На главную страницу
 
К неделе 24-й по Пятидесятнице. К Воскресному Евангельскому чтению

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЧТЕНИИ СЛОВА БОЖИЕГО

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 25-37).

 

 

свт. Феофан ЗатворникСВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Мысли на каждый день года

 

Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: «В законе что написано? как читаешь?». Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около, и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

 

Путь ко спасению

 

Вот правила чтения: пред чтением должно упразднить душу от всего;

 — возбудить потребность знать то, о чем читается; обратиться молитвенно к Богу; читаемое следить вниманием и все слагать в отверстое сердце;

 — что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет;

 — очевидно, что читать должно весьма медленно;

 — прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться, — сыта, значит. Если, впрочем, поразит душу какое место, стой на нем и не читай более.

 Лучшее время для чтения слова Божия — утро, житий — после обеда, святых отцов — незадолго пред сном. Можно, следовательно, касаться всего понемногу каждый день.

 При таких занятиях постоянно должно содержать в мысли главную цель — напечатление истин и возбуждение духа. Если это не приносится чтением или беседою, то они — праздное чесание вкуса и слуха, пустое совопросничество. Если совершается это с умом, то истины и напечатлеваются, и возбуждают, и одно помогает другому, а если отступается от правого образа, то нет ни того, ни другого: истины набиваются в голову, как песок, и дух хладеет и черствеет, надымается и кичит.

 Напечатление истин — не то же, что их исследование. Здесь требуется только: уясни истину и держи в уме, пока срастворится с ним, без доводов, ограничений, один лик истины.

 

 

Св. Иоанн КронштадтскийСВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Моя жизнь во Христе, часть 1

 

Так ничтожен и немощен сам по себе всякий человек, что он все получает не из себя, а извне для поддержания своего бытия; сам он - ничто. И как тело его поддерживается воздухом, пищею и питием, так душа - молитвою, чтением Слова Божия и Св. Таинствами.

 

***

Как человек состоит из души и тела, то соответственно с этим и средства к поддержанию его жизни двоякие: телесные и духовные; к поддержанию телесной жизни служат: воздух, пища, питие, свет, теплота; к поддержанию духовной жизни - молитва (как воздух), чтение слова Божия, Животворящие Тайны, благочестивые размышления.

 

***

Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так особенно о деле спасения души своей, о молитве, о чтении слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим, о добрых делах, какие бы они ни были, о проповедничестве Слова Божия.

 

***

Во время молитвы и при чтении слова Божия надо иметь благоговение к каждой мысли, к каждому слову, как к Самому Духу Божию, Духу истины. Сомнение и презорство к слову, как яд духа лжи, надо отсекать

 

Часть 2

 

…святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святый, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца.

 

***

Простоту души надо беречь в особенности во время молитвы общественной и домашней, во время чтения слова Божия и писаний св. отцов и вообще при всяком важном деле.

 

***

…душу упражнять в чтении слова Божия, в благомыслии, молитве.

 

***

Здоровье и чрево - это те идолы, особенно у людей нынешнего века, от них же и я многогрешный, - для которых мы живем и которым постоянно служим, до пренебрежения делами своего христианского звания, напр., чтения Слова Божия, которое слаще меда и сота, молитвы, этой пресладкой беседы с Богом, и составления проповедей Слова Божия.

 

 

Живой колос

 

В нашем ветхом человеке есть замашка при чтении Слова Божия или богослужебных книг или писаний святоотеческих и вообще священных книг иногда тайно противиться сказуемому, т.е. тому, что говорится и пишется. Это тайный голос противника - сатаны, который первый научился и научил падших духов и людей противиться Богу, Его святой истине и правде.

 

 

АВВА ДОРОФЕЙ

Душеполезные поучения

 

При бесчувствии души, брат, полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных Отцев, памятование о страшном суде Божием, об исходе души из тела и об имеющих ее встретить страшных силах, с (соучастием) которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни.

 

 

СВТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВСВТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Аскетические опыты, том 2

 

Уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Слова Божия, стяжевают освящение, соделываются неспособными к празднословию, смеху, к произнесению слов шуточных, срамных и гнилых.

 

 

 

Свт. Филарет МосковскийСВТ. ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

Сочинения, том 2

 

Если и скажут тебе, что стремление к совершенству есть мечтательство, что любовь к мудрости есть дерзкое мудрование, что размышление о вере, поучение в законе Божием, чтение слова Божия, или ненужно или опасно: вслушайся внимательно, походит ли сие на глас Ангельский, на учение духовное, на проповедь небесную? Сличите с сим истинный и чистый глас Пророческий: блажен муж, его же воля в законе Господни, и в законе Его поучится день и нощь (Пс. 1, 2). Сличите с сим учение Божественнаго Учителя: испытайте писания (Иоан. 5, 39). Сличите с сим проповедь Апостола: слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще и вразумляюще себе самех (Колос. 3, 16). Сличите с сим пример Марии: никто не запретил юной Деве Израилевой читать книгу Исаии Пророка и над нею размышлять о Еммануиле.

Нет! Христианство не есть юродство или невежество, но премудрость Божия в тайне сокровенная, юже предустави Бог прежде век в славу нашу (1 Кор. 2, 7), и в которой наше преспеяние да будет во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа, во веки. Аминь.

 

Том 4

…это [Евангелие] не просто слово и сказание, но вместе сила и действие, – слово, которое тогда, выходя из уст Иисуса, на пример, изгоняло бесов, и ныне, выходя из Евангелия, также ужасает их, карает и обращает в бегство.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения