На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес (р. 1928)

Выдающиеся личности

Аннотация:

Г. Маркес - лауреат Нобелевской премии по литературе (1982 год).


События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес (р. 1928)



Г. Маркес

Габриэль Гарсиа Марксе (Gabriel GARCIA MARQUEZ, родился 6 марта 1928 года в Аракатаке, Колумбия) — выдающийся колумбийский писатель, автор романов, повестей, новелл.

Маркес родился в небольшом провинциальном городке, расположенном в бассейне реки Магдалены, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии.

Его отец — Габриэль Гарсиа, был телеграфистом. На формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 годов. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провёл детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность.

В восьмилетнем возрасте, после смерти деда, Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате города Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать.

В 1946 году Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.

Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 году, но автор его пока ещё не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий.

В 1948 году, после убийства лидера либеральной партии, обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать работать. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от неё и обращается к журналистской деятельности.

С 1950 по 1954 годы Маркес работает репортёром, ведёт раздел хроники.

В 1951 году выходит повесть "Палая листва", в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.

В 1954 году Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности.

В июле 1955 года в качестве корреспондента газеты "Эль Эспектадор" приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссёрских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре.

Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть "Полковнику никто не пишет", первый вариант которой он заканчивает в 1956 году, отдельным изданием книга выходит в 1961 году.

Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чём Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортёрский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, "снайперская точность языка", ощущение ёмкости и многомерности слова.

Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз.

Время действия — 1956 год, место действия — безымянный городок, но в снах и воспоминаниях главного героя — полковника, участника гражданской войны, живёт другой город — Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события.

"Полковнику никто не пишет" — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, повесть о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле.

С 1961 года он обосновывается в Мексике, где заканчивает роман "Недобрый час". Впервые роман в искажённом редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 году в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающее влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо.

Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов "Похороны Большой Мамы" (1962 год). Именно здесь впервые возникает развёрнутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы.

После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы, он пробует реализовать свои силы в кинематографе. Но, "работая для кино, — говорит Маркес, — я убедился в том, что преобладание изобразительности над другими повествовательными элементами заключает в себе, конечно, определенные преимущества, но также и определенные ограничения, — и это стало для меня ослепительным откровением, ибо только тогда я осознал, какими безграничными возможностями обладает роман".

В январе 1965 года Маркес почувствовал, что может "начать диктовать машинистке первую главу слово за словом". На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет.

Роман "Сто лет одиночества" увидел свет в 1967 году в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин "магический реализм". Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.

"Магический реализм" характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземлённости быта и сферу сокровенных глубин сознания.

Роман "Сто лет одиночества" — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это - и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в.

Роман "Сто лет одиночества" стал прощанием с Макондо и его жителями, тема одиночества, получившая столь блестящее завершение, отступила на второй план в последующих произведениях Маркеса.

В 1972 году появляется сборник рассказов "Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и её жестокосердной бабке". Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе "Осень патриарха" (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа - история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 году увидела свет "История одной смерти, о которой знали заранее".

В 1972 году Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса, а в 1982 году писателю была присуждена Нобелевская премия.

Дудова Л. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2-х ч. Ч. 2. — М., 1997



Макондо

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011