На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский художник В.Д. Поленов (1844-1927)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский художник В.Д. Поленов (1844-1927)



И.Е. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова.1877 г.

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) - русский художник и деятель театра.

Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в семье археолога Д.В. Поленова.

Учился в петербургской Академии художеств (1863-1871) и параллельно — на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П. Чистякова и И.Н. Крамского.

Посетил в 1872-1876 гг. Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств. Много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881-1882, 1899-1909).

Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877-1878 гг., создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов.

Был членом «Товарищества передвижников».

Испытал влияние современной французской живописи, в особенности пейзажистов-барбизонцев и П. Делароша. В духе романтического историзма Делароша написан ряд его ранних картин («Право господина», 1874). Но естественней всего его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично соединились традиции «барбизонцев» и лирического «пейзажа настроения» в духе А.К. Саврасова. Таковы «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879; все картины — в Третьяковской галерее).

В большинстве случаев это – не чисто природные, а и историко-природные, поэтико-«археологические» образы, — подобно массе этюдов, созданных мастером на Балканах и Средиземноморье. Эти этюды послужили подходами к его знаменитому «евангельскому циклу» («Христос и грешница», 1886-1887, Русский музей, Петербург; и др.).

Тенденции модерна — с его стремлением к созданию синтетических «сверхпроизведений» — ярче всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И. Мамонтова (опера «Призраки Эллады» с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии.

С 1910 года художник увлечённо занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 года — Дом театрального просвещения имени В.Д. Поленова). Он разрабатывал особого рода облегчённые, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты, что тоже отвечало исконной программе модерна с его лозунгом «искусство вместо революции».

Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося — в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в соавторстве с В.М. Васнецовым, 1881-1882) и Бехове под Тарусой (1906), — вклад в развитие «русского стиля». Характерная для этих храмов стилизация под национальное Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (1891-1892) и мастерской там же (т.н. Аббатство, 1904), где Поленов-зодчий выступил как предтеча функционализма.

После революции мастер жил в своей усадьбе Борок (Поленово), как на островке старой России, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 году был передан его родственниками государству.

Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-1895 гг.) были, в частности, И.И. Левитан, К.А. и С.А. Коровины, А.Е. Архипов и А.Я. Головин.

Умер Василий Дмитриевич Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 года — Поленово) 18 июля 1927 года. Похоронен там же на Бёховском кладбище, на крутом берегу Оки, где он любил рисовать этюды.



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011