На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский педагог и литературовед Л.И. Поливанов (1838-1899)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский педагог и литературовед Л.И. Поливанов (1838-1899)


Поливанов Лев Иванович – педагог, литературовед, общественный деятель, директор частной гимназии в Москве. Сторонник классического образования. Составитель школьных хрестоматий и учебников по русскому языку, книг для классного чтения. Автор исследований по литературе, а также методик преподавания русского языка и литературы.



Л.И. Поливанов

Лев Иванович Поливанов родился в 1838 году в селе Загарино Нижегородской губернии.

С 1844 года жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях.

В 1861 году окончил историко-филологический факультет Московского университета.

С 1864 по 1875 год работал учителем русского языка и словесности в 4-й мужской гимназии, где ранее учился сам.

Поливанов пытался развить у своих воспитанников логическое мышление и литературную речь, выступал за исторический принцип в преподавании русского языка.

Вот что писал один из учащихся 4-й гимназии о Поливанове: «Надо было слышать его уроки, полные жизни, производившие впечатление чего-то необыкновенного, казавшиеся иногда какими-то вдохновенными импровизациями, заражавшие любовью к предмету и учителю. Надо было чувствовать это неотразимое нравственное влияние, при котором всякое слово его было законом, всякое мнение — высшим авторитетом».

В 1868 году Л.И. Поливанов открыл и свыше 30 лет возглавлял частную гимназию, ставшую известной как «Поливановская». Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы.

В Поливановской гимназии царил культ литературы и искусства, действовал «Шекспировский кружок», составленный в основном из бывших выпускников. Там изучались и ставились произведения великого английского драматурга, некоторые — впервые в России.

В «Поливановской» гимназии работал сильный преподавательский коллектив.

Сам Поливанов, преподававший латынь, логику и словесность, был душою гимназии.

По словам его коллеги Л. П. Бельского, это был «педагог-художник и педагог-мыслитель», который «нашел в себе идеал педагога-человека, живого, увлекающегося, не ставящего узких рамок своей деятельности».

Многие выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.

Выпускники гимназии с 1875 году получили статус окончивших государственные учебные заведения.

На педагогическую систему того времени большое влияние оказали составленные Л.И. Поливановым и многократно переиздававшиеся школьные хрестоматии и учебники русского языка. Подлинную известность принесли ему учебники по русской грамматике и этимологии, книги для чтения в народных училищах и особенно три части его «Русской хрестоматии», адресованные учащимся I-II классов (1870 год), III-IV классов (1875 год) и V-VIII классов средних учебных заведений (1878 год), которые выдержали много изданий.

В предисловиях к хрестоматиям, в статье «Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей» (1868 год) излагаются взгляды Поливанова на цели и методику объяснительного чтения в младших и средних классах гимназий.

Основной задачей преподавателя-словесника, по его мнению, является, прежде всего, развитие у учащихся логического мышления и правильной литературной речи. С этой целью он помещает в свои хрестоматии тексты, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения их языка и стиля.

Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не интересны, ему важнее научить юных читателей разбираться в логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое.

В основе методики анализа текста у Поливанова лежит изучение композиции, плана произведения и анализ его языковых особенностей. Он предпочитает разборы небольших произведений или цельных фрагментов, связывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать «вкус к стилю фразы» (А. Белый).

В предисловии ко второй части хрестоматии Л.И. Поливанов помещает интересные образцы логико-стилистического разбора, в частности стихотворений «Кавказа» и «Бесов» Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова.

Третья часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии.

Третье её издание, вышедшее под названием «Методическая русская хрестоматия» (1883 год), получило самую высокую оценку критиков и было удостоено премии Петра Великого.

Задачами практического обучения языку объясняется тот факт, что раздел «Для изучения стилистики и теории прозы» здесь втрое превышает по объему раздел «Для изучения теории поэзии».

Кроме того, Поливанов считает, что в старших классах «хрестоматия должна принять на себя заботу о прозаиках, уже уступая поэтов отдельным изданиям».

Оба раздела хрестоматии дополнены краткими руководствами по теории прозы и поэзии, а также образцами разборов отдельных произведений, например «Слова» Филарета, баллад Шиллера.

Л.И. Поливанову принадлежат также несколько историко-литературных работ, а также комментарии к пятитомному собранию сочинений Пушкина (1887—1888). Он был прекрасным переводчиком произведений Мольера, Расина, Корнеля и других авторов.

Его перу принадлежат литературоведческие работы о Жуковском, Пушкине, Л.Н. Толстом.

Поливанов подготовил комментированные издания для школьного и семейного чтения сочинений Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина.

Л.И. Поливанов был членом Московского комитета грамотности.

Общественное признание педагога как деятеля русской культуры связано с фактом работы Л.И. Поливанова в качестве главного организатора Первых Всероссийских Пушкинских торжеств в Москве в 1880 году.

Скончался Лев Иванович Поливанов в 1899 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробие на его могиле сооружено на средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии.

Владимир Соловьев в некрологе, опубликованном в «Вестнике Европы», высоко оценил научную и преподавательскую деятельность Поливанова, подчеркнул большое воспитательное влияние личности учителя-гуманиста: «Поливанов был воплощённое душевное движение, безостановочная вибрация ума и сердца. ...В мире учащихся по всей России имя Л.И. Поливанова всем хорошо известно. Он оставил немало ценных трудов, педагогических и литературных... А его живой ум выказывал иногда большую проницательность и далеко за пределами педагогики и литературы».



Российский общеобразовательный портал

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011