На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ

СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ


ЦЕРКОВЬ, ЕЕ ИСТОРИЯ В СВЕТЕ ПРООБРАЗОВ И ПРОРОЧЕСТВ

(Отношение Церкви к мирозданию)

 

Какое понимание нужно вкладывать в термин “Церковь”, что она означает в своем существе, насколько важно принадлежать к ее недрам и какова ее конечная цель?

Церковь — это дом Господень, в котором пребывают и окормляются Божественной силой свободно-разумные существа. Слово “Церковь” на греческом языке обозначается словом, которое в переводе на русский означает “вызванные, или призванные в дом Господень люди”. Часто словом “церковь” называется храм Господень, где собираются верующие на молитву. В храме Господнем совершаются все Таинства, посредством которых верные чада Церкви не только освящаются, но и самым теснейшим образом соединяются с Богом. Основателем Церкви и ее главой является Творец мира видимого и невидимого. Он постоянно пребывает в Церкви и будет пребывать в ней до скончания века. Врата адовы не одолеют Церковь, так как всесильный Бог охраняет свое наследие. К Церкви Христовой принадлежат все разумно-свободные существа — ангелы и человеки, так как они только способны воспринять ту Божественную Истину, которая управляет миром и содержит в своей деснице все концы земли.

Эти разумные существа Бог призвал в Свою Церковь с той целью, чтобы они могли участвовать в блаженстве, даруемом любовью божественной. Бог Творец не только при творении излил свои щедрые дары на все видимое и невидимое, но и доныне Его благость и милосердие изливаются на всю тварь. Однако разумно-свободные существа могут пользоваться Его дарами гораздо больше, чем неразумные. И поэтому эти разумные существа из общего царства природы призываются в особое Божие царство, то есть к участию во всех Божиих дарах и благах жизни. Притом свободно-разумные существа могут находиться в благодатном и ближайшем общении с самим непостижимым Существом — Богом.

Ангелы и человеческий род в силу их разумности и свободы, принимают участие в высочайшей божественной жизни. Они способны усвоить и развивать в себе те божественные дарования, которыми Бог их одарил. Но, однако, осуществление в жизни Божиих дарований в основном зависит от их свободного произволения, т. е. свободно-разумные существа могут развивать в себе дарования Божий, а могут и уклониться в сторону зла. Добрые ангелы уже укрепились в добре, они пользуются всеми милостями Отца Небесного и поэтому непосредственно принимают участие в божественной жизни. Целый сонм святых угодников Божиих также царствует вместе с ангелами в Небесном Отечестве. Это призывание в Церковь Отцом Небесным будет продолжаться до скончания века, другими словами, до тех пор, пока исполнится определенное Богом число сынов Царствия Небесного. Тогда и прекратится земное существование. После этого откроется другая жизнь на небе — вечное царство праведных со Христом Спасителем. Здесь уже будет царство правды, любви и вечной блаженной радости, где не будет плача, потому что Бог отымет всякую слезу от очей их (Апок. 21, 4).

Удел небесной Церкви — это самое высшее, что изобрела для человека и Ангелов божественная Премудрость. Господь предоставил Церкви торжествующей самый высокий образец жизни, отождествляя ее с Самим Собой. Следует отметить, что идея Церкви в самом ее глубоком понимании неразрывно связана с идеей искупления рода человеческого Спасителем мира, о чем было решено еще в предвечном свете Божием, где решено было не только искупить человека, но и дать ему несравненно более, чем он потерял в падении. Исходя из этого понимания о Церкви, можно сделать вывод, что Она занимает первенствующее место в мироздании.

Видимый мир непосредственно связан с высшим существом, Который направляет его к конечной цели — духовному совершенству. И если ангелы создаются Творцом первыми, то человеком заканчивается все мироздание. Как венец творения Божия, человек должен возвышаться над тленным миром и приближаться посредством своей добродетельной жизни до Богоуподобления, и тем самым стать достойным наследником вечного Христова царства. Тварь, по слову апостола Павла, с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19—21). Вот почему идея Церкви является господствующей во всем мироздании. Она же является фундаментом, на котором строится здание для разумных существ. Творец мира, осуществляя Свою мысль, Своим промыслом направляет человека и указывает ему путь к горнему Иерусалиму. Это — конечная цель Божественной идеи всего мироздания.

Святитель митрополит Филарет Московский в своем толковании на книгу Бытия указывает, что понятие о сотворении мира Евангелие сближает с участием об искуплении человека. И притом человека, возрожденного во Христе, оно называет новою тварию (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15), внутреннее просвещение от Бога уподобляет происхождению первоначального света от слова Божия (2 Кор. 4, 6), покой верующих во Христе соединяет с покоем Божиим по совершении творения (Евр. 4. 3, 4, 9, 10). Из этого можно сделать вывод, что в царстве природы и благодати, несмотря на видимое их расстояние и существенное различие, находится некоторая таинственная соразмерность и соответствие. Основываясь на словах Священного Писания, святитель делает соответствующий вывод между творением и искуплением по отношению к образованию Церкви. По мысли святителя, в начале Церковь составляли небо и земля вкупе, или небо на земле. Падение человека сделало ее землею необразованной и пустой. Тьма покрыла ее так, как бы она совсем соединилась с бездною отпадших духов. Но Дух Божий носился над водами, над племенами человеческими, погибавшими во Адаме, и благодать осенила его. Бог послал ему свет откровения и Искупителя и разлучил царство света от царства тьмы, верующего человека от нераскаянного диавола, семя жены от семени змия, племя Сифа от племени Каина, дом Ноя от растленного вконец древнего мира1. Далее святитель, проникая в глубь божественного домостроительства, говорит, что как была устроена твердь соизволением Божиим, так и Церковь, то есть общество людей, которое бы возвещало всем славу Божию и Его могущество (Пс. 18, 1—5). Затем митрополит Филарет уточняет, что в понятии “воды под твердию” следует разуметь те народы, которые после столпотворения были отвергнуты Богом и которые, как воды, покрыли землю, мудрствуя только дольняя. Относительно Авраама и патриархов святитель пишет, что это “воды над твердию”. Они и вознеслись до высочайших обетовании и ближайшего с Богом соединения, а происшедший от них избранный народ очищен и утвержден законом2.

В своих сочинениях святитель, отождествляя мироздание с призванием избранного Божиего народа и с явлением Спасителя, с вступлением язычников в Церковь Христову, говорит, что все было сотворено Богом ради той цели, чтобы был спасен и получил вход в Царствие Божие человек, имеющий Богом данную душу. И как все, находящиеся в Ноевом ковчеге после многих скорбей, переживаний и опасностей остановились на высокой горе, успокоились и возблагодарили Бога, так и Церковь Христова обретет успокоение в обителях Отца Небесного.

Более четкое отображение Церкви мы видим и в построении ветхозаветной скинии, которая была устроена Моисеем по образу, виденному им на горе Богоявления и которая объединяла вокруг себя целый народ. Чем ближе подходило время пришествия в мир Спасителя, тем все яснее были видны черты ее, и притом не в прообразах только, а в ясных и определенных пророчествах. В них с подробной точностью раскрывается величественный образ Церкви Христовой, в которой ее главой и Кормчим будет долгожданный Мессия. Именно Церкви, которую Христос приобрел Кровию Своею (Деян. 20, 29), принадлежит не только вечное предназначение, но и преобразовательное, то есть свободно-разумные существа будут обновлены, освящены и соединены навеки с ее Главой.

 

Примечания

 

1 Филарет, митрополит Московский. Записки на книгу Бытия. Ч. 1. М., 1867, стр. 20—30.

2 Цит. соч., стр. 30.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог