На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Суббота Светлой седмицы

Церковные праздники
События по теме
0 :
Среда первой седмицы (недели) Великого поста

2 января:
Новодворская икона Божьей Матери

6 января:
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

7 января:
Рождество Христово

8 января:
Собор Пресвятой Богородицы

14 января:
Обрезание Господне

18 января:
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

19 января:
Святое Богоявление. Крещение Господне
Все события по теме...

Суббота Светлой седмицы


Светлая суббота
По (после) заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса и бывает раздробление и раздача артоса (см. пояснение в конце текста).



Закрываются Царские Врата. Суббота Светлой седмицы

О росте и умалении.

Толкование на Святое Евангелие (Ин. 3, 22-23; Деян. 3, 11-16)

 

Христос воскресе!

Путь к воскресению Христову начался ещё в раю, когда Бог утешил падших прародителей, пообещав, что семя жены сотрет главу змия. Потом Бог через пророков и праведников долго готовил людей к пришествию Спасителя, а после Воскресения - через Апостолов и других святых помогал приходить к Нему.

Бог вечен, и дело Его идет через тысячелетия, а дни человеческой жизни - «семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет» (Пс. 89, 10). И каждый, кого избирает Господь, какое-то время находится как бы на самом гребне дела Божия, а потом неизбежно отходит в сторону. Но Божий человек всегда остается Божьим человеком. Сегодняшние чтения показывают таких людей и в расцвете, и на исходе их служения.

Вот Апостолы, исполненные Святого Духа, совершают чудесное исцеление. «И как исцелевший хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним» . Казалось бы, вот успех! Но Апостолы больше всего опасаются собственной славы, и умаления славы Господа Иисуса. И они как бы отталкивают сбежавшихся людей, даже укоряют: «Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» И далее - еще более: Апостолы - нет бы забыть все прошлое, - начинают обвинять собравшихся в преступлениях против Иисуса, Которого те «предали, и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его»: «Вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу; а Начальника жизни убили» .

Апостолы знают, что истинных детей спасения, тех, кого призвал Бог, словами справедливого укора не оттолкнешь, а скорее приведешь к умилению и покаянию. А отойдут, обидятся, разгневаются те, кого привело пустое любопытство.

Иоанн Креститель тоже не обольщался, что к нему идут люди, и не угодничал перед ними, но - кого надо - обличал жестокими словами: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3,7). Но все равно «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Мф.3,5).

Это было совсем недавно, а теперь мы читаем о времени заката славы Иоанна Предтечи. Другой в центре внимания. Он крестит, творит чудеса, все идут к Нему, оставляя Иоанна. Ученики переживают за своего учителя, но сам Иоанн не скорбит, не сетует на мимолетность человеческой славы. Он говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться» . И мы помним, как умалился Иоанн: до тюрьмы, до смерти, причем, какой смерти - просто в темнице отрезали ему голову в угоду человеческой злобе.

Но чем ниже умалялся этот великий муж, тем сильнее радовался о Женихе Небесном, о Господе Иисусе Христе, слава Которого возрастала с каждым днем! «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша радость жениха. Сия-то радость моя исполнилась» .

Вот так истинные делатели стараются отвлечь от себя славу и радуются, когда Сам Господь ее отводит.

Не всякому дано потрудиться для Божьего дела, но умаления не миновать никому. И при любом умалении, от чего бы оно ни происходило, мы должны сказать, как Иоанн Креститель: «Ему должно расти, а мне умаляться» .

Даже если не видим Христа, как видел он, даже если вокруг нас бесконечно умножается нечестие и всякое зло, - все равно мы не имеем права забывать о величии нашего Господа. Пусть уже нет сил трудиться, - ну что же, это только то значит, что наконец-то Он призовет более достойных, более бескорыстных, и теперь-то дело Божье пойдет так, как оно и должно идти:

Но вот умалилась и светлая пасхальная седмица. Сегодня последний праздничный день, вечером закроются Царские врата. Но пусть растет наша вера в Воскресшего Господа. Ему должно расти - в нашей жизни, в наших сердцах, в наших делах. А нам - умаляться пред Его бесконечной премудростью и силой.

 

Христос воскресе!

Протоиерей Вячеслав Резников

***

 

ОБ АРТОСЕ

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

 

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

 

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

 

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.

 

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

 

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

 

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

 

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

 


Православное Пушкино

Церковные праздники
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011