На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Российский композитор-песенник М.И. Блантер (1903-1990)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Российский композитор-песенник М.И. Блантер (1903-1990)



М. Блантер

Матвей Исаакович Блантер – русский композитор-песенник.

Родился 10 февраля 1903 года в Почепе Брянской области.

Учился в реальном училище Курска, пел в хоре, рано овладел фортепиано, скрипкой, участвовал в оркестре Курского драматического театра.

В 1917 году поступил в Московское филармоническое училище и сблизился с кругом молодых сатириков и юмористов (среди них И. Эрдман, В. Масс, В. Типот).

Заведовал музыкальной частью и был аккомпаниатором Мастерской Н. Фореггера (1920 — 1922), Ленинградского театра сатиры (1926 — 1927), Театра обозрений Дома печати (1928 — 1929), сотрудничал с передвижным театром «Крокодил».

В 20-е годы Блантер приобрел широкую известность как автор «экзотических» песенок-фокстротов «Джон Грей», «Фудзияма», «Багдад», танго «Сильнее смерти», многочисленных чарльстонов, шимми и др. Его шлягеры инсценируются в петроградском кабаре «Балаганчик» (1922) с участием Р. Зеленой («Домик в Батавии» и др.); в московском «Павлиньем хвосте» (1923) иронический «жестокий» романс «Кожаный ремень» («Он был апаш, она апашка» исполняют в будущем известные драматические артисты В. Топорков и Л. Колумбова).

В 30-е годы характер песен Блантера резко меняется. В 1930-1931 годы, работая в Магнитогорском драматическом театре, он пишет «Песню о Магнитогорске» и «Мальчишку шлёпнули в Иркутске», появились суровая баллада «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе». Песни сразу же вошли в репертуар Л. Утёсова и Л. Руслановой, первой спевшей знаменитую «Катюшу».

Песню-марш «Молодость» (1937), построенную на вопросах и ответах, вместе с многотысячной аудиторией ЦПКО исполнял М. Гаркави.

Танцевальность песен Блантера, основанная в 20-е годы на модных ритмах, на новом этапе прорастает на почве лирико-плясовой русской песенности. В «Катюше», написанной для Государственного джаз-оркестра, руководимого М. Блантером, она оригинально сочетается с отголосками героических маршей. Песня на долгие годы вошла в быт, стала массовой, как и многие последующие песни Блантера.

Органическое взаимопроникновение героики и лирики получает развитие в песнях военных лет. Одна из первых «До свиданья, города и хаты» написана 23 июня 1941 года, с ней уходили на фронт новобранцы.

На фронте и в тылу, наряду с довоенной «Катюшей», звучали «Моя любимая» (1942), «Огонёк», «В лесу прифронтовом» (1943), «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов» (1944), «Под звёздами балканскими» (1944) и многие другие (всего около 50 песен в годы Великой Отечественной войны).

«Враги сожгли родную хату» (1945), исполненная на эстраде через 15 лет М. Бернесом, «Лучше нету того цвету» (1946), «Летят перелётные птицы» (1949), «В городском саду играет» (1947), «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962), «Черноглазая казачка» (1966), цикл песен-размышлений на стихи Б. Окуджавы (1967) и многие другие получили известность в послевоенные годы. Образно-тематический строй их очень широк: любовь к родной стране, радость единения людей, скорбь утрат...

Новаторские приемы Блантера-песенника - маршевая ритмизация мелодических оборотов, характерных для русского лирического романса, принцип динамизированной повторности, разно-ладовое мажорно-минорное «окрашивание» одних и тех же мелодических фрагментов. Для его песен характерны импульсивность, открытость, чувство юмора, оптимизм.

В области театральной музыки можно выделить работы Блантера с эстрадными театрами: Ленинградским театром миниатюр А. Райкина (песенки к спектаклю «Времена года», 1956); Московским мюзик-холлом (музыка к спектаклю «Москва —Венера, далее везде» (1961) и «Тик-так, тик-так.,.» (1963); оперетты «Сорок палок» (1925), «Нос президента» (1926), «На берегу Амура» (1938).

Матвей Блантер – лауреат Сталинской премии (1946), Народный артист СССР (1975), Герой социалистического труда (1983).

Скончался Матвей Исаакович Блантер 27 сентября 1990 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



Матвей Блантер. Мемориальный сайт

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011