На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский художник И.Н. Крамской (1837-1887)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский художник И.Н. Крамской (1837-1887)



И.Н. Крамской. Автопортрет, 1867 г.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - русский художник-живописец, рисовальщик, мастер картины на исторический, сказочный сюжет. Теоретик искусства, художественный критик, педагог. Представитель реализма.

Родившийся в провинции, в семье писаря, И.Н. Крамской пробивался к искусству с редким упорством. Пятнадцати лет он поступил учеником к иконописцу, год спустя - ретушёром к фотографу.

В 1857 году, оказавшись в Петербурге, рискнул без подготовки держать экзамены в Академию Художеств (АХ) - и был принят.

Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрёл авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков «бунта четырнадцати» в 1863 году, когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет.

После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе «Артель художников» - своеобразную коммуну. В эти годы он много занимался портретами, главным образом заказными, для заработка, исполняя их в технике «мокрого соуса», позволявшей имитировать фотографию. Из его ранних работ особенно выделяются портрет В.М. Максимова (1866) и автопортрет(1867).

Крамской покинул «Артель», увлеченный новой идеей - созданием «Товарищества передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Он принял участие в разработке устава «Товарищества» и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и его идеологом, защищавшим и обосновывавшим основные позиции этого своеобразного художнического братства. От других руководителей «Товарищества» его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость к догматизму.

Наследие Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление сплошь и рядом наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо сознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом.

В картине «Христос в пустыне» (1872), ему удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина достойно вошла в историю отечественного искусства.

Сам Крамской так объяснял это произведение: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье... И вот у меня появляется страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать... И вот однажды, когда особенно был этим занят... увидел вдруг фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Его дума была так серьёзна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении».

В небольшой композиции «Осмотр старого барского дома» (1873-80) Крамской нашел необычное по лаконизму решение, успешно преодолев стереотипы, распространённые в жанровой живописи того времени.

Незаурядным произведением оказалась его «Неизвестная» (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью.

Попытка воплотить фантастический мир в картине «Русалки» (1871) обернулась некоторой «слащавостью».

Художественной неудачей, по мнению критиков, закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной «Хохот («Радуйся, царю иудейский!»)» (1877-82), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил.

Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л.Н. Толстого (1873), И.И. Шишкина (1873), И.А. Гончарова (1874), Я.П. Полонского (1875), П.П. Третьякова, Д.В. Григоровича, М.М. Антокольского (все 1876), Н.А. Некрасова (1877-78), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и др. Часть этих портретов была написана специально по заказу П.П. Третьякова для его картинной галереи.

Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: «Полесовщик» (1874), «Созерцатель» (1876), «Мина Моисеев» (1882), «Крестьянин с уздечкой» (1883).

Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволило ему в последние годы жизни существовать безбедно.

По мнению специалистов, в 1880-х гг. И.Н. Крамской поднялся на новую ступень в своём творчестве - добился более глубокого психологизма, позволявшего «обнажить» сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И.И. Шишкина (1880), В.Г. Перова (1881), А.С. Суворина (1881), С.С. Боткина (1882), С.И. Крамской, дочери художника (1882), В.С. Соловьева (1885).

Напряжённая жизнь подорвала здоровье художника.

Крамской умер 24 марта (5 апреля) 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса: внезапно наклонился и упал. Доктор попытался оказать ему помощь, но уже ничего нельзя было сделать.

Художнику не было и пятидесяти лет.

Похоронен Иван Николаевич Крамской на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств) в Санкт-Петербурге.



Россия великая

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011