На главную страницу
 
Святые отцы о Святой Троице.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Ответ Льву Толстому
Разве человечество не уважает в числах - число три более всех чисел, то есть по самой природе своей чтит Троицу, создавшую тварь? 

О молитве
…молитва — вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы по сказанному к нему приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23).

 

* * *

Молитва — предстояние Святой Троице и сонму Небожителей.

* * *

Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей! Человек! Познай себя. кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством.

* * *

Бог есть Дух, простое Существо. А дух чем проявляет себя? Мыслию, словом и делом. Поэтому Бог, как простое Существо, не состоит из ряда или множества мыслей, или из множества слов, или творений, но Он весь в одной простой мысли — Бог-Троица, или в одном простом слове — Троица, или в трех Лицах, соединенных воедино. Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святой Огонь, проникает каждое слово:—каждый сам это может испытать, если будет молиться искренне, усердно, с верою и любовию. Но, особенно, Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святой Дух или — Троица, или Господь, Господи Боже; Господь Саваоф; Господи Иисусе Христе, сыне Божий; Душе Святый: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... и прочих именах Своих. Ангелы и святые так же в своих именах близки к нам, как близки имена их и вера наша в них — к сердцу нашему; ибо они не иное что, как дыхания Божии и суть един дух с Господом.

* * *

Веруй твердо в осуществимость всякого слова, особенно произнесенного во время молитвы, памятуя, что виновник слова есть Бог-Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами или именами: Отец, Слово и Святой Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся со словом и дорожи им. Помни, что как ипостасное Слово Божие — Сын Божий, всегда соединен со Отцом и Духом Святым, так и в слове Святого Писания, или в молитве, или в Писаниях богомудрых отцов участвует по Своему вездесущию Отец, как верховный Разум, творческое Его Слово и Совершитель Дух Святой. Потому никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в себе свою силу, и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие. Яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. 1, 37), это вообще свойство слова — сила и совершенность его. Таким оно должно быть в устах человека.


* * *

Слава Пресвятой, единосущной и животворящей Троице.

* * *

Пресвятая Троица! Научи меня презирать все земное, научи меня полагать мир, довольство, блаженство в тебе единой. А чтобы не возгордиться мне, по причине благостного внимания ко мне Пресвятой Троицы и подаваемого Ею мне спасения, да памятую, что она благостно внимает каждому червю, каждому птенцу. Еще припомню, что некоторые христиане, многие силы сотворившие именем Божиим, услышат некогда от Господа слова: отыдите от Меня, не вем вас (Матф. 7, 23; 25, 12), за свою неевангельскую жизнь. Пресвятая Троица! Сохрани меня от гордости и научи меня смиренномудрию! Ты благостно и скоро внемлешь мне и спасешь меня; я могу от милости возгордиться, Твою бесконечную благость и милосердие обратить в предлог к самовосхвалению, якобы я сам достоин такого внимания был, как благо некое сотворивший. Покрый меня, премилосердная Троице, Отче,Сыне и Душе Святый, кровом крилу Твоею от всякого греха.

* * *

…образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум - образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум - образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого.

* * *

Нераздельная Троица Единице, - помилуй нас!

* * *

Троица Святая, даждь мне славити Тя непрестанно сердцем и устами, а паче делами.

* * *

О, Троице. Боже Наш! простое Существо, создавший и душу нашу по образу Твоему, да в Тебе жизнь и мир свой именем! О Троице, Питательница и Надежда наша! Даждь нам в Тебе единой всегда надежду свою полагать, в Тебе единой жизнь и покой обретать. О Троице! Ты как мать, носишь всех на руках Своих, и всех нас питаешь из рук Своих, как нежнейшая мать! Ты никогда не забываешь и не забудешь нас, ибо Ты сам сказал: аще и жена забудет чадо свое - Аз не забуду тебе, т. е. не перестану питать, охранять, защищать и спасать тебя. Еще Ты сам сказал: не имам тебе оставити, ниже имам от тебя отступити.

* * *

Троица - моя жизнь, мой свет, мир, избавление, спасение мое, лепота моя, мое здравие, мое довольство, промышление о мне и о всей твари, моя сила и слава, мое обновление пространное. Она - все для меня, никому я не завидую; всемдоброжелательствую и молю Бога даровать всем все на потребу, и богатым щедрую утробу и сострадательное сердце.

Хотел бы я видеть первоначальную Благость, Светлость, Красоту, Премудрость бесконечную. Силу, все создавшую и носящую и управляющую, но я не готов, нечист сердцем. Имея такие обетования, очистим себя от веяния скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1).

 

Живое слово мудрости духовной.
Кратки, но знаменательны слова, возглашающие славу и великолепие Пресвятой Троицы. Эти возгласы проповедуют о вечности существа Ее и о страшном и неприступном великолепии Триединого Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа… на пространстве всех веков Церковь по всей вселенной всегда исповедовала православно, спасительно, победоносно, громко, во всеуслышание всех людей вечную славу Святой Троицы и победила своим исповеданием всех гонителей, мучителей, царей, философов, риторов, всю силу ада, восставшего против истинного исповедания Живоначальной Троицы.

* * *

Радуюсь о совершенстве Божества, о Его единстве по существу и троичности Лиц и весело славлю Отца, и Сына, и Святаго Духа, нераздельное, несозданное естество, Троицу Единосущную, царствующую во век века. Радуюсь, что Бог есть любовь: Отец - любовь, Сын Божий - любовь и Дух Святый - любовь; Три и Единая любовь. Отец - святыня и правда, равно как и Сын и Дух Святый.

Самодержец - Отец, самодержец и Сын, также и Дух Святый, не Три самодержавных, а Один самодержавный Бог, неслиянный, нераздельный, неразлучный Бог в Трех Лицах.

* * *

Троица Святая, Отец, Сын и Дух Святой для меня и для всех - дыхание и свет, жизнь, сила и оправдание, премудрость, святость, всякое богатство, помощь, исцеление от всяких болезней, молитвенный огонь, источник умиления, хранение, безопасность, всякое благо. Благодарение всегдашнее Тебе, Господу моему. Прими молитву мою о всех людях, особенно же о Церкви Твоей как собрании искренно верующих в Тебя.

* * *

Бьется ли радостью и трепетом твое сердце при воспоминании и произнесении святейшего Имени не созданной и все создавшей, всеблагой и всеблаженной Троицы, Отца, Сына и Святого Духа? О пречудное Имя! О пресладкое и всежизненное Имя! О прекрасная существенная и вечная Троице, давшая неизреченную красоту всему созданному духовному и вещественному миру! Укрась и нас по образу и подобию Твоему, вольной волею обезобразивших и растливших себя всякими грехами! Троице правая, Боже наш, слава Тебе!

* * *

Во всяком плоде земном несколько свойств: цвет, форма, вкус, питательность, красота, благоухание. Слава Тебе, Троице, все измыслившая и создавшая в пищу и наслаждение тварям Твоим, особенно разумным людям!

* * *

Христианские праздники дают познание о догматах, или главных спасительных истинах христианской веры: о Боге едином по существу, о троичности Лиц, об искуплении человеческого рода Единым от Троицы, крестом и избавлением от греха, проклятия и смерти, о силе креста, о почитании его, о догмате воскресения рода человеческого, о Страшном Суде, или вечном мучении неверующих и нераскаянных, о почитании святых и подражании им, о силе покаяния и бесконечном милосердии Божьем, милующем грешников, о силе и спасительности милосердия и милостыни.

* * *

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.

* * *

Каково достоинство человека и души человеческой, когда Господь удостаивает его причастия пречистых Тела и Крови Своей и соделывает храмом Своим, храмом Святой Троицы! Помыслите об этом, смертные человеки, и поучитесь бессмертию, даруемому вам Победителем смерти. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54).

 

 

Моя жизнь во Христе
Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей. Человек! познай себя, кто ты, и веди себя сообразно с своим достоинством.

* * *

Отца, Сына и Святого Духа - Бога в Троице прославляют все Его создания: ангельские соборы, возглашающие немолчно Трисвятую песнь, и Св. Церковь Христова, св. Апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные и все святые, весь мир видимый, все живущие ныне истинные христиане - весь мир. Истина троичности Божества, как бы воздух, который окружает нас со всех сторон, которым мы дышим и коим проникнуты всецело.

* * *

Слава Пресвятой, Единосущной и Животворящей Троице! Когда диавол защемит бок неудовольствием, ненавистью на ближнего из-за чего-либо житейского, плотского, и тяжело мне станет, мучительно, я встану да возведу сердечные очи к Троице и говорю: Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя, а сам смотрю на имя Отца и Сына и Святого Духа, как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином, - смотришь, тотчас и легко сделается и убежит враг от вседержавного, приснопокланяемого Имени, как дым исчезнет. Слава Тебе, Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице [возгл. на вел. веч.]! Пресвятая Троица! научи меня презирать все земное, научи меня полагать мир, довольство, блаженство в Тебе единой! А чтобы не возгордиться мне, по причине благостного внимания ко мне Пресвятой Троицы и подаваемого Ею мне спасения, да памятую, что Она благостно внимает каждому червю, каждому птенцу. Еще припомню, что некоторые христиане, многие силы сотворившие именем Божиим, услышат некогда от Господа слова: отыдите от Мене, не вем вас [Мф. 7, 23; 25, 12], за свою неевангельскую жизнь. Пресвятая Троица! сохрани меня от гордости и научи меня смиренномудрию! Ты благостно и скоро внемлешь мне и спасаешь меня; я могу от этой милости возгордиться. Твою бесконечную благость и милосердие обратить в предлог к самовосхвалению, якобы я сам достоин такого внимания был, как благо некое сотворивший! Покрый меня, премилосердная Троица, Отче, Сыне и Душе Святый, кровом крилу Твоею от всякого греха.

* * *

Помни, что совершение животворящих Таин есть неизменное соизволение Животворящей Троицы, от сложения мира предопределенное; не быть оно не может. Когда ты совершаешь Тайны, то Сам Бог Отец Духом Своим Святым прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, - ты только орудие. Сам Отец, Сын и Дух Святый чрез тебя совершает литургию и освящает дары. Ты еси приносяй и приносимый, говорится, Христе Боже наш [мол. иерея на лит.]. Помни же неизменяемость Божию и верность во всех словесех Его.

* * *

Пресвятая Троица - совершеннейшее единение трех Лиц во едином Существе, потому что - совершеннейшее равенство.

* * *

В слове - образ Пресвятой Троицы, в слове и мысль, и слово, и дух.

* * *

Что ты каждое мгновение живешь животворящею Троицей, - в этом будь всегда так же убежден, как и в том, что ты освещаешься чувственным светом, питаешься пищею и питием и дышишь воздухом - тремя сими, во едино для тебя соединяющимися.

* * *

Если усомнишься когда-нибудь в Боге или в догмате Пресвятой Троицы, вспомни краткое церковное славословие: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков и подумай, что ты значишь с людьми всех веков, из коих бесчисленное множество великих и богосветлых умов, которые все сердечно, единодушно воссылали славу триединому Богу.

* * *

Что означает явление Аврааму трех странников? Означает, что Господь, Троичный в Лицах, постоянно как бы странствует по земле и надзирает за всем, что на ней делается, и к бдительным, внимательным к себе и своему спасению и ищущим Его рабам Своим приходит Сам, гостит у них и беседует с ними, как с друзьями: к нему приедема и обитель у него сотворима [Иоан. 14, 23]; - а нечестивых людей попаляет огнем, как Содом и Гоморру.

* * *

О Троица, Боже наш! простое Существо, создавший и душу нашу по образу Твоему, да в Тебе жизнь и мир свой имеем! О Троица, Питательница и Надежда наша! Даждь нам в Тебе единой всегда надежду свою полагать, в Тебе единой жизнь и покой обретать. О Троица! Ты, как мать, носишь всех нас на руках Своих и всех нас питаешь из рук Своих, как нежнейшая мать! Ты никогда не забудешь нас: ибо Ты Сам сказал: аще и забудет кого жена (мать), Аз не забуду тебе [Исаии 49, 15], т.е. не перестану питать, охранять, защищать и спасать тебя. Еще Ты Сам сказал: не имам от тебе отступити, ниже имам тебе оставити [Евр. 13, 5]. Для чего же мы беспокоимся о пище, для чего жадничаем, пресыщаемся, лакомимся? Для чего жалеем уделить ближнему? О, окаянство! о, слепота! о, самолюбие грязное! о, нелюбовь к Богу и ближнему! Недь в лице ближнего Бог - а мы Богу Самому жалеем Его же даров! Вспомни, как щедро наградил духоносный Елисей пророк женщину Соманитянку, принимавшую его от всей души в дом свой и простосердечно его угощавшую! Он испросил ей у Бога сына и потом, когда сын умер, воскресил его.

* * *

Следи за каждым движением сердца; смотри, угодно ли оно Троице и не есть ли оно, напротив, движение твоего ветхого страстного человека.

* * *

Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени Троица, или в имени Господь, в имени Иисус Христос.

* * *

Для чего поется Верую пред пресуществлением Святых Даров? Для чего и священник в алтаре читает в это время про себя Верую? Для того, чтобы предстоящие веровали и помнили, что при пресуществлении Святых Даров участвует Святая Троица и что тайна Евхаристии есть дело Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; для того, чтобы и священник неосужденно с несомненною верою в благость и всемогущество Отца и Сына и Святого Духа совершил святое таинство и потом в свое время причастился его, ибо в это особенное время потребна для священника великая вера, так как в это по преимуществу время враг усиливается поразить ум и сердце священника холодностью и неверием или возмущать сомнением.

* * *

Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений, пророки и евангелисты, видели ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Св. Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячею любовию и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.

Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам царствие вечное, царство света немерцающаго, мира и блаженства непоколебимаго, вместе с безчисленными соборами ангелов.

* * *
Научился ли ты предзреть Господа пред собою выну - как Ум вездесущий, как Слово живое и действенное, как Дух животворящий? Священное Писание - вот область Ума, Слова и Духа -Бога Троицы: в нем Он проявляется ясно: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот [Иоан. 6, 63], сказал Господь; писания св. отцев - вот опять выражение Мысли, Слова и Духа ипостасных, с большим уже участием самого человеческого духа; писания обыкновенных светских людей - вот проявление падшего человеческого духа, с его греховными привязанностями, привычками, страстями. В Слове Божием мы видим лицем к лицу Бога и - себя, каковы - мы. Узнайте же в нем себя, люди, и ходите всегда в присутствии Божием.

* * *

Ты ненавидишь врага? Ты глуп. Почему? Потому что, когда враг тебя гонит, ты еще сам себя внутренне гонишь, ибо скажи, не гонение ли, не самое ли жестокое гонение - мучить себя ненавистью к врагу? Люби врага, и ты будешь премудр. О, если бы ты знал, какое торжество, какое блаженство - любить врага и делать ему добро! Так Сын Божий, так Бог во Св. Троице восторжествовал и торжествует Своею любовью над неблагодарным и злонравным родом человеческим; так святые Божии торжествовали над врагами своими, любя их и делая им добро. Грешником сущим нам Христос за ны умре. Аще врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его [Рим. 5, 8, 10].

* * *

Мы грешим помышлением, словом и делом. Чтобы сделаться чистыми образами Пресвятой Троицы, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Мысль соответствует в Боге - Отцу, слова - Сыну, дела - Духу Святому всесовершающему. Грехи помышления в христианине - немаловажное дело, потому что все угождение наше Богу заключается, по свидетельству св. Макария Египетского, в помышлениях: ибо помышления суть начало, от них происходят слова и деятельность, - слова, потому что они или дают благодать слышащим, или бывают словами гнилыми и служат соблазном для других, растлевают мысли и сердца других; дела тем более, потому что примеры сильнее всего действуют на людей, увлекая к подражанию им.

* * *

Бог Отец - жизнь, Бог Сын - жизнь. Бог Дух Святый - жизнь: Троица Святая - жизнь. Жизнь в имени Отца и Сына и Святого Духа: отвергни сердцем Отца - отвергнешь жизнь твоего сердца; отвергни Сына - отвергнешь жизнь свою; отвергни Духа Святого - отвергнешь жизнь свою - так-таки и отзовется твое сомнение смертью в твоем сердце, скорбью, теснотою мучительною, а Бог останется Богом жизни в Трех Лицах; отвергнешь сомнение сердца, признаешь всем сердцем все Три Лица за Бога, за жизнь свою, и жизнь опять войдет в сердце. Бог в Троице покланяемый, в Самом Себе есть - ей и аминь [2 Кор. 1, 20].

* * *

Ты написал книгу, положим, о Святой Троице, и отпечатал ее в тысяче экземпляров, а можешь и столько, сколько тебе угодно. И во всех этих книгах у тебя не только один дух, но одни и те же слова, одна и та же форма. Так и с приношением Тела Христова. По вселенной, в бесчисленном множестве церквей приносится оно, на всех алтарях христианских церквей действует одна и та же Троица, во всех агнцах один и тот же Христос и Дух Его (как в книге содержание ее), везде одна и тоже форма приношения, - и выходит, что это Святейшее Таинство есть как будто единая великая священная книга любви Господа к роду человеческому, которая в бесчисленном количестве приуготовляется по вселенной по одной и той же форме с одним и тем же живущим в ней Духом любвеобильным, взявшим на себя грехи мира, духом Христовым. Еще подобие: какое множество на земле отдельных личностей человеческих: у всех одна форма тела, у всех одинаковая душа, с едиными, хотя не с одинаковыми способностями, и всем этим личностям одно название - человек. Все люди - как один человек, и от одного начала все произошли: первоначально от Бога Отца и Сына и Духа Его, а потом от одной четы. Поэтому, между прочим, и повелевает заповедь Божия любить каждого, как себя, по тождеству т.е. нашей природы. Итак, видишь много лиц, и они одно по тождеству природы души и тела. Так и Господь в животворящих Тайнах Своих, где бы они ни приносились, есть вечно единый и нераздельный Создатель от единыя крови всего рода человеческого [Деян. 17, 26]. Чрез единый Дух Свой, живущий в Тайнах Тела и Крови, совершаемых во всех церквах мира, хочет Он соединить с Собою нас, отпадших чрез грех и покорность диаволу от соединения с Ним, и то, что во всех нас есть разъединяющего с Ним и между собою, отсечь и очистить: да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут [Иоан. 17, 21]. Вот цель причащения!

* * *

Как Троица - Бог наш Едино Существо, хотя и три Лица, так должны быть и мы - едино. Как прост Бог наш, так должны быть и мы просты, так просты, как бы все мы были один человек, один ум, одна воля, одно сердце, одна доброта без малейшей примеси злобы, - словом, одна чистая любовь, как Бог есть Любовь. - Да будут едино, якоже Мы едино есмы [Иоан. 17, 22].

Бог есть Дух, простое Существо. А дух чем проявляет себя? Мыслию, словом и делом. Поэтому Бог, как простое Существо, не состоит из ряда или из множества мыслей, или из множества слов или творений, но Он весь в одной простой мысли - Бог-Троица, или в одном простом слове - Троица, или в трех Лицах, соединенных воедино. Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святый Огнь, проникает каждое слово: - каждый сам это может испытать, если будет молиться искренно, усердно, с верою и любовью. Но особенно Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святый Дух, или - Троица, или Господь, Господи Боже; Господь Саваоф; Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; Душе Святый; Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... и прочих именах Своих. Ангелы и святые так же в своих именах близки к нам, как близки имена их и вера наша в них - к сердцу нашему; ибо они не иное что, как дыхания Божии и суть един дух с Господем [1 Кор. 6, 17].

* * *

Да будем вси едино [Иоан. 17, 22], как Бог наш, в Троице поклоняемый, есть Един, и сердца наши создал на едине (на единстве), т.е. простыми, едиными.

* * *

Бог есть простое, совершеннейшее Существо, т.е. чистейшая святыня, чистейшее добро и правда; чтобы быть в единении с Богом, чтобы быть одним духом с Ним (ибо мы от Него), нужно, по благодати Его, стяжать в себе совершенную простоту добра, святости и любви. Все святые, сущие на небесах, очищены кровью Сына Божия, Духом Святым и ни тени греха в себе не имеют. Для того они и подвизались сами в этой жизни, для того мучились плотию, чтобы очистить себя от всякой скверны плоти и духа и творить святыни в страхе Божием, чтобы соединиться навеки с тем всеблаженным Существом, Которого существо есть святыня. Для того и теперь стоит в мире Церковь святая со всеми ее учреждениями; для того Богослужение, таинства, обряды; для того посты, чтобы очищать и освящать чад Божиих, ради соединения с Оным всеблаженным Существом, в Троице славословимым Отцом, Сыном и Духом Святым.

* * *

Непрестанно молись, призывая имя Живоначальной Троицы, да не сразит твоей души внезапно какая-либо страсть, гордость или зависть, или злоба и ненависть, или скупость, или сребролюбие, или чревоугодие, или гнев и раздражительность, или осуждение и презорство, или ложь и клевета и подобное; ибо среди сетей ходим все мы каждый час, каждую минуту жизни. Да будут настороже каждый час, каждую минуту сердечные очи твои, да будет сердце твое бодрствующим не только днем, но и ночью, по Писанию: аз сплю, а сердце мое бдит [Песн. 5, 2].

 

Святитель Филарет Московский

Собрание сочинений, т. 5.
Исполнилось три лета с того времени, как благодать Божия начала посещать сие место своим освящением; и уже третий храм освященный здесь видим. Слава Тебе, Пресвятая Троице, Боже наш: и да будет сие знамение усугубляемаго и устрояемаго Твоего благословения на сие место и на братию святаго храма сего. Ибо знаем из писаний, и в событиях видим, что не только Твое Божественное имя свято и исполнено Божественныя силы, но и твое троичное число освящено и Божественным действом бывает ознаменовано. Почто бо Илия, Пророк Твой, желая воскресить отрока, не единожды не многократно, но трижды дуну на отрочища (3 Цар. XVII. 21), если не для того, чтобы троичным числом исповедать троическую веру, и привлещи Твое, Животворящая Троице, пресущное действо? Не в том же ли духе употребил он и троекратное возлияние воды (XVIII. 34) на жертву, на которую хотел низвести небесный огнь? Призрела еси, Пресвятая Троице, на трех отроков в огненной пещи, и не восхотела, чтобы Твое священное число явилось числом пагубы: и трие отроцы верою троическою пламень пещный попраша. После того, как в тридневном воскресении единаго от Тебе, Пресвятая Троице, Господа нашего Иисуса Христа, троичное число прияло новую славу и силу, Твои богодухновенные Апостолы и богоносные отцы наши предали нам часто запечатлевать троичным числом наши молитвы, наши славословия, наши тайнодействия, без сомнения потому, что в сем знамении священнаго числа есть тайный союз наших молитв, славословий, тайнодействий с Твоею вседействующею и всеспасительною благодатию. Да будет убо и то, что в три лета три святые храмы дарованы месту сему Твоею, Пресвятая Троице, благодатию, – да будет сие знамением во благо, знамением Твоего щедроподательно ниспосылаемаго благословения на место сие и на братию святаго храма сего.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

Аскетические опыты
Образ Троицы-Бога - троица-человек… Три лица в троице-человеке - три силы его духа, которыми проявляется существование духа.

 

 

 

Св. Макарий Великий

Слово 1 – 7.

Божественная Троица вселяется в душе, которая, при содействии божественной благости, блюдет себя чистою, вселяется же не как Она сама в Себе есть, — потому что невместима для всякой твари, — но по мере способности и удобоприемлемости человека.
На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения