На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский писатель В.Г. Короленко (1853-1921)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский писатель В.Г. Короленко (1853-1921)



Владимир Галактионович Короленко

Владимир Галактионович Короленко - выдающийся русский писатель.

Родился 15 (28) июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни.

Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой.

В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного «пана-судьи», и более подробно - в «Истории моего современника».

Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Всё это, в связи с полу-польским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность.

К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов.

Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей человечностью.

В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище. Незадолго до этого умер идеально бескорыстный его отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств.

Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжёлую нужду: обедать за 18 копеек в благотворительной кухмистерской он мог себе позволить не чаще одного раза в месяц.

В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию.

В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключён из академии.

Поселившись в Петербурге, Короленко вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой.

С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар.

После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском.

Сибирь произвела на Короленко огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, тяжёлая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: «Сне Макара», «Записках сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении».

Верный основному складу своей творческой натуры - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берёт его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях. В 1885 году Короленко разрешено поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор всё чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в ней немного, но много трудного, сложного - и всё это нашло своё отражение в рассказах Короленко: «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет», в полу-этнографических «Павловских очерках» и особенно в очерках, составивших целую книгу «В голодный год» (Санкт-Петербург, 1893).

Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в своё время дали ряд весьма важных практических указаний.

Общественная деятельность Короленко за всё время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода «учреждением»: около него сгруппировались лучшие элементы края для противостояния злоупотреблениям всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры.

К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое «Мултанское дело», когда благодаря замечательной энергии Короленко и искусно проведённой защите, были спасены от каторги вотяки.

В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка» («Русское Богатство», 1895, № 1 - 3 и отдельно), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором.

С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель «Русского Богатства» - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в «Русской Мысли».

В 1900 году при образовании разряда изящной словесности при Академии Наук Короленко был в числе первых, избранных в почётные академики, но в 1902 году, в связи с незакономерным кассированием выборов в почётные академики Горького, Короленко вернул свой диплом при письменном протесте.

С 1900 года Короленко поселился в Полтаве.

С 1906 года он начал печатать отдельными главами самое обширное по объёму из своих произведений: автобиографическую «Историю моего современника».

По замыслу это должно было быть нечто типическое по преимуществу. Автор заявляет, что его «записки - не биография, не исповедь и не автопортрет». Но, вместе с тем, он «стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя её красивыми или яркими чертами правды художественной».

В результате «историческое» или, вернее, автобиографическое взяло верх над типическим. К тому же вышедшие две первые части «Истории моего современника», главным образом, посвящённые начальному периоду жизни Короленко, центральным пунктом которой является столкновение трёх национальных элементов в эпоху польского восстания 1863 года, недостаточно типичны с общерусской точки зрения. Не типичны и те формы крепостного права, которые так поражали молодого наблюдения в быту шляхетской Украины.

Очень удались Короленко воспоминания о писателях - Успенском , Михайловском , Чехове, - которые он объединил под общим заглавием «Отошедшие». Среди них поистине превосходен очерк об Успенском, написанный со всей выразительностью чисто беллетристического этюда и, вместе с тем, согретый настоящей личной любовью к писателю и человеку.

Блестящее место в литературном творчестве Короленко занимает его обширная публицистическая деятельность - многочисленные газетные и журнальные статьи, посвящённые разным жгучим злобам текущего дня. Проникновенная публицистика Короленко находится в тесной связи с выдающейся практической его деятельностью.

Где бы он ни поселился, он везде становился в центре активной работы, направленной к облегчению нужд и бедствий.

Эта практическая деятельность Короленко неотделима от литературной и образует одно слитное целое. Трудно сказать, что, например, в «Голодном годе», или в произведшем огромное впечатление «Бытовом явлении» (1910) есть замечательное литературное явление и что - крупнейшая общественная заслуга.

Высокое положение, которое занимает в русской литературе Короленко, - в такой же степени выражение прекрасного, в одно и то же время и задушевного, и изящного художественного таланта, как и результат того, что он – рыцарь пера в лучшем смысле этого слова. Случится ли стихийное бедствие, осудят ли невинных людей, учинят ли погром, доведут ли до кошмара, до превращения в «бытовое явление» смертные казни, Короленко уже «не может молчать», по выражению Толстого; ему не боязно говорить об «избитом сюжете».

Искренность Короленко так глубока и несомненна, что захватывает читателя совершенно независимо от принадлежности к тому или другому политическому лагерю. Короленко не «партиец», он христианин в прямом и непосредственном смысле слова.

В 1914 году вышло в свет 9-томное собрание сочинений писателя. Мечтая создать художественную летопись своего поколения, Короленко до конца жизни работал над «Историей моего современника».

Считая себя «беспартийным социалистом», писатель отнёсся к Февральской революции 1917 года как к возможности демократического переустройства страны.

Короленко в своих очерках «Война, отечество и человечество» выступил против «пораженцев» в войне, полагая, что только после освобождения национальной территории и заключения справедливого мира можно будет избежать «войны всех против всех». В.И. Ленин, прочитав это сочинение Короленко, сказал о нём: «Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками».

Октябрьскую революцию Короленко не принял, полагая, что «сила большевизма всякого рода в демагогической упрощенности» и «возможная мера социализма может войти только в свободную страну».

С началом гражданской войны выступал против «красного» и «белого» террора, ходатайствуя перед любыми властями о спасении жизни людей.

Короленко осуждал раскулачивание и продразверстку как безнравственное и безумное прекращение нормальных экономических отношений.

Он требовал свободы слова, считая, что «лучше даже злоупотребления свободой, чем её отсутствие».

Писатель требовал отказа властей от невозможного в отсталой стране осуществления социализма и коммунизма, написав шесть безответных писем А.В. Луначарскому, назвавшему их автора «прекраснодушным Дон-Кихотом».

Будучи тяжелобольным, писатель категорически отказался от выезда за границу на лечение.

В последние годы у него прогрессировала болезнь сердца, но он трудится: основывает колонии для сирот и беспризорных, участвует в помощи голодающим.

Умер Владимир Галактионович Короленко от воспаления легких 25 февраля 1921 года в Полтаве. Похоронили его близ его усадьбы при огромном стечении народа.


Всей своей жизнью Короленко подтвердил данную ему современниками характеристику «нравственного гения».



Русский биографический словарь

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011