На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский драматург А.Н. Арбузов (1908-1986)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский драматург А.Н. Арбузов (1908-1986)



А.Н. Арбузов

Арбузов Алексей Николаевич (1908–1986) - русский драматург.

Родился 13 (26) мая 1908 года в Москве.

В результате сложных семейных обстоятельств (уход отца из семьи, болезнь матери) с одиннадцати лет бродяжничал, попал в колонию «трудных» детей.

Случайно встретившийся на его пути передвижной театр дал мальчику новый жизненный ориентир.

Сначала он был актёром, испытав огромное влияние личности и творчества известного театрального деятеля П.П. Гайдебурова, организовавшего в Петрограде Первый передвижной театр и при нём школу; затем – режиссером «Живых газет» в Ленинграде и руководителем театра в «Агитвагоне» (1928–1929).

Тогда же начал пробовать себя в драматургии (первая пьеса, поставленная профессиональными театрами, – «Класс», 1930).

В начале 1930-х годов Арбузов переезжает в Москву, посещает занятия в театральной школе и вскоре становится заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта. Отдавая дань эстетическим тенденциям «нового» искусства с его тяготением к прямолинейной лозунговости и в то же время фактографической точности и «производственному» сюжету, Арбузов формирует соответствующий репертуар, задумывает пьесу о шахтёрах, для чего едет в донбасский рабочий поселок. Он также знакомится с жизнью заводов и строек.

Интерес вызывает у Арбузова театр Вс. Мейерхольда.

Начинающий драматург входит в кружок творческой молодежи, объединившейся вокруг Э. Гарина (А. Гладков, И. Шток, В. Плучек и др.).

Первый большой успех принесла Арбузову комедия «Шестеро любимых» (1935; 2-я ред. 1958), написанная для журнала «Колхозный театр».

В мае 1938 года Плучек, Арбузов и Гладков, решив писать коллективно и методом импровизации пьесу о первых строителях Комсомольска, создали свою «Государственную театральную московскую студию», к которой вскоре стали близки Б. Слуцкий, П. Коган, Н. Майоров, Д. Самойлов и в которой в 1940 году, главным образом усилиями Арбузова, была создана пьеса «Город на заре» (первая постановка – февраль 1941; опубл. 1957).

Эта пьеса – хроника, героем которой явилось Время, а одним из действующих лиц – Хор комсомольцев-строителей города.

За несколько месяцев студийцы дали более 40 спектаклей, о которых прошли бурные диспуты в МГУ и МИФЛИ.

Во время Великой Отечественной войны часть студии превратилась во Фронтовой театр; Арбузов написал пьесу «Бессмертный» (1942; совм. с Гладковым) и «Домик в Черкизове» (1943; новая редакция – «Домик на окраине», 1954).

Созданная в 1938 году (окончательный вариант – 1947 год) пьеса «Таня» сделала драматурга по-настоящему знаменитым. Спектакли по пьесе были сразу поставлены в театрах Новосибирска, Смоленска, Ярославля, Горького, затем почти во всех театрах страны (особенно успешной оказалась постановка 1939 года в Театре Революции с Марией Бабановой в главной роли).

С этой камерной лирической драмы о любви, семейном взаимопонимании и женском призвании, вызывающей до сих пор много споров и не утратившей зрительского интереса вплоть до нашего времени, начинается разработка в драматургии Арбузова психологических проблем.

Так, одна из лучших пьес драматурга «Годы странствий» (1954; первоначальное название – «Ведерников»), охватывая время с 1937 по 1945 гг., стремится дать картину не столько сюжетных перемещений, сколько «странствий» души мятущегося главного героя.

Большой и продолжительный успех (в том числе, на зарубежной сцене) выпал на долю пьесы Арбузова «Иркутская история» (1959), посвящённой известной актрисе Юлии Борисовой, которая и сыграла главную роль в первой её постановке на сцене Театра имени Евг. Вахтангова (режиссёр Евг. Симонов).

Пьеса, сочетавшая черты монументально-героической, камерно-лирической и социально-бытовой драмы, в максимальной степени выявила свойственное Арбузову тяготение к острым ситуациям, нестандартным, «неправильным» и ярким характерам, вкус к органическому смешению театральных стилей и жанров, введению двух пластов сценического повествования – «сиюминутно-бытийного» и высшего, «вневременного», философского, метафизического.

Различные аспекты повседневной жизни современника, острота психологических коллизий – в пьесах Арбузова «Потерянный сын» (1961), «Мой бедный Марат» (1965), «Счастливые дни несчастливого человека» (1968), «Сказки старого Арбата» (1970), «Мое загляденье» (1972), «Вечерний свет» (1974), «Старомодная комедия» (1975), «Ожидание» (1976), «Жестокие игры» (1978), «Воспоминание» (1981), «Победительница» (1983) и др., всегда мелодраматичных и тёплых и в большинстве своем встреченных с симпатией зрителем и критикой.

Мудрый и благожелательный не только в творчестве, но и в жизни, Арбузов поддержал в свое время начинающих драматургов А. Володина, А. Вампилова, Л. Петрушевскую и многих других литераторов (в начале 1970-х годов он был организатором студии-мастерской молодых драматургов).

Умер Алексей Николаевич Арбузов в Москве 20 апреля 1986 года.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011