На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский художник В.Л. Боровиковский (1757–1825)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский художник В.Л. Боровиковский (1757–1825)



Боровиковский В.Л. Автопортрет

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) - русский художник.

Выходец из казачьего рода, Боровиковский родился в Миргороде 24 июля (4 августа) 1757 года.

Первоначально обучался у отца-иконописца, Луки Боровика.

Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко (иконы для Троицкого храма в Миргороде, 1784). Аллегории, созданные художником в 1787 году для оформления торжественного пути Екатерины II в Крым (не сохранились), привлекли к нему внимание высшего света, и он переехал в столицу империи.

В Петербурге сблизился с Н.А. Львовым, Г.Р. Державиным и другими интеллектуалами своего времени.

С 1792 года занимался у австрийского живописца И.Б.Лампи-отца, пользовался советами Д.Г. Левицкого. Продолжал увлечённо работать над религиозными заказами, сочетая прежнюю барочную эмоциональность форм и колорита с более уравновешенным классицистическим началом (композиции для иконостасов – Борисоглебского собора в Торжке, 1790–1792; Иосифовского собора в Могилеве, 1793–1794; сохранились, как и его миргородские иконы, лишь частично).

В ранний петербургский период писал миниатюрные портреты, сработанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали («В.В. Капнист», начало 1790-х годов, Русский музей, Петербург), а также малоформатных портретных образов («Торжковская крестьянка Христинья», ок. 1795, Третьяковская галерея).

Характерный для этих произведений сентиментализм в полной мере проявился в знаменитом портрете Екатерины II (1794, там же), изображенной в домашнем платье на прогулке в царскосельском парке.

В зрелой портретной манере Боровиковского воплощаются не столько неповторимо-конкретные черты, сколько общие свойства мечтательно-облагороженной натуры, благодаря чему персонажи, особенно женские («Н.И. Куракина», 1795, Русский музей; «Е.Н. Арсеньева», 1796, там же; «М.И. Лопухина», 1797, Третьяковская галерея), кажутся связанными фамильным родством.

Нежный переливчатый колорит обретает парадный лоск в более официальных портретах («Н.И. Куракин», 1801–1802, Третьяковская галерея); пышной риторикой и в то же время правдой характера привлекает портрет Павла I (1800, Русский музей), написанного в одеянии для коронации в полный рост.

Драматизм колорита и мизансцен, углублённый психологизм характеров – эти черты (проявившиеся, в частности, в портретах генерала Ф.А .Боровского (1799, там же) или неизвестной в тюрбане, которую принято считать писательницей Жерменой де Сталь (1812; оба портрета в Третьяковской галерее) свидетельствуют о сближении с принципами романтического искусства.

Усложняя свои композиции, Боровиковский на рубеже веков всё чаще обращается к групповому портрету («Сёстры А.Г. и В.Г. Гагарины», 1802, Третьяковская галерея; «А.И. Безбородко с дочерьми», 1803, Русский музей).

В последние годы жизни Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Активно работал и как педагог, устроив у себя дома частную школу (среди его учеников был А.Г. Венецианов).

Умер Владимир Лукич Боровиковский в Петербурге 6 (18) апреля 1825 года. Похоронен на Смоленском кладбище.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011