На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

День Всех святых (переходящее празднование)

Святые
События по теме
1 января:
Мученик Вонифатий (290)

1 января:
Преподобный Илия Муромец (ок. 1188)

2 января:
Праведный Иоанн Кронштадтский (1908)

2 января:
Священномученик Игнатий Богоносец (107)

3 января:
Мученица Иулиания Никомидийская (304)

3 января:
Святитель Московский Петр, всея России чудотворец (1326)

4 января:
Великомученица Анастасия Узорешительница (ок. 304)

5 января:
Родился святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881-1956)
Все события по теме...

День Всех святых (переходящее празднование)


День памяти: переходящее празднование в первое воскресенье после дня Святой Троицы



Икона Всех святых, 16 в., Афон

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость (молитва празднику Всех Святых)

 

***

В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. То есть сегодня у всех нас, носящих христианские имена, - именины.

Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 году римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».

 

Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь (это день её рождения), посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок: святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители.

День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же «теста», что и мы с вами.

Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

 

Как писал апостол Павел, «одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (I Кор. 12. 8-11) Таким образом, согласно словам Апостола, церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.

При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» без своего сильного желания быть с Богом.

Помимо «помазания благодатью», святые всегда оставались обычными людьми - со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами. Интересно, что в церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать, что святые безгрешны.

 

Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно: человек сотворен Богом по Его образу и подобию, и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.

 

К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.

 

Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Он был распят за свои «заслуги», как и сам это признавал. Но слов искреннего покаяния в последнюю мину жизни, слов, обращённых к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.

 

Мария Египетская – ещё один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе. Когда она вместе с другими, «за кампанию», захотела войти в церковь, туда её не пустила сила Божия. Этого оказалось достаточным для того, чтобы Мария поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

 

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч и тысяч подвижников не будет известно никогда … Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру во Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, что их молитвами мир стоит до сих пор, не счесть имён верующих, расстрелянных в годы безбожия в советских лагерях.

 

Церковная канонизация, определяя прославление святого в обществе людей, не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

 

Основными условиями для канонизации являются праведное житие, безукоризненное православие, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого.

 

Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где её нет.

 

Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого. Но это, конечно, не всегда так. Благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.

 

Если говорить о церковной традиции, то следует сказать, что святые почитались с самых ранних веков христианства.

 

Вначале это были апостолы, затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от своих убеждений, веры (таковым, например, являлся римлянин Леонид, чью память мы праздновали 18 июня). За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца).

С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель Москвы) и преподобных монахов (таких, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

 

В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Ведь они - практически наши современники, они жили на соседних улицах, слушали радио, ходили в магазины и жили самой обычной жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть, изменить свою жизнь, сделать Заповеди Божии её принципом - и обожение, теозис, - главная цель жизни христианской – оказывается достижимой.

 

 

 

В. Зарайский, А. Любимова

________________________

 

 

Святитель Феофан Затворник

Мысли на каждый день года

 

Святая Церковь всякий день творит память святых.

Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли.

Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать - учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения.

Положим же начало по этому указанию.


Православие и мир

Святые
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011