На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русская балерина, педагог, балетмейстер А.Я. Ваганова (1879-1951)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русская балерина, педагог, балетмейстер А.Я. Ваганова (1879-1951)



А.Я. Ваганова

Агриппина Яковлевна Ваганова – русская балерина, педагог, балетмейстер. Народная артистка РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии за 1946 год.

Родилась в 1879 году семье капельдинера Мариинского театра.

В 1897 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища (ученица Е.О. Вазем, Х.П. Иогансона, П.А. Гердта) и была принята в труппу Мариинского театра. «Невыразительные» внешние и физические природные данные надолго затормозили карьеру танцовщицы — на протяжении многих лет она оставалась артисткой кордебалета.

Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжёлыми мускулистыми ногами, на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звёздами, она постоянно училась, и, наконец, сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы.

Репетиции с лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ Х.П. Иогансоном, Н.Г. Легатом и О.И. Преображенской смягчили прямолинейную жёсткость итальянской манеры.

Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем — множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов.

От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими».

Постепенно в репертуаре танцовщицы появились и крупные роли — Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни.

Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники: «Было очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворённости и собой, и старой системой преподавания».

Позже Ваганова с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные партии в балетах «Ручей» Л. Делиба (Наила), «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (Одетта-Одиллия), «Конек-горбунок» (Царь-девица), «Жизель» А. Адана (Жизель) ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры.

Лишь в 1915 году она получила звание балерины, а в 1916 - оставила сцену.

На рубеже веков зарождалась русская школа балета, вобравшая в себя техничность школы итальянской и изящество школы французской. Молодая «русская школа» балета ещё не была закреплена в педагогической практике. Это и стало делом жизни Агриппины Яковлевны. Вспоминая уроки одного из любимых педагогов — Е.О. Вазем, пользуясь советами и пояснениями к «итальянскому» экзерсису О.И. Преображенской, присматриваясь к балетмейстерской деятельности молодого Фокина, Ваганова постепенно отбирала характерные особенности русской танцевальной манеры. Всё более ясным становилось желание разобраться в «науке танца».

В 1918 году Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил тогда балетный критик и горячий сторонник классического танца А.Л. Волынский. Три года спустя она перешла в Хореографическое училище.

Ваганова начинала свою преподавательскую карьеру в те годы, когда официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и крестьянству. Её работа педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то время, когда пресса называла балет тепличным искусством. «Классика, корнями упирающаяся в галантность эпохи Людовиков... органически чужда нашей эпохе!», - писали тогдашние критики.

Подобными безапелляционными заявлениями пестрели страницы журналов и газет.

Вслед за классическим репертуаром нападкам подверглась основа основ балета — классический танец. Вместо системы классического воспитания танцовщика апологеты «нового» искусства предлагали «теафизтренаж», спортивную гимнастику, танец «эксцентрический», «механический» и «акробатический»...

В это время в стенах Ленинградского хореографического училища складывалась строго проверяемая практикой педагогическая система, позднее ставшая известной всему миру как система Вагановой.

Результаты работы были замечены не сразу, хотя уже в 1923 году Ваганова выпустила отличных танцовщиц О. Мунгалову и Н. Млодзинскую, в 1924-м — Н. Камкову и Е. Тангиеву.

Следующий, 1925 год, вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа Марины Семёновой и её педагога. Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. Семёнову признали сложившейся балериной, но сущность её таланта на первых порах была неправильно понята. В ней видели «цветок старинного искусства», исключительное, но случайное явление, тогда как она была одной из первых закономерных удач новой советской хореографической школы.

На следующий год Ваганова выпустила Ольгу Иордан, потом Галину Уланову и Татьяну Вечеслову, затем Наталью Дудинскую и Фею Балабину... Критика отмечала глубоко индивидуальный характер дарования молодых балерин. В то же время в танце Улановой находили «много семёновского... грацию, ту же исключительную пластичность и какую-то увлекающую скромность жеста». Стало очевидно, что это черты формирующейся школы.

Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой.

Если в двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара.

С 1931 по 1937 годы Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни».

Осуществлённые Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933) и «Эсмеральда» (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов 30-х годов. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской. «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех — от артисток кордебалета до ведущих балерин —нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты «школы Вагановой», — пишет в воспоминаниях о своем педагоге Н.М. Дудинская.

Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а её ученицы постепенно распространили её методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира – книга выдержала семь изданий и была переведена на разные языки.

Умерла Агриппина Яковлевна Ваганова 5 ноября 1951 года. Похоронена на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу было присвоено её имя (ныне Академия русского балета).


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:



Люди

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011