На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский художник К.Е. Маковский (1839-1915)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский художник К.Е. Маковский (1839-1915)



К.Е. Маковский. Автопортрет. 1860

Константин Егорович Маковский (1839-1915) - русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма.

Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 года в семье Е.И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Брат художника Владимира Маковского.

Учился в МУЖВЗ (1851-1858), где главным его наставником был С.К. Зарянко, а также в Академии художеств (1858-1863).

Участник «бунта четырнадцати», был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870), однако с 1883 года выставлял свои вещи самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению и к «передвижникам», и к Академии.

В 1876 году посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Жил и работал в Петербурге, Москве и Париже.

Получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862), решённую всецело в русле романтического историзма.

Написал немало сентиментальных типажей и сценок из «народного быта», в том числе популярных «Детей, бегущих от грозы» (1872) и трогательный образ старого слуги Алексеича (1882).

Проявил себя как крупный мастер портрета («Оперный певец О.А. Петров», 1870; все — в Третьяковской галерее).

Подлинный авторитет завоевал полотном «Балаганы на Адмиралтейской площади» (1869, Русский музей), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах. По характеристике В.В. Стасова, оценившего картину весьма высоко, он представил в этом масленичном гулянье образ «всего Петербурга».

Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссёра, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далёким от «злобы дня» темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию «салонного художника», наглядным укором которому как бы служил его более политически ангажированный младший брат. Однако на деле искусство мастера было (подобно искусству «салонного» Х. Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же «режиссёрского» дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец.

Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне мастера «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876, там же).

В 1880-1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 века, написав целый ряд пышных «боярских пиров» и «свадеб», которые имели шумный успех за рубежом («Поцелуйный обряд», 1895, Русский музей; и др.).

Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно «Минин на Нижегородской площади» (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещённое в специальном павильоне (ныне — в городском Дворце Труда).

В поздний период мастер, по мнению критиков, пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы.

Мастерство, эффектность работ К.Е. Маковского потрясает до сих пор. «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Так закончил свою краткую автобиографию, написанную в 1910 году в связи с празднованием 50-летия его художественной деятельности, профессор живописи Константин Маковский.

Его произведения – это выражение несколько внешнего, но по-своему блестящего артистизма. Художник погружает человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утончённых чувств.

Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролётка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 (30) сентября 1915 года.

Похоронен Константин Егорович на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Могила не сохранилась.



ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011