На главную страницу
 
К неделе 13-й по Пятидесятнице. К Воскресному Евангельскому чтению

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ ОСНОВАНИИ ВЕРЫ

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

(Мф. 21, 33-42)

СВ.МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ

Послание

 

…каким образом Господь, единый по сущности, ради домостроительства человеческого спасения приял на Себя в иносказательном смысле многие имена? Почему в одном месте наименован камнем (1 Кор. 10, 4) и дверию (Ин. 10, 7), в другом секирою (Лк. 3, 9) и путем (Ин. 14, 6), и еще виноградною лозою (Ин. 15, 1) и хлебом (6, 35)? — Камнем — по непоколебимости в силе Своей и по неприступности; — дверию, потому что чрез Него входим в вечную жизнь; — секирою, потому что Он посекает корни порока, — путем, потому что Он ведет достойных к познанию истины, — виноградною лозой, потому что Им плодоприносится вино, веселящее сердце человека; а равно — и хлебом, потому что укрепляет сердце словесной твари. А подобным образом и неукоризненная душа, усвоившаяся Богу-Слову, будучи сама в себе простою, по многим преспеяниям в духовных добродетелях, сподобляется и даров. Сказано же у меня о сем потому, что наименование невесты разумеется не троякое только, но наименований сих много.

 

 

Свт. Игнатий БрянчаниновСВ.ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Аскетические опыты, том 1

 

Учение Христово, будучи превыше суда и человеков и Ангелов, принимается одною смиренною верою, и само служит тем камнем, которым испытуются все прочие учения.

***

 

Камень — Христос. Христос предстоит взорам ума нашего в Евангелии: предстоит Он взорам ума поведением Своим; предстоит взорам ума учением Своим; предстоит взорам ума заповедями Своими; предстоит взорам ума смирением Своим, по причине которого Он послушлив был до смерти, смерти же крестныя. Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли и углубляется в нее, кто, в противность влечению сердца, нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и свой разум, старается изучить с точностью заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде и превыше всех других подвигов заботится о том, чтоб исправить и направить свою нравственность сообразно поведению, учению и завещанию Господа нашего Иисуса Христа.

 

Аскетические опыты, том 2

 

Хотя многочисленные свидетельства Священного Писания возвещают нам величие имени Божия; но с особеннейшей определенностью объяснил значение этого имени святой Апостол Петр перед синедрионом Иудейским, когда синедрион допрашивал Апостола коею силою или коим именем даровано им исцеление хромому от рождения? Петр, исполнився Духа Свята, рече: Князи людстии и старцы Израилевы, аще мы днесь истязуеми есмы о 6лагодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назорея, Его же вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень, укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несть ни о едином же ином спасения: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам. Это свидетельство - свидетельство Святого Духа: уста, язык, голос Апостола были только орудиями Духа.

 

 

Св. Иоанн КронштадтскийСВ.ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Живой колос

 

В какой высокой среде поставлен христианин, к какому высочайшему святому обществу он приписан как христианин и член Церкви! Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2,19-20). Помни это, христианин, и живи достойно звания, во всякой добродетели.

***

 

 

…Камнем веры и церкви в Писании везде называется Христос.

***

 

Гвоздь католической гордости и католических лживостей в догматах, в управлении и нравоучении есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Всеми святыми отцами, первых и последующих веков, признано и самыми первыми, православными папами, что под основным Камнем надо разуметь Самого Иисуса Христа - Камень же был Христос (1 Кор. 10, 4). В доказательство этой истины, самое верное и наглядное, привожу слово, имеющее подобный оборот в Евангелии от Иоанна: разрушьте храм сей (Ин. 2, 19). (Под храмом разумеется нерукотворенный храм Тела Господня, а не Иерусалимский храм; это явствует по течению речи.) Под церковью Господь разумеет именно Свое пречистое Тело, как и под Камнем основания нужно разуметь Самого Христа, а не преемников Петра апостола или самого Петра. Это ясно. А папы вообразили себя главами церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею вселенской церковью. Ну уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь.

 

Моя жизнь во Христе, часть 2

 

…все, что есть в Церкви, начиная с слова Божия до самой краткой молитвы, есть истина, что Церковь Божия есть столп и утверждение истины [1 Тим. 3, 15], как основанная на краеугольном камне - Христе, Который есть Истина, и одушевляемая и руководимая в веке Духом Святым, Который есть Дух истины.

***

 

Несомненно, что диавол в сердцах весьма многих людей сидит какою-то сердечною вялостью, расслаблением и леностью ко всякому доброму и полезному делу, особенно к делу веры и благочестия, требующему сердечного внимания и трезвения, вообще духовного труда. Так он поражает сердце вялостью, а ум тупостью во время молитвы; так он поражает сердце холодностью и бездействием сердечным тогда, когда нужно сделать добро, например, сострадать страждущему, помочь в беде находящемуся, утешить печального, научить невежду, наставить на путь истины заблуждающегося и порочного. Надо постоянно внимать своему сердцу, прогонять из него мглу лености и окамененного нечувствия, наблюдать, чтобы оно всегда горело верою и любовью к Богу и ближнему и готово было на все труды и самопожертвования для славы Божией и для спасения ближнего. Тщанием не лениве, духом горяще, Господеви работающе [Рим. 12, 11]. Диавол сидит в наших сердцах еще необыкновенно сильною раздражительностью; мы становимся иногда так больны самолюбием, что нетерпим ни малейшего противоречия, препятствия вещественного или духовного, не терпим ни одного слова негладкого, грубого. Но тогда-то и надо терпеть, когда доходят воды злобы и нетерпения до души нашей. В терпении вашем стяжите души ваша [Лк. 21, 19]. Приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той [Мф. 7, 27]. Что будет с нею, что будет с человеком, когда на него диавол пустит руку своих искушений и повеет на него ветром своих козней? Если твердо христианин стоит на камне - Христе, то не падает, а если стоит на песке своего мудрования и страстей, то сильно падает [ср. Мф. 7, 24-27].

***

 

Человек - чудное, прекрасное, величественное творение Божие, особенно человек Святой; это - звезда Божия; это - цвет роскошный, весь прекрасный, чистый, неблазненный, это - кедр благовонный; это - бисер многоценный; это - камень драгоценный, которому нет цены; это - прекрасное плодовитое дерево рая Божия! Чудное творение Божие - человек! Слава Творцу и Промыслителю его! Слава Спасителю рода человеческого, извлекающему род наш из тины страстей, от тления и смерти и вводящему нас в вечный живот.

***

 

По начинающемуся в душе смущению и насилию узнавай велиара и противопоставляй ему тотчас камень - Христа; разобьет о Него свои зубы велиар, а до тебя не дойдет. Но, смотри, люби всякого, как самого себя.

***

 

Да будем все мы, как камни живые, созидающиеся в храм духовный, святительство свято, возносити жертвы благоугодны Богови.

***

 

…знай, что ты тесно связан внутренне со всеми небожителями, как камень здания, хотя и мягкий и нетвердый. Так понимая себя, поймешь, почему молитвы столь легко доходят к святым: ибо все мы под одним Главою Христом и все одушевлены одним Духом Божиим.

***

 

Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека?

 

 

АВВА ДОРОФЕЙ

Душеполезные поучения

 

Сперва должно быть положено основание, то есть вера: ибо без веры, как говорит Апостол,не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6), и потом на сем основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, (полагая) то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т. п. И при всем том должно позаботиться о терпении и мужестве: ибо они суть краеугольные камни, ими связывается здание и соединяется стена со стеною, почему они не наклоняются и не отделяются одна от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Ибо если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения: а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано:в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21, 19).

Строящий должен также на каждый камень класть известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут, и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. О сем сказано и в Отечнике: «Как корабль нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия». Итак, каждый должен все, что он ни делает доброго, делать со смирением, чтобы смирением сохранить сделанное. Дом должен иметь и так называемые связи, кои суть рассуждение: оно утверждает строение, соединяет камень с камнем и связывает стены, а вместе с тем придает дому и большую красоту. Кровля же есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей так же, как и кровля – верх дома. Потом после кровли перила кругом ее. Что же значат перила кругом кровли? В Законе написано о сем: если построите дом и сделаете на нем кровлю, то сделайте около кровли перила, чтобы дети ваши не падали с кровли (Второз. 22, 8). Перила – суть смирение, потому что оно ограждает и охраняет все добродетели; и как каждая добродетель должна быть соединена со смирением подобно тому, как мы сказали, что над каждым камнем полагается известь, так и для совершенства добродетели нужно смирение; ибо и Святые, преуспевая, естественно приходят в смирение, как я всегда говорю вам, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

***

 

Искусен тот, кто разумно совершает (добродетели); ибо случается, что иной и подъемлет труд добродетели, но от того, что неразумно совершает труд сей, он сам губит его, или постоянно портит дело и не может окончить его; но строит и разрушает, и кладет один камень и снимает его, иногда же полагает один и снимает два. Например, вот пришел один брат и сказал тебе слово, оскорбляющее или огорчающее тебя; если ты смолчишь и поклонишься ему, то ты положил один камень. Потом ты идешь и говоришь другому брату: “Такой-то мне досадил и сказал мне то-то и то-то, а я не только смолчал, но и поклонился ему”. Вот ты один камень положил, и два камня снял. Опять иной поклонится, желая тем заслужить похвалу, и (в нем) оказывается смирение, смешанное с тщеславием: сие значит положить камень и снять его. А кто разумно делает поклон, тот твердо уверен, что он согрешил, и вполне убежден, что он сам виноват: вот что значит разумно сделать поклон. Другой хранит молчание, но неразумно, ибо он думает, что совершает добродетель, между тем как вовсе не совершает ее. А разумно молчащий думает, что он недостоин говорить, как сказали Отцы, и это есть разумное молчание. Опять иной не считает себя (лучше других) и думает, что он делает нечто великое и что он смиряется; но не знает, что он ничего не имеет, потому что неразумно действует, а кто разумно не считает себя (лучше других), тот думает, что он ничто и что он недостоин быть в числе людей, как говорил о себе и авва Моисей: «Чернокожий! Ты не человек, зачем же ты являешься между людьми?»

 

 

Свт. Филарет МосковскийСВ.ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

Собрание сочинений, том 1

 

Христиане! роде праведных! наследники и подражатели Праведника Иисуса! Праведный погибе! взяся праведный! Сей высочайший и единственный Праведник Тот, Ему же имя: Господь правда наша (Иерем. XXIII. 6), который есть самая правда, по существу своему, и правда наша, по благодати нам от Него подаваемой, Святый святых и святяй освящаемых, живый посреде грешных преставлен бысть! Краеугольный камень, на нем же зиждется всякое создание Божие, о нем же и мы созидаемся в жилище Божие духом, пренебрежен и отвержен зиждущими! Сын Божий возлюбленный, о немже благоволи Отец, возненавиден, поруган и умерщвлен сынами человеческими, сынами гнева и погибели! Если тако чистейший цвет человечества, древо живое и плодоносное сожигается огнем суда Божия, – что же будет с остальным человечеством, с сим древом безплодным, прежде прозябения умершим и сухим хврастием? Аще в сурове древе сия творятся, в сусе что будет? (Лук. XXIII. 31).

 

Том 2

 

Явился наконец живый, краеугольный камень духовнаго, неразрушимаго храма Божия, на котором падый сокрушится, и на котором преткнувшееся неверием Иудейство сокрушилось так, что на целые веки разсыпалось в концы вселенныя. От чего тогда начался суд сего разрушения? – Первое преступление, которое обличил во Иудеях Иисус Христос, было пренебрежение ко храму Божию, или по собственному Его изречению, превращение дома Отца небеснаго в дом купли, храма молитвы в вертеп разбойников.

***

 

Дабы правильно разуметь, каким образом на сем камени, который есть Апостол Петр, создана Церковь, должно прежде всего утвердить коренную истину, что всеобщее, глубочайшее основание, также и первый, краеугольный камень здания церковнаго, есть не иной кто, как Иисус Христос Сын Бога живаго. Основания, говорит Апостол, инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. III, 11).

 

Том 3

 

Камень живый, от человек убо уничиженный, от Бога же избранный, честный (1 Пет. II. 4), Иисус Христос и Его спасительная благодать, есть вечно незыблемое основание истинныя Церкви. На сем основании созидали и продолжают созидать ее Апостолы, пастыри, учители, словом учения, силою молитвы, таинствами веры, подвигами жизни. Сим образом создана Церковь; но это еще не все для того, чтобы и ты, и я устроены были в составе Церкви. Вы не мертвые камни, из которых строят художники, но которые не могут созидать сами себя; вы камение живо, имеете свою жизнь, волю, деятельность; и так надобно, чтобы вы имели деятельное участие в вашем духовном созидании: и сами зиждитеся, так, чтобы в вас был и храм, и священство, и возношение жертв духовных.

 

Том 4

 

Петр один, предваряя прочих Апостолов, исповедал Христа новым исповеданием Христианским: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго: и потому один, преимущественно пред другими Апостолами, услышал новое слово Христа о Церкви: и Аз же тебе глаголю; и, на первоначальном всеобщем камне основания – Христе положен первым из последующих, меньших камней основания, то есть Апостолов, и притом не столько сам он, сколько его вера и его исповедание. Так слово Христово толкует Св. Златоуст: на сем камени созижду Церковь мою, сие есть, на вере исповедания (на Матф. Бесед. 54).

***

 

Христос, Камень живый, – вот, братие, первоначальное, глубочайшее, единое, всеобщее, вечно неколебимое, все на Себе носящее, Основание, на котором должны мы утверждать наши сердца, нашу веру, нашу жизнь, нашу надежду спасения, назидаясь последовательно на основании Апостолов, Пророков, Пастырей и Учителей Православной Вселенской Церкви! В сем Основании наша непоколебимость; в сем наша безопасность. Если же не тщимся на сем Основании утверждать нашу веру и нашу жизнь: то никакие мнимые столпы, никакия опоры человеческаго мудрования и силы не могут поддержать нашей храмины, зиждемой на песке мнений, предубеждений, страстей, угрожаемой неизбежно разрушением велиим.

***

 

Плоть, благовидно удерживаемая от дел, и плотскими людьми осуждаемых, не перестает иногда при сем тайно раждать и питать нечистые помыслы и желания. Не пренебрегай злых исчадий злой матери потому, что они малы и наружно неприметны. Поспешай обратить против них, и в разуме духовном самым делом исполнить пророческое заклинание: дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс. CXXXVI. 8, 9). Вавилон духовно значит мир греховный, грехом пленяющий и порабощающий. Дщерь Вавилона есть плоть, воспитанная суетою и прелестию миpa. Младенцы ея суть нечистые помыслы и греховныя желания. Камень есть Христос. Блажен ты, если не медлишь, силою веры, молитвы и самоотвержения, повергать пред сим Камнем, и разбивать сих младенцев, как скоро найдешь их. Ибо, если умедлишь: то не льзя не опасаться, что они выростут, обратятся в исполинов, и удержат тебя, или вновь сделают пленником Вавилона.

Так, и подобным сему образом, да умерщвляем, братия, дела плотская духом, и да распинаем плоть со страстьми и похотьми, да будем Христовы, да живет в нас Христос, и мы, наконец, будем жить в Нем и в Его вечной со Отцем и Святым Духом славе. Аминь.

 

Том 5

 

Тот же Петр, когда исправил погрешность самооснования и самонадеяния, когда перестал утверждаться на своей силе и добродетели, почему и говорил: своею ли силою или благочестием сотворихом (Деян. ІІІ. 12)? Когда начал утверждаться на благодатной силе Христа, как и говорил: Сей есть камень, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения (IV. 11): тогда не только свой духовный храм твердо основал и высоко создал, но и созидал иногда в один день по нескольку тысяч живых храмов, поучением, крещением и преподаянием Святаго Духа. Подобно сему и другой первоверховный Апостол, тогда как трудясь паче всех (1 Коринф. XV. 10) Апостолов, ничего не приписывал себе, а все благодати: не аз, но благодать Божия, яже со мною, – создал многия и великия Церкви, и всю вселенскую Церковь писаниями своими немало подкрепил и украсил.

***

 

…благодать отступает от ветхаго Иерусалима, который обетованнаго ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял (Иоан. I. 11), излиянную для спасения мира кровь Его сам на себя принял к своему осуждению, своим неверием и христоубийством сам себе приготовил оставление и разрушение. И как Пришедший не погубить души человеков, но спасти из среды погибающих, начал уже избирать Себе спасаемых, взял из ветхаго града лучшие камни, и художеством небеснаго архитектонства – словом истины и спасения, очистил и приготовил их для новаго здания: то, дабы показать, что Он не ветхому, отжившему служит, не к ветхой ризе новый плат приставляет, не в ветхие мехи вино новое вливает, а устрояет новую ризу спасения, новые сосуды благодати, новый живый град небеснаго царствия на земли, Он несет избранные Им живые камни из ветхаго града на свободное, чистое, высокое место, дабы здесь благословить новосозидаемую Церковь Свою, подобно как некогда благословил Свое новое райское творение.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения