На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Поэт А.А. Вознесенский (1933-2010)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Поэт А.А. Вознесенский (1933-2010)


Вознесенский Андрей Андреевич - поэт, прозаик. Академик и почётный член десяти академий мира, в их числе Российская академия образования, Американская академия литературы и искусства, Баварская академия искусств, Парижская академия братьев Гонкур, Европейская академия поэзии и другие.
Лауреат Государственной премии СССР 1978 года за сборник "Витражных дел мастер", дважды удостаивался американских премий



А. Вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника.

В 1957 году окончил Московский архитектурный институт.

Первые стихи опубликовал в 1958 году.

В 1960 году вышли два сборника его стихов и поэм: «Парабола» и «Мозаика». Далее последовали «Антимиры» (1964), «Соблазн» (1979), «Безотчётное» (1981), «Россия, Poesia» (1991), «На виртуальном ветру» (1998), «Стихотворения; Поэмы; Проза» (2000) и др.

Излюбленным поэтическим средством А. Вознесенского является гиперболическая метафора, а основными жанрами – лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Андрей Вознесенский обращается, в основном, к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда и первостепенное значение придаёт не социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным средствам и формам её постижения и воплощения.

Композиция поэтических книг и отдельных произведений А. Вознесенского строится чаще всего на принципах архитектоники, причём, создавая новые циклы и книги, поэт постоянно в особые разделы выделяет избранное из прежних произведений.

Являясь «по внешности» певцом стремительного движения и научно-технического прогресса, А. Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в «тишине» («Ахиллесово сердце»). Он писал:

 Тишины хочу, тишины...

Нервы, что ли обожжены?

Тишины...

Тишина была необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии.

С такого рода тишиной связана поэма о любви «Оза».

Тема женственности также широко представлена в поэзии А. Вознесенского: «Свадьба», «Осень», «Песня Офелии» и т.д. Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы – реакционны».

Великая Отечественная война – одна из важных тем в поэзии Андрея Вознесенского. Это «Баллада 41-го года», «Гойя», «Ров», «Доктор Осень» и др.

Тема «распада» проходит через всё творчество поэта, но со временем смысл её существования изменяется: если в 1960-е гг. А. Вознесенский говорил о распаде старых, отживших свой век формах жизни и искусства, то в 1980-е и 1990-е гг. речь идет о распаде бытийных, жизнестроительных, духовно-нравственных ценностей («Рапсодия распада»).

Противоядием против бездуховности и варварства А. Вознесенский считал поэзию и искусство, подвижническую деятельность русских интеллигентов и возрождение христианских ценностей.

Творчество А. Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил её в Театре им. Ленинского комсомола.

А. Вознесенский много экспериментировал в области художественной формы: создаёт «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями.

Умер поэт в Москве 1 июня 2010 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 Песня вечерняя

Ты молилась ли на ночь, берёза?

Вы молились ли на ночь,

запрокинутые озёра

Сенеж, Свитязь и Нарочь?

 

 Вы молились ли на ночь, соборы

Покрова и Успенья?

Покурю у забора.

Надо, чтобы успели.

 

 Ты молилась ли на ночь, осина?

Труд твой будет обильный.

Ты молилась, Россия?

Как тебя мы любили!

 

 Сага

Ты меня на рассвете разбудишь,

проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

 

Заслонивши тебя от простуды,

я подумаю: "Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу".

 

Эту воду в мурашках запруды,

это Адмиралтейство и Биржу

я уже никогда не забуду

и уже никогда не увижу.

 

Не мигают, слезятся от ветра

безнадежные карие вишни.

Возвращаться — плохая примета.

Я тебя никогда не увижу.

 

Даже если на землю вернемся

мы вторично, согласно Гафизу,

мы, конечно, с тобой разминемся.

Я тебя никогда не увижу.

 

И окажется так минимальным

наше непониманье с тобою

перед будущим непониманьем

двух живых с пустотой неживою.

 

И качнётся бессмысленной высью

пара фраз, залетевших отсюда:

"Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу".


Московские писатели

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011