На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Английский писатель Джонатан Свифт (1667—1745)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Английский писатель Джонатан Свифт (1667—1745)



Английский писатель Дж. Свифт

Джонатан Свифт (Swift, Jonathan) (1667–1745) - английский сатирик, церковный деятель, публицист.

Родился 30 ноября 1667 года в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя, Годуин Свифт. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование – сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств в 1686 году.

Взрыв насилия, захлестнувшего Ирландию в 1689 году, вынудил Свифта искать убежища в Англии. К концу того же года Свифт стал секретарем сэра Уильяма Темпла, отставного дипломата и литератора, жившего в Мур-Парке, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до смерти сэра Уильяма в январе 1699 году.

Во время одной из своих отлучек из Мур-Парка, в 1695 году, Свифт был рукоположен в священники Англиканской церкви и весь следующий год служил в Килруте, на севере Ирландии. К концу этого периода жизни Свифт практически закончил одно из своих знаменитых сатирических произведений, «Сказку бочки» (A Tale of A Tub, 1704).

«Сказка бочки» вышла в свет без указания имени автора и наделала немало шума, закрепив за Свифтом славу острослова, после того как его авторство было раскрыто. Многие из его сочинений напрямую ставили будоражащие общество вопросы. В своем первом памфлете «Раздоры и распри в Афинах и Риме» (The Contests and Dissentions at Athens and Rome, 1701) Свифт выступил с теорией о должном равновесии между короной и обеими палатами парламента. Столь же внятно прозвучали «Соображения англиканского церковника» (Sentiments of a Church of England Man).

В политических воззрениях (о чём свидетельствуют его памфлеты), как и в своих партийных привязанностях, Свифт оставался весьма близок к вигам, и именно в качестве язвительного вига и литератора Аддисон и Стил привлекли его к участию в журнале «Татлер». Однако Свифт вскоре почувствовал, что политика правительства вигов идет не на пользу Англиканской церкви, поэтому, когда в 1710году к власти пришли тори, Свифт перешёл на их сторону. Правительство тори обращалось с таким мощным орудием, как дар политического писателя, более умело, чем вожди вигов, и доверили ему свой журнал «Экзаминер».

В статьях, опубликованных в «Экзаминере», и в таких памфлетах, как «Поведение союзников» (The Conduct of the Allies, 1711), Свифт защищает тори и оказывает мощную поддержку шагам правительства, направленным к окончанию войны с Францией. Наградой за это стало назначение его в 1713 году настоятелем (деканом) собора св. Патрика в Дублине – поощрение щедрое, хотя он надеялся на епископство либо на место настоятеля большого прихода в Англии.

Треволнения этих лет наряду с подробностями его повседневной жизни ярко запечатлены в «Дневнике для Стеллы» (Journal to Stella) – собрании писем, адресованных Эстер Джонсон и её компаньонке Ребекке Дингли. С обеими дамами Свифт познакомился в Мур-Парке, но в начале 1710-х годов они жили в Дублине.

После кончины королевы Анны и возвращении вигов к власти Свифт уехал в Ирландию, где, не считая двух кратких приездов в Англию, оставался до конца жизни. Какое-то время он уединённо жил в Дублине, однако в 1720 году вновь начал интересоваться общественными делами.

Публикацией «Писем суконщика» (Drapier's Letters, 1724) с яростными нападками на ряд финансовых мероприятий, которые собиралось провести в Ирландии правительство Р. Уолпола, Свифт утвердил себя в качестве выразителя чаяний ирландского народа. В других памфлетах – иногда житейски бесхитростных, иногда остро сатирических, как «Скромное предложение» (A Modest Proposal, 1729), – он выявляет социально-экономические бедствия, терзавшие Ирландию в 18 веке.

В 1720–1736 годах написаны многие лучшие его стихи, замысел же книги «Путешествия Гулливера» (Gulliver's Travels) был воплощён в годы, непосредственно предшествовавшие её публикации в 1726 году.

Умер Джонатан Свифт 19 октября 1745 года.


Как публицист Свифт имеет мало равных в истории английской литературы. Успех его частично объясняется его прозаическим стилем, которым он владел мастерски. Ему повезло со временем: он жил в эпоху, когда из языка ушла причудливость раннеанглийской прозы, и в то же время язык его времени – ещё не гладкая, причёсанная речь стилизаторов 18 века. Проза Свифта не выпячивает себя – это всегда сильное, прямое, ясное и очень действенное заявление на избранную тему.

Так, в «Экзаминере» мы видим, как изо дня в день меняется тон его высказываний – в зависимости от обсуждаемого предмета, – и в «Письмах суконщика» он приноравливает стиль к тем общественным группам, которые хотел задеть этим произведением. Как пропагандист и агитатор Свифт не имел соперников при жизни, оставаясь и по сей день одним из величайших мастеров литературы этого рода.

Сатирическая проза – его самое главное достижение. Подобно всем подлинным сатирикам, Свифт – прежде всего моралист, обличающий порочность и глупость рода человеческого во имя добродетели и здравого смысла.

На первый взгляд, «Путешествия Гулливера – это рассказ о забавных похождениях, книга для детей. На самом деле это - глубокая сатира: Свифт показывает неразумие людей и при этом чутко откликается на социально-политическую обстановку в Англии 18 века.

Сначала Гулливер попадает в Лилипутию, страну карликов. Политические распри, придворные интриги, мелочная зависть обитателей Лилипутии выглядят особенно смехотворными в столь миниатюрном обществе.

Затем он посещает Бробдингнег, страну огромных, как башни, великанов. Когда он славит перед ними Англию, это потешает их так же, как его смешило тщеславие лилипутов.

По ходу своего третьего путешествия Гулливер посещает летающий остров Лапуту (Остров Чародеев) и землю Струльдбругов. Народы этих стран дошли до пределов учёного педантизма и литературного буквализма, донельзя извратили историю, без конца её переписывая, познали проклятье будто бы столь желанного бессмертия.

Наконец Гулливер совершает путешествие в страну гуигнгнмов, где правят благородные и в высшей степени разумные лошади, которым прислуживают йеху, звероподобные создания в человеческом обличье, униженные настолько, что их вид, как и поведение, лишний раз свидетельствуют о том, сколь низко может пасть человек, если позволит страстям господствовать над разумом.

«Путешествия Гулливера», по сути дела, — программный манифест Свифта-сатирика.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011