На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ

СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ


БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

(Опыт изъяснения начального возгласа и мирной ектений)

 

Как часто душа христианина не может полностью утолить свою духовную жажду. Грех, суета, погоня за земными благами, конфликты с людьми — все это мучительно томит человеческую душу. От этих волнений и переживаний христианин постоянно стремится к иному миру, т.е. еще здесь, живя на земле, он не оставляет желания приобщиться через молитвы и Таинства к вечной жизни в Боге. Таинства Церкви Христовой помогают христианину сбросить гнетущую тяжесть суеты и греха и утвердить сердце свое в том, что неизменно, чего никто и никогда не отнимет, над чем не властны ни люди, ни время, ни смерть.

Все Таинства, богослужение, вся жизнь Церкви Христовой, имеют своей целью очищение, освящение, обожение человека, соединение его с Господом здесь в этом мире и дарование ему вечной жизни в будущем веке.

Особенно в Таинстве Святой Евхаристии христианин самым теснейшим образом соединяется со своим Создателем, в Котором находит полное успокоение своей мятущейся душе и в то же время ощущает в своем сердце будущее блаженство Царства Божия.

Каждое богослужение в Церкви Христовой начинается особым возгласом.

Так, начальный возглас вечерни: “Благословен Бог наш...”, утрени: “Слава Святей...”; Божественная же литургия всегда предваряется возгласом: “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь”.

При этом священнослужитель начертывает Евангелием на Святом престоле знамение креста.

На этом возгласе и действии остановимся подробнее.

 

“БЛАГОСЛОВЕННО ЦАРСТВО ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА...”

 

То есть все то, что доступно и что недоступно человеческому уму, принадлежит Богу Триединому. По Его всеблагой воле и неизреченной любви сотворена вселенная с ее необъятными просторами и красотами. И как об этом говорит бытописатель: “и виде Бог вся, елика сотвори: и се добро зело” (Быт. 1, 31; 2, 3). В акте творения участвовали все лица Святой Троицы. БОГ ОТЕЦ через СВОЕ СЛОВО — вторую ипостась, сотворил Своим всемогуществом в определенной последовательности прекрасный видимый и невидимый мир. ДУХ СВЯТОЙ по воле ОТЦА оживотворяет и сообщает всему сотворенному жизненную силу. “Святым Духом всяка душа живится...”,— учит Святая Церковь в богослужебных песнопениях1. “Послеши Духа Твоего, и созиждутся...”, — говорит пророк Давид (Пс. 103, 30).

Целью творения послужило то, что Господь по Своей благой воле благоволил дать возможность твари наслаждаться бытием, а также участвовать в Божественной славе и блаженстве через прославление Творца. Бог не ищет Себе славы, но в прославлении Бога человеком состоит блаженство человека. И поэтому все то, что сотворено Богом, должно прославлять Своего Творца. Только Ему Одному принадлежит Царственная слава как на небе, так и на земле, и поэтому Бога прославляют не только ангелы и люди, но Его хвалит солнце, славят луна и звезды. Ему работают источники и трепещут бездны...2.

Кроме того, возглас, произносимый священником на литургии, возносит наши умы и сердд горе в Царство Пресвятой Троицы. И тем самым напоминает молящимся, что Божественная литургия есть таинство теснейшего единения с Богом, таинство умилостивления Отца Небесного Его Сыном, а также таинство Духа Святого, пресуществляющего принесенные дары в Тело и Кровь Христовы.

Далее этот возглас напоминает и о том, что все присутствующие за литургией с верой и сознанием своего недостоинства являются сынами благодатного Царства Божия, а поэтому должны всегда благословлять, т.е. славословить и благодарить Триединого Бога, устрояющего наше спасение3.

Одним из существенных признаков этого Царства является его универсальный характер, т.е. мир небесный и земной составляют Царство Бога во Святой Троице. Особенно ярко это Царство Триединого Бога раскрылось в этом мире с пришествием Христа Спасителя. Предтеча Господень, приготовляя людей к принятию Небесного Посланника, возвещал грядущим к Нему: покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное. И далее он говорит: “Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым” (Мф. 3, 11). И действительно, все это исполнилось тогда, когда Спаситель открыто вышел на общественное служение роду человеческому. Проповедуя везде по городам и селам, Он говорил: “Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11, 28).

И этому голосу последовали многие племена и народы, которые получили Царство Небесное через веру в Иисуса Христа.

Этот призыв к покаянию и к приобретению Царства Небесного раздается и сейчас во время Божественной литургии, побуждая людей к теснейшему единению через вкушение Святой Евхаристии со Христом. Поэтому этот начальный возглас литургии, по мысли прот. В. Владиславлева, является как бы проповедью Предтечи и Спасителя к людям о приближении Царства Небесного. И как тогда эта проповедь о жизни вечной перерождала людей и побуждала их следовать учению Христову, так и в настоящее время в Церкви Божией продолжается это призвание в благодатное Царство4.

Окончательно это благодатное Царство наступит тогда, когда будет упразднен грех, т.е. после второго пришествия Христова. Тогда будет Бог всяческая во всем.

Таким образом, прославляемое священнослужителем в начале литургии Царство Триединого Бога представляет собой Царство вечной утверждающее в людях, чистых сердцем, исповедующих Иисуса Христа Сыном Божиим.

Что касается действия священнослужителя, начертывающего Евангелием крест на Святом Престоле, то это действие имеет глубокий смысл. Святое Евангелие символизирует Самого Иисуса Христа, а крест — орудие, которым Он совершил наше спасение. Далее священнослужитель этим действием дает понять молящимся, что Божественная литургия совершается в воспоминание.Крестной смерти Богочеловека за весь род человеческий5.

Кроме того, крестное знамение, начертываемое святым Евангелием, обозначает, что этим самым благословляются Триединым Богом через Слово Божие все концы вселенной, т.е. от края и до края земли, о чем свидетельствует Сам Иисус Христос, говоря: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной” (Мф. 24, 14).

Вслед за этим начинается великая мирная ектения. Она призывает каждого христианина к внутреннему очищению и духовному бодрствованию. “Миром Господу помолимся”, т.е. молитва наша будет тогда только угодна Богу, когда в нашем сердце имеется мир душевный, не возмущенный никакими страстями или нечистыми пожеланиями. Мало того, во время молитвы наш ум должен быть свободным не только от страстей, но и от мирских забот.

От христианина также требуется еще мир с ближними. Поэтому, приступая к молитве, необходимо всякое взаимное примирение со всеми. Это является первым и необходимым условием принятия нашей молитвы Богом. Об этом мы находим указание в Священном Писании, где говорится: “Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой” (Мф. 5, 23—24).

Далее, во втором прошении говорится “о свышнем мире и о спасении душ наших”. Здесь идет речь о том мире, который подается Самим Богом христианину за святость его жизни и который есть превыше всякого ума (Фил. 4, 7). Этот мир обретают те лица, которые полностью покорились воле Божией и в чистоте своего сердца исполняют все то, что от них требует Закон Христов. Достигший такого мира человек уподобляется своим незлобием и простотой младенцам, о которых Христос сказал: “...таковых есть Царство Небесное” (Мф. 19, 14). Человек, получивший свыше этот Божественный мир, бывает готов на всевозможные подвиги и даже более того — на смерть за Христа. Как об этом говорит апостол Павел: “...для меня жизнь — Христос, и смерть — преобретение” (Флп. 1, 21).

Молитва о свышнем мире находится в самой тесной связи с молитвой о “спасении душ наших”. Испрашивая у Бога и Творца мир души, мы также просим помощи Божией на пути ко спасению. Здесь следует отметить то основное назначение человека, для чего он создан, — вечное блаженство, которое достигается путем сердечной веры в Иисуса Христа и жизнь, согласная с его Заповедями. Другого пути ко спасению и блаженной жизни в вечности нет и не может быть.

В третьем прошении диакон или священник призывает молящихся вознести свои молитвы о мире всего мира, а также о благосостоянии святых церквей и соединении всех. Христианин это такой человек, который должен постоянно молиться за всех людей, живущих по всей вселенной. И эта молитва за всех людей должна быть искренней, горячей и проникнутой той основной мыслью, что все люди есть дети Отца Небесного и что они произошли от одного родоначальника Адама. Апостол Павел по этому поводу говорит, что Господь от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян. 17, 26).

Кроме того, все человечество искуплено Кровью Сына Божия. И поэтому наша святая обязанность любить всех людей независимо от их национальности и вероисповедания. К чему призывает всех христиан апостол Павел: “...прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков” (1 Тим. 2, 1). Следует также отметить, что прошением “о мире всего мира” Церковь умоляет Бога удалить от всех людей всякие смуты, раздоры и войны. Эти и другие подобные нестроения нарушают общую гармонию человеческой жизни и приносят огромные страдания живущим на земле.

Далее возносится молитва “о благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех”, т.е. чтобы все Православные Церкви благоденствовали, процветали и распространяли учение Христово во всей вселенной. А также, чтобы все они имели между собой тесные контакты и живое общение, без которых невозможно достичь полного единения. Все несогласия и раздоры могут принести большой ущерб не только чистоте Православия, но и делу спасения людей, которые искуплены Христовой Кровью. Вот почему Церковь и молится, чтобы Господь умиротворил всех между собой, чтобы Он взял под Свою защиту те церкви и тех ее членов, которые находятся в опасности. Вернул бы заблудших овец на путь истинный и зажег бы в их сердцах чистый огонь веры и любви к Нему, согревающий и освящающий всех вокруг себя (Ин. 10, 16).

Об этом единении молился Сам Господь Иисус Христос. “Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино” (Ин. 17, 21). Живая связь и любовь между всеми Церквами и ее членами есть наивернейший признак шествия по спасительному пути в Царствие Божие.

Затем в четвертом прошении возносится моление о святом храме и о тех людях, которые входят в него с верой, благоговением и страхом Божиим.

Храм Божий поистине является вторым небом, где совершается Таинственная и Бескровная Жертва Христова. Также в этом храме человек возрождается в Таинстве Крещения для жизни вечной. В нем происходит и напутствие человека в загробный мир. И поэтому по своему назначению это здание храма является врачебницей душ человеческих. Вот почему священнослужитель молится о нем, чтобы Господь Своею благодатию никогда бы не отступил от этого места, но сохранил бы его от разрушений, осквернений и т.д. Затем Церковь молится, чтобы Господь Своею благодатию освятил, одухотворил и сохранил в вере и чистоте тех людей, которые входят в этот святой храм — жилище Божие — со страхом и благоговением. Некоторые могут задать себе вопрос, почему же Церковь молится только за тех людей, которые входят в храм с верой, благоговением и со страхом Божиим, но не за всех, как это было сказано в предыдущих прошениях, где говорилось, что Церковь молится за всех и что все люди являются детьми Божиими. На этот вопрос можно ответить словами Священного Писания, где Христос говорит: “Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня” (Ин. 14, 21). Из этих слов становится ясно, что только те лица способны к восприятию Божественной благодати, которые учение Христово воплощают в своей душе, т.е. проводят свою жизнь свято и богоугодно. Такие лица, живя на земле, могут сказать словами апостола Павла: “Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 19—20).

В следующем прошении Церковь молится о Святейшем Патриархе, о правящем архиерее, о пресвитерах, диаконах, о всех людях, о богохранимой стране нашей, ее начальниках и воинах. В этих молитвенных воззваниях Церковь молится Богу, чтобы Он даровал священноначалию, причту и всем людем своим великие и богатые милости, укрепил бы их в вере и чистоте православного учения, начало которого положено Самим Христом Спасителем и Его святыми апостолами; а также возносится молитва, чтобы наша страна процветала в благочестии, мире и чистоте.

Затем в девятом прошении священнослужитель молится Богу о том городе, где он проходит свое служение, а также о всех городах и особенно о тех людях, которые с верой живут в них. Молитва Церкви о жителях каждого города особенно необходима, чтобы они все более и более укреплялись в вере и благочестии, ибо ради их святой жизни Господь ограждает мирное житие города, или села, или целой страны от всех бед и скорбей (срав. Быт. 18, 32). По молитвам Церкви Господь ограждает Своей милостью жилище людей от пожаров, наводнений, землетрясений и междоусобных браней до тех пор, пока процветает вера и благочестие. Но как только все это оскудевает и усиливается грех, то Правосудный Бог посылает скорби, которые отрезвляют человека и направляют его к доброделанию.

В десятом прошении Церковь обращается к Богу с мольбой о том, чтобы Он по Своей неизреченной милости посылал бы всегда на землю благоприятный воздух, полезный для жизни всей твари. Без чистого воздуха на земле немыслима жизнь не только человека, но и всего живого. Нередко бывают на земле и тлетворные ветры, несущие с собой смерть и гибель всему живому организму. В такое бедственное время Церковь особенно усиливает свои молитвы перед Богом, прося Его помощи и заступления. Вопрос о сохранении окружающей среды особенно остро ставится в наши дни, и Церковь, как и в начале своего существования, обращается к Создателю с молитвой о содействии во всех благих начинаниях в этой области.

Затем возносится молитва об изобилии плодов земных, которые нужны для человека не менее, чем воздух. О благоприятной погоде, благовременных дождях, напояющих собой землю, которая делается способной к произрастанию всех злаков, служащих на пользу человеку. А также все люди должны молиться и о том, чтобы Господь благословил всю землю плодородием и умножил бы плоды во все дни жизни нашей.

Если все вышеприведенные обращения с молитвой к Богу относились к общим благам всех людей, то в одиннадцатом прошении возносится молитва к Богу о частных нуждах верующих, находящихся в опасности, скорбях и болезнях. Весьма велики и разнообразны страдания людей, и, пожалуй, очень трудно найти на земле такое место, откуда бы не раздавались стоны и мольбы о помощи. Находятся в опасности плавающие, путешествующие, которые кроме обычных нужд и трудностей пути нередко подвергаются опасностям, угрожающим их жизни. Чаще всего такие обстоятельства проходят незаметно для них, и хранимые Промыслом Божиим по молитвам Церкви, люди лишь иногда впоследствии узнают, что находились в опасности.

В этом прошении возносится также молитва и “о недугующих и страждущих”, которые терпят болезни и переносят тяжелые страдания, а некоторые из них бывают годами прикованы к постели в мучительном недуге. Вот о таковых Церковь особенно молится, чтобы Врач душ и телес воздвиг их от одра болезни, даровал им благодатную силу к терпеливому перенесению скорбей.

В своих молитвах Церковь также не забывает и о тех лицах, которые страдают в неволе. Особенно это случается часто во время войн, когда множество пленных страдают вдалеке от своей родины и подчас подвергаются страшным мучениям.

Эти лица, как никто иной, лишены бывают всяких человеческих прав и привилегий и покровительства от других. Для них остается только одно средство, подкрепляющее и избавляющее их от бедствий, — это молитва Церкви Христовой, пред которой не могут устоять ни диавол, ни власть имущие.

Говоря о бесконечных человеческих скорбных обстоятельствах, можно привести слова апостола Павла, который писал о себе в послании к Коринфянам: “Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне,., в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе” (2 Кор. 11, 26—27). Действительно, сколько людей страдают в самых разнообразных многочисленных обстоятельствах. И обо всех них Церковь молится Господу, чтобы они мужественно и терпеливо переносили все трудности своей жизни и достигли конечной цели своей жизни — спасения.

После молитвы за частных лиц священнослужитель в двенадцатом прошении молится о самом себе, прося Бога, чтобы Он избавил его от всех скорбей, гнева и нужды. Это молитвенное обращение пастыря к Богу выражает, во-первых, его смирение, а во-вторых, он тоже, как и все люди, имеет свои греховные недостатки и поэтому перед совершением Евхаристического Канона еще раз умоляет Создателя своего о ниспослании ему божественной благодати, освящающей и очищающей его ради страшного и ответственного служения у престола.

Далее возносится молитва о заступлении, спасении и помиловании нас от всех волнений и неприятностей земной жизни. А также пастырь просит Творца, чтобы Он не лишил нас Своей благодати, которую человек, проводящий греховную жизнь, может легко удалить от себя и тем самым лишиться покрова милости Божией и своего спасения.

И, наконец, в последнем молитвенном прошении Церковь обращается к Божией Матери и всем святым, чтобы они, как имущие дерзновение пред Престолом Божиим, помогали всем христианам достойно совершить свой жизненный подвиг и достичь вечного блаженства. О чем и святой апостол Павел пишет: “Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия в день оный...” (2 Тим. 4, 7—8).

После всех прошений мирной ектений священнослужитель произносит возглас: “Яко подобает Тебе всякая слава...” Этим самым священнослужитель еще раз свидетельствует, что все лица Святой Троицы, участвовавшие как в творении всего видимого и невидимого мира, а также в деле спасения человека, помогают и исполняют все наши добрые намерения и прошения.

 

Примечания

 

1 Антифон 4-го гласа.

2 Требник, молитва на освящение воды.

3 Дьяченко Г., свящ. Беседы о Богослужении православной церкви. М. 1898, с. 515.

4 Владиславлев В., прот. Объяснение Богослужения святой православной Церкви. СПб., 1905, с. 266.

5 Дмитриевский. Изъяснение  на литургию, ч. 2, § 25, с. 143; Срав. Дьяченко Г. Цит. соч., с. 515.


8 июня 1990 г.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог