На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русская певица Т.И. Синявская (р. 1943)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русская певица Т.И. Синявская (р. 1943)



Т. Синявская

Тамара Ильинична Синявская - русская певица (меццо-сопрано).

В 1970 окончила ГИТИС (класс Д.В. Белявской).

С 1964 года - солистка Большого театра.

В 1973—74 годах стажировалась в театре «Ла Скала».

Среди партий: Ваня, Ратмир, Марина Мнишек, Ольга «Евгений Онегин», Любаша, Любава, Кончаковна, Княгиня «Русалка», Лаура, Кармен, Женя Комелькова в опере Молчанова «Зори здесь тихие» и др.

Выступает и как концертная певица.

Лауреат Международных конкурсов: певцов в Софии (1-я премия; 1968), вокалистов в Вервье («Гран при»; 1969), имени П. Чайковского (1-я премия, 1970).

Народная артистка СССР (1982).

***

В последнее время, когда широкое распространение получили аудио и видеозаписи, высокого уровня достигла техника, - в статьях о певцах основное внимание уделяется мастерству, профессионализму и все меньше - тому, что собственно делает певца - певцом, то есть, тембру голоса. А между тем, именно он, в первую очередь, делает голос узнаваемым.

Разговор о Тамаре Синявской надо начинать с тембра ее голоса - бархатистого, насыщенного, глубокого, обволакивающего и завораживающего.

Природа щедро одарила Тамару - не только натуральным меццосопрано с уникальными контральтовыми красками, но и прекрасной внешностью, и актерским талантом, и заразительным сценическим темпераментом.

Поёт Тамара, сколько помнит себя, чуть ли не с трёх лет, а когда ей было девять, уже солировала в городском ансамбле песни и пляски. И во время этих, ещё совсем детских выступлений, пришло к Тамаре ощущение сцены и радость от того, как легко и свободно звучит ее голос.

Этот голос привлёк внимание, девушке посоветовали серьёзно учиться. Профессиональное обучение будущей певицы началось в училище при Московской консерватории под руководством педагога Ольги Померанцевой, и Тамаре не было ещё 17 лет, когда она вышла на профессиональную сцену Большого зала Московской консерватории, участвуя в исполнении кантаты Прокофьева «Александр Невский».

В 1964 году Ольга Померанцева с трудом уговорила свою ученицу участвовать в конкурсе в стажерскую группу оперы Большого театра. Конкурсантов было много, но члены комиссии во главе с Евгением Светлановым вопреки всем правилам - а у Тамары не было специального высшего образования - приняли Синявскую в стажёрскую группу. Меньше чем через два месяца она уже спела партию Ольги в «Евгении Онегине» Чайковского и удостоилась похвал таких взыскательных мастеров оперной сцены, как режиссер Борис Покровский и прославленный русский тенор Сергей Лемешев, ставший в этом спектакле её любимым Ленским.

Перевод из стажерской группы в оперную труппу прошёл естественно и органично после выступления Синявской в партии Ратмира в опере Глинки «Руслан и Людмила». В этой работе уже проявились качества будущего профессионала - изучение партии и её исполнительских традиций, поиск пластического рисунка, средств вокальносценической выразительности. Образ пылкого и страстного юного хазарского хана рождался из обольстительной и полной грации музыкальной темы, и в голосе Синявской мы слышим таинственно-манящее очарование и мечтательную негу.

Через несколько лет Синявская исполнила ещё одну партию юноши в опере Глинки - Ваню в «Иване Сусанине». Песня, в которой Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел в своем доме Сусанин, написана с использованием выразительных возможностей низкого женского голоса - широкой кантилены, сочного звучания грудного регистра. Певица подчеркивает здесь близость арии к русской бытовой песне-романсу.

Успех сопутствовал каждому выступлению Тамары Синявской. В конце шестидесятых годов в течение трёх лет она стала победительницей трёх международных конкурсов и получила золотую медаль на международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии, Гран при и золотую медаль ХII международного конкурса вокалистов в Вервье (Бельгия), первую премию на IV Международном конкурсе имени Чайковского.

Уже став популярной певицей, Тамара Синявская не переставала учиться. После музыкального училища закончила Государственный институт театрального искусства (педагог - Дора Белявская), стажировалась в Италии в миланском театре «Ла Скала», но подлинной театрально-вокальной академией стал для нее Большой театр.

Тамара Синявская стала любимицей публики, обрела широкую популярность. Вслед за успехами на родине пришёл успех за рубежом. Первый из них связан с выступлением в партии Кончаковны в опере Бородина «Князь Игорь». Центральный эпизод партии - каватина дочери половецкого хана, ожидающей свидания с князем Владимиром - сыном пленённого её отцом Князя Игоря. В голосе Синявской - не только кипение страстей, но и роскошно пленительный мир степей, их бескрайний простор и зной.

Казалось бы, карьера певицы складывалась на редкость удачно. Но это - только на первый взгляд, потому что выбор репертуара всегда был для Синявской проблемой: выбирала, отбирала она не разумом, а чувством, не головой, а сердцем. И главным критерием в этом отборе было «моё» или «не моё». Так сложился репертуар из более, чем 30 «её» партий. Это оперы Глинки и Чайковского, Бородина и Римского-Корсакова, Мусоргского и Даргомыжского, Верди и Бизе, Вагнера и Бриттена, Прокофьева и Щедрина. Она умеет лепить яркие характеры, располагая большим вокальным и драматургическим материалом, и создаёт запоминающиеся образы при скупом музыкальном материале. Таков, например, образ актрисы Лауры в «Каменном госте» Даргомыжского. В опере речитативного склада нет развернутых арий, но две песни Лауры Синявская исполняет с таким темпераментом, изяществом и артистизмом, что трудно не поверить в талант её героини.

В галерее женских образов в операх русских композиторов любимая роль Синявской - Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова. На фоне русской жизни в эпоху Ивана Грозного раскрывается трагедия Любаши с её пламенной любовью и истовым отчаянием. Синявская проводит слушателя по всем этапам жизни героини, словно это не сценический образ, а полнокровный человеческий характер, поэтому с такой искренностью, эмоциональной отдачей звучит вся эта партия. В каждой фразе, в каждом слове - любовь, боль, душевное смятение и горечь.

Другой женский характер - Марфа в «Хованщине» Мусоргского. Ещё одна страница русской истории - царствование Петра Первого, церковный раскол. И снова для Синявской главное - не внешние приметы, не раскольничий фанатизм Марфы, а её страдающая душа, любовь, верность, достоинство.

К образу Кармен Тамара Синявская пришла уже зрелым опытным мастером. Она готовилась к спектаклю, тщательно отрабатывая не только вокальную сторону образа, но и его пластику. В балетном зале занималась с великой балериной Мариной Семеновой и блестящим исполнителем испанских танцев Сергеем Радченко. Она искала свою Кармен - в музыке, изобразительном искусстве, литературе. И вновь предложила во многом неожиданное решение, высветив не только глубину натуры, но и мягкость, и женское лукавство своей героини, поэтому даже самые «запетые» арии Кармен обрели непривычные, неожиданные нюансы.

Одна из значительных творческих удач Синявской - образ Варвары в опере Щедрина «Не только любовь». Композитор-современник широко использует в своем сочинении разного рода частушки - как поэтическое выражение народной музыкальной речи. Синявская блестяще овладела этим непривычным музыкальным стилем и сделала его средством раскрытия страданий своей героини, её внутренней борьбы между любовью и нравственным долгом.

Исполнительская деятельность Синявской - это не только участие в оперных спектаклях. Она гастролирует, концертирует, выступает с Евгением Светлановым, Мстиславом Ростроповичем, Владимиром Спиваковым.

Принцип «моё» - «не моё» сопутствует Тамаре Синявской при выборе не только оперного, но и концертного репертуара. В равной мере это относится к романсам, русским народным песням, старинным русским романсам и итальянским песням. Однажды Синявская сказала: «Я не научилась врать ни в жизни, ни в пении». Действительно, исполнение её всегда проникнуто искренностью, а обращение к слушателям отмечено доверительной интонацией. Когда Синявская исполняет романсы Чайковского и Рахманинова, кажется, она говорит о самом дорогом и сокровенном на самом близком себе языке музыки и слова.

Но что бы ни пела Тамара Синявская, для неё нет пения ради демонстрации голоса и его возможностей. Через всю свою творческую жизнь она несет стремление к осмысленному пению, в котором музыка и слово призваны раскрывать мысли и чувства человека. Голос уникального тембра, слово, согретое чувством, мысль, раскрытая в фразе, сценическое обаяние и умение в самом условном из искусств - оперном - быть предельно естественной, искренней и понятной - это и есть слагаемые таланта Тамары Синявской.

Сусанна Бенцианова



Вокально-энциклопедический словарь

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011