На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский писатель П.Ф. Нилин (1908-1981)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский писатель П.Ф. Нилин (1908-1981)



П.Ф. Нилин

Павел Филиппович Нилин (1908–1981) - русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1941).

Родился 3 (16) января 1908 года в Иркутске в семье ссыльного поселенца из крестьян.

В начале трудовой жизни был слесарем, кочегаром, служил в уголовном розыске, отразив полученный опыт в первых заметках и фельетонах в иркутской газете «Власть труда». Настойчиво занимался самообразованием, много ездил по стране.

С 1929 года Нилин в Москве, сотрудник газет «Гудок», «Известия», «Совхозной газеты», журнала «Наши достижения».

Первая книга писателя – «Человек идет в гору. Очерки обыкновенной жизни» (1936) - посвящена шахтерам Донбасса. Написанная в духе времени, полная восхищения «героями труда» и «ударниками пятилеток», она тяготела к документальной достоверности, отличаясь особым, свойственным Нилину вкусом к повседневной, «обыкновенной жизни», верой в человеческую доброту и крепость рабочих рук. Эта особенность ярко выразилась и в рассказах писателя («Любимая девушка», 1936, одноименный фильм, 1940; другое название «Варя Лугина и её первый муж»; «Матвей Кузьмич», 1937, др. назв. «Ближайший родственник»; «Знаменитый Павлюк», 1938; «Последняя кража», 1938, где виртуозный взломщик сейфов сталкивается с проницательным следователем Журом, одним из героев нилинских повестей 1950-х годов; «О любви», 1940, – первоначальный набросок повести «Жестокость»).

Почти неизбежные при этом черты упрощённой беллетризации проявились в повести Нилина «Памяти мистера Чепракова» (1937) и в принесшем ему признание сценарии 1-й серии фильма «Большая жизнь» (1940, режиссёр Л. Луков) – кинематографической версии романа «Человек идёт в гору».

В годы Великой Отечественной войны Нилин – военный корреспондент газеты «Правда», автор очерков и рассказов о жизни фронта.

Восстановлению разрушенного войной Донбасса был посвящён сценарий 2-й серии фильма «Большая жизнь» (1946, режиссёр Луков; выпущен на экран в 1958 г.). Фильм вызвал резкое постановление ЦК ВКП(б) и вслед за ним шквал критических статей, тяжело переживавшихся писателем.

В «колхозной» пьесе «На белом свете» (1947) и романе о шахтёрах «Поездка в Москву» Нилин, по-видимому, желая дать доказательства требуемого от него признания ошибок, в русле официозной «лакировки действительности», в унисон со знаковым для этого направления романом С.П. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» и, что естественно, с закономерной художественной неубедительностью изобразил вчерашнего фронтовика, Героя Советского Союза, чудесным образом в считанные месяцы едва ли не из пепла возродившего колхоз, и шахтера в парадной одежде, триумфально чествуемого за трудовые подвиги в Кремле.

Гораздо более плодотворным оказывается обращение Нилина в середине 1950-х годов к нравственным и социальным проблемам реальной действительности (рассказы «Жучка», «Знакомство с Тишковым», оба 1955; «Марья Ивановна», 1959).

Возвращаясь к впечатлениям юности, Нилин пишет повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе 1956; одноименные фильмы, соответственно, 1960, режиссёр В.И. Герасимов, и 1959, режиссёр В.Н. Скуйбин).

В первой из них на хорошо знакомом автору материале таёжной «зоны», судеб уголовников и представителей закона, в документально-сдержанной манере, с бытописательной конкретностью и психологической точностью показано противостояние двух молодых людей, стажёров-претендентов на освободившуюся должность работника уголовного розыска. Симптоматично при этом, что по мнению их старшего товарища, опытного и разумного Жура (вариант «авторского» голоса), в борьбе с преступниками предпочтительнее не позиция энергичного и решительного Зайцева, уверенного в том, что «пора кончать эту публику» (ему бы надо идти в палачи, считает Жур), а стеснительного, сомневающегося Егорова с его тотальным состраданием ко всем и каждому и стремлением понять, прежде чем осудить.

Подобный взгляд, оказавшийся созвучным общему умонастроению периода обличения культа личности И.В. Сталина и творимых в стране беззаконий, нашёл ещё более отчётливое выражение в «Жестокости», обращённой к событиям Гражданской войны. Здесь человеколюбивый принцип молодого уполномоченного Веньки Малышева (героя, возможно, автобиографического): надо не только стрелять, но и перевоспитывать, убеждая в преимуществах советского строя и не нарушая при этом общепринятых законов чести (необходимо, например, держать слово, данное готовому сдаться противнику), сталкивается со стеной жестокости, железной уверенностью его коллег в том, что именно непримиримостью и беспощадностью к врагу доказывается преданность новой власти.

В повести «Через кладбище» (1962; одноимененный фильм, 1965, режиссёр В.Т. Туров), рассказывающей о борьбе белорусских партизан в годы Великой Отечественной войны, в духе военной прозы «шестидесятников» Г.Я. Бакланова, Б.Л. Васильева, белорусского писателя Василя Быкова и др. также на первом плане этические проблемы, нравственная чистота как главное условие и цель победы над фашизмом.

Среди других произведений Нилина – рассказы «Дурь» (1973), «Впервые замужем» (1978; одноименный фильм, 1980, режиссёр И.Е.Хейфиц), очерки, путевые заметки.

Умер Павел Филиппович Нилин в Москве 2 октября 1981 года.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011