На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Немецкий композитор Р. Вагнер (1813-1883)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Немецкий композитор Р. Вагнер (1813-1883)


"Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки." (Р. Вагнер)



Р. Вагнер

Вильгельм-Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге.

Отец его, государственный служащий, умер через несколько месяцев после рождения сына, а мать вскоре вторично вышла замуж за актёра Людвига Гейера.

В доме Гейеров бывало много людей, связанных с театром: актёры, музыканты, режиссёры. Среди частых гостей дома был композитор К.-М. Вебер. Таким образом Вагнер ещё в детстве впитал в себя театральную атмосферу.

В детстве Вагнер сильно увлекался греческой и римской мифологией и древней историей, писал стихи, тогда как чисто спеть гамму не мог. Приблизительно тогда же набросал план большой трагедии; в ходе её действия гибло 42 человека, которых пришлось превратить в привидения, чтобы можно было закончить пьесу. Услышав впервые увертюру «Эгмонт» Бетховена, потрясшую его, он решил создать нечто подобное сам, написав музыку к сочинённой им трагедии. Эта музыка, исполненная публично, вызвала смех слушателей. Вагнеру было тогда 15 лет.

В 1831 году Вагнер становится студентом Лейпцигского университета. Одновременно он брал уроки композиции у высокообразованного кантора и учителя музыки Т. Вейнлига и вскоре приобрёл известность как даровитый музыкант.

По приглашению брата - оперного певца - он устроился дирижёром в Вюрцбург. Дальнейшее семилетие (1833-1839) - время скитаний Вагнера по немецким провинциальным и зарубежным сценам (Магдебург, Кёнигсберг, Рига и др.).

В Кёнигсберге он женится на молодой актрисе Минне Планер.

Быстро восполнив пробелы в музыкальном образовании, он молниеносно пишет несколько опер. Романтическая опера «Феи» (1833-1834) по пьесе К. Гоцци «Женщина-Змея». Это произведение не было поставлено. Ещё одна опера - «Запрет любви, или Послушница из Палермо» (1836) для Магдебургского театра. Опера не имела успеха, и театр обанкротился.

С 1839 по 1842 гг. Вагнер в Париже. Молодой музыкант бедствует. Лишённый постоянного заработка, он занимается аранжировками, перепиской нот.

В 1842 году к Вагнеру пришёл успех - в Дрездене была поставлена его опера «Риенци», и композитор получил приглашение занять должность капельмейстера Дрезденской оперы. Опера «Моряк-Скиталец» («Летучий Голландец»), поставленная в 1843 году, не понравилась публике, и она на 25 лет сходит со сцены.

В 40-е годы Вагнером были созданы произведения, свидетельствующие о полном расцвете его таланта: оперы «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» (1845) и «Лоэнгрин» (1848).

Полоса относительного жизненного благополучия Вагнера заканчивается в 1849 году. В Дрездене вспыхивает восстание. Революционные убеждения приводят Вагнера на баррикады, в ряды повстанцев. После разгрома мятежа он по подложному паспорту бежит в Швейцарию (за его голову была обещана награда).

Начинается период политической эмиграции. Лишённый возможности вернуться на родину, композитор следующие 13 лет своей жизни проводит за рубежом.

Благодаря поддержке Ференца Листа Вагнер получил возможность целиком отдаться творчеству, а в 1850 году по его же ходатайству состоялась постановка «Лоэнгрина» в Веймаре. (Кстати сказать, Лист боролся за успех Вагнера вопреки даже собственным интересам).

В 1849-1851 годах Вагнер пишет серию теоретических разработок, разъясняющих его взгляды на суть оперной реформы, а в 1852 году завершает литературный текст оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга».

Творчество композитора времён эмиграции представлено музыкальной драмой «Тристан и Изольда» (1859).

В 1861 году Вагнер по амнистии возвращается на родину. Он много гастролирует. В числе первых - концерты в России (Москва и Петербург, 1863), имевшие сенсационный успех.

В 1864 году композитору вновь пришлось скрываться, на этот раз от кредиторов. Его спасло приглашение Людовика II Баварского посетить Мюнхен. Так началась их дружба. Именно здесь Вагнеру удалось осуществить постановку некоторых своих опер.

Теперь уже успех Вагнера начинает постоянно расти. Его произведения - или по меньшей мере отрывки из них - исполняются во всём мире. Он находит счастье и в семейной жизни: его женой становится дочь Ф. Листа - Козима (к этому времени скончалась его первая жена, Минна Планер).

В 1868 году в Мюнхене состоялась премьера оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1872 году в Байрейте (Бавария) состоялась закладка театра, предназначенного специально для опер Вагнера. Театр этот был создан на средства, собранные «вагнеровскими» обществами разных стран и короля Людовика Баварского; он существует и сегодня. Театр был открыт в 1876 году постановкой тетралогии «Кольцо Нибелунга», образованной музыкальными драмами «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Закат богов».

Последнее произведение композитора, «Парсифаль» - «торжественная сценическая мистерия», было поставлено в 1882 году.

Всего Вагнер создал 13 опер. Все они написаны на собственные тексты композитора.

Умер Рихард Вагнер 13 февраля 1883 года в Венеции.



Классическая опера

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011