среде Муромской знати вызвало желание князя Петра оставаться верным своей жене-простолюдинке. Сегодня в положении «князей в изгнании» оказываются все, кто хотел бы жить по любви, которая всегда до конца, полностью и без остатка. Которая не «поживём-увидим» и не «стоит проверить наши чувства», а «вместе решительно и навсегда». Может быть, выведение праздника семьи на государственный уровень - это первый шаг к тому, чтобы вернуть крепкому браку прежний высокий статус, как некогда власть в Муроме - благоверным князьям?

Государственным Днём семьи «назначен» православный церковный праздник. Может ли сегодня Русская Православная Церковь стать лидером в деле возвращения семье и браку высокого социального статуса? Именно в Церкви можно увидеть немало удивительных примеров практически идеальных семейных отношений, основанных на подлинно христианской жертвенной любви. Например, семьи последнего Российского императора Николая II, многих новомучеников и исповедников, близких к нам по времени подвижников благочестия. Но самое сильное свидетельство - это праведная семейная жизнь наших современников, людей, которые находят силы хранить любовь и верность в тех условиях, в которых большинство отдает предпочтение комфортной самодостаточности.

Общество не увидит примеров образцовой семейной жизни православных христиан, если в Церкви не будет молодёжи. Если церковная молодёжь не будет иметь возможности встречаться, общаться, знакомиться, влюбляться и играть свадьбы.

На прошедшем Архиерейском Соборе архиепископ Костромской и Галичский Александр высоко оценил работу ряда православных молодежных организаций, но как же их мало даже в Москве и Санкт-Петербурге, после двадцати прошедших лет религиозной свободы в России!

В начале девяностых я знала одну православную девушку, которая хотела немногого - выйти замуж. В те годы для верующей девушки это было задачей не из легких. В Церкви преобладали традиционные бабушки и неустоявшиеся неофиты. Женихов среди неофитов было немного, да и те, кого можно было считать женихами, часто являли собой зрелище печальное. Вселенская скорбь в глазах и приводящие к ней постоянные интеллигентские рефлексии в сочетании с презрением к «мирской работе» и панической боязнью серьёзных отношений с матримониальной перспективой - типичный «джентльменский» набор воцерковляющегося молодого человека тех времен.

Но девушка попалась целеустремленная, взялась за дело, «засучив рукава», и практически в одиночку организовала клуб, в котором собирались молодые люди и с пользой проводили время. Точнее, люди не собирались сами, а девушка искала близких по духу людей всюду - в своем институте, в библиотеках, музеях, на рок-концертах, в различных «тусовках» - и приглашала на общие встречи. Интернета тогда, нужно заметить, не было - людей нужно было искать в реальном пространстве, где ходят ногами и от этого устают.

В этом клубе собирались верующие и неверующие, православные и неправославные, знакомые приводили своих друзей, а друзья - знакомых, спорили о вере и обсуждали новинки кино, пили чай и иногда даже что-то покрепче, организовывались поездки в монастыри и на шашлыки в лес, походы в детский дом и военный госпиталь...

Вскоре «хозяйка салона» счастливо вышла замуж за молодого человека, которого однажды пригласила в свой клуб. Когда он только познакомился с этой компанией, он был ищущим студентом без целостного мировоззрения, а через два года, вскоре после венчания, его рукоположили во диаконы.

Через несколько лет основоположница клуба стала многодетной мамой и от организаторских вопросов отошла, но дело её жило. В клубе сложилось немало крепких супружеских пар, дружеских связей, сетей взаимопомощи. Многим он помог преодолеть одиночество, обрести надежду на счастье. Эта дружеская компания молодёжи долгое время служила источником добра для самых разных людей, заражала всех окружающих энергией и оптимизмом.

Вот как многое может сделать простой человек, не располагающий даже материальными средствами и помещением, если будет действовать с любовью!

Одна из главных тем жития святых Петра и Февронии - тема исцеления, которое молодой князь обретает в браке с премудрой девой. Современный человек, раненный, невротизированный миром, также не сможет вернуть себе целостность, пока не найдёт в себе мужества принять любовь. Мы не знаем, сколько раз Божий промысел будет указывать ему на этот выход путём складывания жизненных обстоятельств и с какой подсказки он поймет, что это - его лекарство. Главное, что как только поймет - исцелится.


Ольга Курова



Интерфакс-Религия

Общие праздники
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011