На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912)



Д.Н. Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) (1852–1912) - русский писатель.

Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии в потомственной семье священнослужителя. Учился в Висимской начальной школе для детей рабочих (1860–1864), Екатеринбургском духовном училище (1866–1868), Пермской духовной семинарии (ушёл после 4-го класса в 1872 году), на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической академии (1872–1876, не окончил), на юридическом факультете Петербургского университета (1876–1877, ушёл из-за материальных затруднений и обострившегося туберкулеза).

В 1877–1891 годах жил на Урале, преимущественно в Екатеринбурге (избирался гласным городской Думы); с 1891 года – в Петербурге, Царском Селе и Павловске.

В годы учения входил в кружок семинаристов-вольнодумцев, испытал воздействие идей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.Л. Лаврова, Д.И. Писарева.

Большое влияние на Мамина-Сибиряка оказала естественнонаучная литература (Ч. Дарвин, К. Фохт, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев).

С 1875 года Мамин-Сибиряк в газетах «Русский мир» и «Новости» начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание «подноготной» жизни, «умение распознавать людей» и «страсть окунаться в гущу повседневности».

В журналах «Сын отечества» и «Кругозор» публиковал остросюжетные истории, не лишённые, в духе П.И. Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях («Старцы», 1875; «Старик», «В горах», «Красная шапка», «Русалки», все 1876; «Тайны зеленого леса», 1877; роман «В водовороте страстей», авторское назв. «Виноватые», 1876, и т.д.).

С 1872 года Мамин-Сибиряк начал работу над задуманным под влиянием «Ругон-Маккаров» Э. Золя первым произведением из цикла романов об уральских заводчиках «Приваловские миллионы» (др. названия «Семья Бахаревых», «Каменный пояс»).

Опубликованный в 1883 году в 5-й, окончательной редакции, этот роман, наряду с рассказами и очерками «В камнях» (впервые за подписью Д. Сибиряк), «На рубеже Азии», «В худых душах» (все 1882), «Золотуха», «Бойцы» (оба 1883) и др., принес Мамину-Сибиряку репутацию видного писателя-«уральца», глубокого знатока «областной» жизни (созвучного одновременному развитию «областнической» литературы в Европе и предвосхитившего современную отечественную беллетристику, посвящённую «малой родине»).

Следующие романы «уральского» цикла – «Горное гнездо», «Дикое счастье» (первонач. назв. «Жилка», оба 1884) упрочили литературные позиции Мамина-Сибиряка, долгие годы испытывавшего тяготы ежедневного многочасового репетиторства, безденежья и непризнания.

Герой самого значительного произведения Мамина-Сибиряка, романа «Приваловские миллионы», многими чертами близок типу буржуа-«вырожденца» западноевропейского семейно-социального (Э. Золя, Дж. Голсуорси, Т. Манн) и русского (М. Горький) романа рубежа 19–20 вв. Молодой идеалист пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды заводского быта, раскольничьи предания, картины нравов «общества» и полусвета, образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев и др., рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками, пословицами и присловьями, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта, меткость сатиры (особенно характерной для «Горного гнезда», сочетающего щедринский гротеск с мрачной метафорикой Молоха А.И. Куприна) сделали это произведение, наряду с другими «уральскими» романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы.

В задуманном как продолжение «Горного гнезда» романе «На улице» (1886; первонач. назв. «Бурный поток») Мамин-Сибиряк переносит своих «уральских» героев в Петербург и, рассказывая о взлёте и крахе некоего газетного предприятия, подчёркивает отрицательный характер социального отбора в «рыночном» обществе, где лучшие (наиболее «нравственные») обречены на нищету и гибель.

Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе «Именинник» (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе с её апологией человека труда, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И. Успенского и Н.Н. Златовратского – в «беллетристическо-публицистической», по его определению, форме.

В 1885 году Мамин-Сибиряк написал пьесу «Золотопромышленники» («На золотом дне»), не имевшую большого успеха.

В 1886 году он был принят в члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности привлёк сборник Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы» (тт. 1–2; 1888–1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П. Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста.

Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 года посвящён роман «Три конца. Уральская летопись» (1890); в жёстких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе «Золото» (1892), голод в уральской деревне 1891–1892 в романе «Хлеб» (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов «Около господ», 1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, «русского Золя», признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка «Братья Гордеевы» (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся за границей) и «Охонины брови» (1892; их эпохи Пугачевщины на Урале).

«Кряжистый», «сильный и смелый» и в то же время «желчно-насмешливый», по воспоминаниям современников, типичный «уральский человек», Мамин-Сибиряк пережил в 1892 году счастье взаимной любви и горькую утрату любимой, скончавшейся при рождении их дочери Алёнушки. Некоторую вялость, «инерционность» последующего письма отмечала критика в романах писателя «Весенние грозы» (1893; о повседневной жизни провинциальной интеллигенции), «Без названия» (1894; о трудовой артели, организованной богачом-филантропом для бедствующих интеллигентов), в сборниках рассказов «Ноктюрн» (1899), «Золотая муха» (1903).

Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка – автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности «Черты из жизни Пепко» (1894); ему тематически близок роман «По новому пути» (1896; другое название - «Ранние всходы») – о печальной судьбе курсистки в Петербурге.

Тема художника, осознающего свою исчерпанность, звучит в связанном с проблемой декаданса и потому несколько неожиданном для писателя романе «Падающие звезды» (1899), повествующем о влечении русского скульптора к немой англичанке.

Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых (сб. рассказов «Детские тени», 1894; хрестоматийные рассказы «Емеля-охотник», 1884; «Зимовье на Студёной», 1892; «Серая Шейка», 1893; «Алёнушкины сказки», 1894–1896).

Умер Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в Петербурге 2 (15) ноября 1912 года.

Он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1956 году прах писателя и памятник перенесены на Волковское православное кладбище (Литераторские мостки, площадка писателей).



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011