На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский композитор И.Ф. Стравинский (1882-1971)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский композитор И.Ф. Стравинский (1882-1971)


Родился 17.06.1882 - умер 06.04.1971



И.Ф. Стравинский

Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) – русский композитор.

Родился в семье певца Мариинского театра Ф.И. Стравинского. Музыкальное образование получил под руководством Н.А. Римского-Корсакова.

С 1914 года постоянно жил за рубежом, с 1939 года - в США.

Творчество Стравинского открыло новые пути взаимодействия музыкальных и хореографических образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где «нитью Ариадны» стал энергичный, выразит, ритм.

Первый балет Стравинского - «Жар-птица» (1910, Париж, балетмейстер М.М. Фокин, Русские сезоны) создан в русле исканий художественного объединения «Мир искусства», возглавлявшегося организатором Русских сезонов С.П. Дягилевым. «Жар-птица» отразила ориентацию на экзотическое зрелище с претворением фольклорных образов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность, живописность, утончённая пластика, присущие музыке балета, нашли совершенное воплощение в хореографии.

Вскоре Стравинский решительно порывает с прежними установками, ведя поиск в новом направлении.

В балете «Петрушка» (1911, балетмейстер Фокин, Русский балет Дягилева, театр «Шатле», Париж) на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развёртывается драма одушевлённых кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей.

Стихия движения, рождающаяся в сочетаниях энергичных пластических ритмов, господствует в «Весне священной» (1913, балетмейстер В.Ф. Нижинский, Русский балет Дягилева, парижская Опера). Партитура этого балета в значительной степени определила развитие музыки 20 века, открыв новые способы организации музыкального материала. При этом балет пронизан своеобразной плаcтикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов.

В годы 1-й мировой войны Стравинский вновь резко сменил стилистическую ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для него роль русского фольклорного начала, но в его трактовке наметились существенные сдвиги. Наиболее яркие сочинения, завершившие «русский период» творчества композитора, - пантомима с пением «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (завершено в 1916 году, пост. 1922, Париж, балетмейстер Б.Ф. Нижинская), «История солдата» (1918, Лозанна, режиссер Л. и Ж. Питоевы) и особенно хореографическая кантата «Свадебка» (1923, Париж, балетмейстер Нижинская).

Все они являются синтетическими представлениями, включающими хореографически организованное действие как один из компонентов спектакля. В основу развития всех этих сочинений положены короткие попевки, воспроизводящие мелодичность и интонационные обороты прибауток, обрядовых заклинаний. В них определяющую роль приобретает упругий акцентированный ритм, насыщенный неожиданными перебоями. Композитор отказывается от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным.

В балетной музыке Стравинского 20-30-х гг. утвердился новый, неоклассический стиль. Он отчётливо обозначился в балете «Пульчинелла» (1920, балетмейстер Л.Ф. Мясин, Русский балет Дягилева, парижская Опера), основанном на музыке Дж.Б. Перголези, представшей в современной обработке.

Модернизированное воспроизведение классики проявилось также в двух близких по времени создания балетных партитурах: «Аполлон Мусагет» (1928, балетмейстер А. Р. Больм, Вашингтон; балетмейстер Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева, Театр Сары Бернар, Париж) и «Поцелуй феи» (1928, балетмейстер Нижинская, труппа Иды Рубинштейн, парижская Опера).

В «Аполлоне Мусагете» композитор ориентировался на стиль французских придворных представлений времён Людовика XIV, вместе с тем балет стал, по выражению Стравинского, «самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий».

В «Поцелуе феи» композитор избрал своей моделью музыку П.И. Чайковского, представив «современное прочтение» ряда его мелодий.

Неоклассическое направление проявилось и в мелодраме «Персефона» (1934, Париж, режиссёр и балетмейстер К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж).

Однако его вершиной в музыке стал балет «Игра в карты» (1937, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин).

Этот балет не опирается на какой-либо конкретный композиторский стиль прошлого - в нём слышны отголоски мелодий П.И. Чайковского, Л. Делиба, И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодичных линий, выраженная с присущей Стравинскому рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорической игры в карты. Балет нашёл совершенную интерпретацию в хореографии Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке Стравинского, давшей балетмейстеру прочную основу для создания хореографических структур.

Созданные в 1938 году «Балетные сцены» (1944, балетмейстер А. Долин, «Зигфелд тиэтр», Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и американской бытовой музыки.

В русле неоклассицизма написан балет «Орфей» (1948, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин, «Балле сосайетн». Нью-Йорк).

Последний балет «Агон» («Состязания», 1957, балетмейстер Баланчин, «Нью-Йорк сити балле») отражает стилистические тенденции позднего периода (обращение к серийной технике композиции).

В последние годы творческой деятельности усиливаются траурные и религиозные настроения, композитор отдаёт предпочтения камерным и вокально-инструментальным жанрам.

Резко сокращается число крупных произведений: за 15 лет всего один балет (предельно абстрактный «Агон», посвящённый Джорджу Баланчину), одно сценическое музыкальное представление («Потоп», написанный для телевизионной постановки).

Одно за другим появляются произведения «памяти...» - Дилана Томаса, Джона Кеннеди, Олдоса Хаксли, Т.С. Элиота. Практически все остальные произведения посвящены духовной тематике: здесь и величественный «Canticum Sacrum», пятичастная форма которого продиктована архитектурой притворов собора св. Марка в Венеции, и достаточно продолжительные по времени «Threni» (Плач пророка Иеремии), а также «Проповедь, притча и молитва» и священная баллада «Авраам и Исаак», написанная на иврите.

Обращается композитор и к музыке близкого по духу Карло Джезуальдо ди Веноза, обработав к 400-летию несколько его мадригалов.

Особняком стоят «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) - своеобразный опыт композиции, находящийся в творческом родстве с сериальной музыкой Булеза и Штокхаузена.

1962 год ознаменовался первым за 52 года фактического изгнания визитом на родину - по приглашению Министерства культуры СССР Стравинский дёт несколько концертов в Москве и Ленинграде. Поездка оказала несомненно сильное эмоциональное воздействие на композитора, однако сдержанный и осторожный в проявлении истинных чувств, Стравинский ни разу не высказался критически. «Я такой же русский, как и вы, и никогда не был эмигрантом... Моя жена была слаба здоровьем и только поэтому я не мог оставаться там более».

В 1966 году, когда Стравинский был уже серьёзно болен, написано одно из последних произведений - «Requiem Canticles» (Заупокойные песнопения) для солистов, хора и камерного оркестра.

Сочинение-эпитафия проникнуто светлым предвосхищением Бога и трепетным человеческим приближением к Вечности. Лаконичность высказывания, значимость каждой интонации и каждого звука говорит об особой кристаллизации стиля - того стиля, который всегда отличал Стравинского вне зависимости от его исканий в области музыкальной манеры.

Последнее произведение композитора - инструментовка двух духовных песен Гуго Вольфа - написано на немецком языке, ранее им не использовавшемся.

Таким образом, Стравинский остался в истории музыки как уникальный пример композитора, писавшего на семи (!) языках: английском, немецком, французском, итальянском, латинском, иврите, а также на родном - русском.

Богатая творческая жизнь композитора оборвалась в 1971 году: он умер в Нью-Йорке в возрасте 88 лет.

Музыка Стравинского, на протяжении всей его жизни критиковавшаяся за новизну и «непонятность», теперь с удивлением обнаруживается крепко связанной с традициями русской и европейской музыки и культуры.

Композитор всегда твёрдо шёл по намеченному пути, безошибочный успех которого был виден только ему. Признание или непризнание мало что значили для него, так же как и ожидания публики не играли никакой роли - никогда не потакая ей, он только лишь разрушал ненужные стереотипы и воспитывал вкус, оставаясь при этом самим собою.

Примечательно высказывание об И.Ф. Стравинском Жана Кокто: «Разве это не чудо: гроза, крайне озабоченная совершенством кривой, которую вычерчивают регистрирующие её приборы? Восточный романтизм, работающий на латинский рационализм».



Россия великая

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011