На главную страницу
 
К неделе Всех святых, в земле Российской просиявших

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РУССКОЙ СВЯТОСТИ

 

СВ.ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
Золотые слова

Разве Церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей её истины и православия, её чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? … Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосии Печерские, Сергей Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы православия, все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – православную, особенно же св. благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, св. Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверской? Разве пустое зрелище – недавнее прославление новоявленного святителя и чудотворца Черниговского Феодосия? Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские: Петр, Алексий, Иона и Филипп, московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению, – разве он не свидетель о истине и спасительности нашей веры и церкви? Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины?

***

 

Да хранит Бог Россию и Царя России, если не ради русских, ставших недостойными по своим великим грехам, то ради Церкви православной, ради всех святых и ради всех чудес, явленных в России в прежние века, по предстательству и заступлению Божией Матери и святых чудотворцев Русских, коими не скудна Русская Церковь и Русская земля. Аминь.

 

 

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Аскетические опыты

Цветник — одна из возвышеннейших аскетических книг; этим достоинством она приближается к знаменитой книге Исаака Сирского. Два писателя Русской Церкви писали о умном делании, Нил Сорский и священноинок Дорофей. Книга первого — весьма полезное руководство для начинающих подвиг безмолвия, а второго — для преуспевших и приближающихся к совершенству. Учение о умной молитве изложено в Цветнике с необыкновенною ясностью, простотою, окончательностью. Повсюду видны обильное духовное преуспеяние и здравый смысл русского человека, упрощевающий мудреное, излагающий возвышеннейшее духовное учение с необыкновенною естественностью, чрезвычайно внятно и — изящно!

 

 

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

Собрание сочинений, том 5.

Россия обильна победами и умеющими стяжавать победы. Это говорят дела. Это знает Вселенная.

***

Благословенна и память Равноапостольнаго Владимира, который уловил Христу сперва Киевлян, а потом и всех Россиян, и оставил образ Благочестивейшим Самодержцам нашим, чтобы споспешествовать делу ловцев духовных, и первое благо своего народа полагать в благочестии христианском.

***

 

Сынове России! Бог Владимира, Бог Александра Невскаго, Бог Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Сергия, чрез роды и веки предал и сохранил нам чистую, святую, православную веру Христову, и чрез веру посеял и возрастил в жизни предков наших добрыя семена, способныя взаимно питать веру и простирать ея действие в потомстве. Тщательно ли мы пользуемся сим наследием? Бдительно ли храним сие сокровище?

***

 

Да будет Церковь и Держава Российская всецело и нераздельно уделом царствия Божия. Ибо только союзныя с царствием Божиим царства земныя могут быть тверды и истинно благополучны. Аминь.

***

 

Храни, Россия, царствующее над тобою благочестие и человеколюбие твоею верою и верностию и чистою, от непорочной жизни восходящею молитвою, удерживай над собою благодатный покров небесный. Аминь.

***

 

…радуется Преподобный Отец наш Сергий.

Ибо он как в земной жизни, после Бога и Неба, любил православную Россию и Державных ея, и служил благу Их молитвою, советом, миротворством: так и в небесной жизни являет подобныя расположения, с высшею небесною силою.

Дважды сохранил он сию Обитель свою, когда столица была в руках врагов. Это не для Обители только, но наипаче для России. Так, открывалось, что Россия была постигнута праведным прещением Божиим, но не оставлена Богом; что вера может сохранить царство, когда недостаточны для сего царственныя силы.

***

 

Сказано в писании о древних подвижниках за отечество: верою победиша царствия (Евр. XI. 33). Верою победоносни будете и вы.

Для сего и напутствуем вас молитвою и знамениями веры.

Древний крепкий молитвенник за Россию, преподобный Отец наш Сергий, благословил некогда победоносную брань против утеснителей России. Его образ ходил при полках наших при Царе Алексие, при Петре Первом и наконец при Александре Первом во время великой брани против дванадесяти народов. Образ преподобнаго Сергия да сопутствует и вам как знамение споспешествующих, охраняющих, сильных пред Богом молитв его за вас.

***

 

Благодарное воспоминание прежних благодеяний Божиих да привлечет новыя благодеяния Божии.

Почетная память доблестей, явившихся в минувших поколениях, да поощрит к доблестям новыя поколения.

Безпристрастный взор на погрешности прошедшаго да отразит их от настоящаго.

Добрые царственные опыты и примеры да обратятся в совет и в руководство.

Что было началом огражданствования и просвещения России? Что объединило ее после княжескаго раздробления? Что не допустило ее пасть под чуждым игом, и исторгло из под ига? Что из разрушительнаго междуусобия возсоздало ее в сильно сосредоточенную Монархию? Не паче ли всего православная вера?

***

 

 

Но что… значит: праздновать? Быть праздным от дел и работ? – Это праздник для вещества, по своей природе коснаго и лениваго, а не для духа, по существу своему деятельнаго. Предаться безотчетно увеселениям? – Называют и это праздником: но это праздник чувств и воображения; а чувства и воображение, занятое чувственными образами, составляют только низшую область человеческаго существа. Какое же достоинство имел бы праздник, в котором бы не участвовало высшее и лучшее в человеке? Чтобы праздновать достойно человека, надобно праздновать разумно. Чтобы праздновать достойно Христианина, должно праздновать духовно.

***

 

Поминай, православный сын России, с благодарением cии древния судьбы, и с упованием храни для грядущих времен силы, столь благотворныя во временах протекших, силу веры и любви к Отечеству, силу единодушия и готовой на всякое пожертвование любви к самодержавной власти.

***

 

Когда темнеет на дворе: усиливают свет в доме. Береги, Россия, и возжигай сильнее твой домашний свет: потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тма покрывает землю, и мрак на языки (Иса. LX. 2).

***

 

Просветившим Россию Христианскою православною верою Равноапостольным Великому Князю Владимиру и Великой Княгине Ольге, преемственне в течении веков созидавшим и укреплявшим единодержавие России Благоверным Царем и Великим Князем, новосозидавшим Российское царство и разширившим и прославившим оное в Бозе почившим Благочестивейшим Императорам и Императрицам, вечная память.

Всем избранным сынам России, в течении веков верно подвизавшимся за ея единство, благо и славу, на поприщах благочестия, просвещения, управления и победоносной защиты Отечества, вечная память.

Времена и лета в руце Своей положивый Господи, Твоим премудрым всеблагим Промыслом тысящелетне сохраняемому и возращаемому царству Всероссийскому, пробави велию милость Твою и сохраняй оное в вере и правде, во Богозаконии и благоустроении на лета и веки многие.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения