На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ

СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ


БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ, ЕЕ СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ

1. Подготовка к совершению литургии

Воплощенный, Распятый и Воскресший Христос постоянно влечет к Себе всех, кто ищет вечной правды и единения с Ним. И начало этому единению полагается еще в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновляется и, наконец, в Таинстве св. Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни — Богом. В суточном круге богослужений важнейшей частью, центральным его пунктом является Божественная литургия, на которой совершается величайшее Таинство: по молитве священника Духом Святым хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы.

О величии этого Таинства святитель Иоанн Златоуст говорит: “Тогда и ангелы предстоят священнику, и весь чин небесных Сил с восклицанием стекается, и все место окрест алтаря наполняется ангельскими лицами, в честь Лежащего”1. Таинство это, по словам того же святителя, землю небом соделывает. Также святитель Амвросий Медиоланский пишет: “...Если бы отверсты были (очам нашим) небеса: то бы (и) там ничего не можно найти святее того, что обретается в наших алтарях”2.

Исходя из важности и святости Таинства Евхаристии, каждый священнослужитель, прежде чем приступить к совершению его, должен тщательно подготовить свою душу и прежде всего очистить ее от смертных грехов3 посредством сердечного сокрушения и устной исповеди пред отцом духовным. Это является единственным средством к умилостивлению Бога и к водворению в душе мира и спокойствия. Считается великим грехом и препятствием к священнодействию, если пастырь или диакон кого-либо осудил, оскорбил, обидел или имеет к кому-либо нерасположение.

В таком случае нельзя приступать к служению литургии, как об этом говорит Сам Христос Спаситель: “Если... принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди... примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой” (Мф. 5, 23—24). Но если человек, оскорбленный священником, окажется где-то далеко и нет возможности испросить у него прощения перед совершением литургии, то следует, по крайней мере, восскорбеть об этом в своем сердце и дать обещание перед Богом при первой встрече с этим человеком примириться4.

Препятствием к совершению Божественной литургии может служить и вкушение пищи после двенадцатого часа ночи. Об этом свидетельствуют канонические правила: 50-е и 58-е — Карфагенского собора; 29-е Шестого Вселенского собора. Кроме воздержания в пище, священнослужитель обязан воздерживаться и в супружеской жизни несколько дней перед литургией и после, как об этом свидетельствуют правила Карфагенского собора (3-е, 4-е, 34-е, 81-е).

Немалым препятствием к совершению литургии может служить и внешний вид пастыря или диакона, то есть его телесная нечистота и неопрятный вид. По мысли св. Амвросия Медиоланского, внешний вид священнослужителя отражает внутреннее состояние его души. При совершении величайшего Таинства одежды служащего священника или диакона должны быть чистыми и не рваными, иначе он может уничижать Христа Бога, Который пребывает в пречистых Тайнах. Лицо и руки должны быть вымыты, волосы причесаны, ногти обрезаны, усы подстрижены, чтобы во время причащения Святых Тайн не оставалось на них ни одной капли Божественной Крови, зубы вычищены, уста вымыты еще с вечера.

Кроме всего вышесказанного, от священнослужителя требуется и то, чтобы он настроил свою душу к благоговейному совершению Божественной литургии посредством церковных служб, т. е. со вниманием выслушал вечерню, утреню и часы. Затем необходимо служащему священнику и диакону вычитать вечернее правило, состоящее из определенных Церковью на каждый день канонов. Так, в воскресенье вечером следует читать каноны: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери (начало 1-го тропаря: “Многими содержимъ напастьми”), ангелу хранителю (а кто имеет усердие, то и архангелам); вечером в понедельник: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, св. Иоанну Предтече и ангелу хранителю; во вторник вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице Одигитрии и ангелу хранителю; в среду вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице, ангелу хранителю, святым апостолам и святителю Николаю (по желанию можно читать и акафист святителю Николаю); в четверг вечером: Животворящему Кресту, Богородице и ангелу хранителю; в пятницу вечером: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери с акафистом и всем святым; и в субботу вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице и ангелу хранителю5. Кроме указанных канонов, священнослужители обязаны прочитывать еще молитвы вечерние и утренние, а также и молитвы ко святому Причащению. Все правило должно вычитываться перед каждой литургией.

Нелишне также заметить, что все каноны лучше читать вечером, так как вечернее правило побуждает священнослужителя к большему самоуглублению и притом совершается без спешки. Оставлять правило на утро опасно по той причине, что священнослужитель может быть позван на какую-либо требу, которая не терпит отлагательства. На утро можно оставить только молитвы утренние и ко святому Причащению.

Некоторые служители, вопреки церковным правилам, читают эти каноны и молитвы во время церковных служб, т. е. на вечерне или на утрени, оправдывая себя тем, что не имеют времени прочесть их дома. Нужно всячески избегать этого, потому что священник должен следить за службой и настраивать свою душу на молитвенное общение с Богом. Кроме того, такое механическое чтение канонов во время службы может привести священника к нерадению и невниманию к утрени и вечерне, без которых, по уставу церковному, совершать литургию не положено. Но если кто по уважительной причине не смог совершить все правило, то он должен обязательно прочитать хотя бы молитвы ко святому Причащению, а по окончании литургии прочитать остальное. Священнослужитель должен также знать и разуметь таинственный смысл священнодействий литургии; это способствует приобретению страха Божия и благоговения.

Подготовившись таким образом душевно и телесно, священнослужитель должен предстать пред Божественной трапезой с горячей любовью к Богу и человеку, чтобы достойно совершить великую таинственную Жертву.

 

2. Проскомидия

Прежде чем непосредственно приступить к совершению проскомидии, священнослужитель должен еще раз внимательно испытать себя, готов ли он приступить к совершению великого Таинства. После этого он со смирением читает перед царскими вратами входные молитвы. С сознанием своей греховности он произносит тропарь “Помилуй нас, Господи, помилуй нас...” и “Господи, помилуй нас...”. Здесь священник просит Бога простить его беззакония, которые он, как человек, мог совершить. Далее он обращается к Божией Матери и просит Ее открыть ему двери милосердия: “Милосердия двери отверзи нам...”. После этого священник целует иконы Спасителя и Божией Матери, читая тропари: “Пречистому Твоему образу покланяемся...” и “Милосердия сущи источник...”. И, наконец, преклонив голову перед царскими вратами, он читает молитву: “Господи, ниспосли руку Твою...”, в которой он испрашивает благодатной помощи к совершению литургии, а затем просит молитв и прощения у собратьев и верующих и входит в алтарь, произнося псалом “Вниду в дом Твой...” (Пс. 5, 6—11). Приступив к престолу, священник делает три поклона перед ним, целует лежащее на престоле Евангелие, как бы Самого Господа, сидящего на Престоле Славы, Крест Господень и Святой Престол. Затем священник с благоговением начинает облачаться в священнические одежды и, облачившись, умывает руки, читая псалом: “Умыю в неповинных руце мои”. Приступив к жертвеннику, который символизирует, по мысли св. Германа, патриарха Константинопольского, вертеп, в котором родился Спаситель, а также Голгофу, где была принесена Крестная Жертва Христа Спасителя6, служитель алтаря еще раз обращается к Богу, полагая три земных поклона с молитвой: “Боже, очисти меня грешного и помилуй мя”. Если священник служит с диаконом, то диакон должен приготовить священные сосуды, т.е. чашу и дискос, а также звездицу, лжицу, копие, покровцы, пять просфор, вино и воду. После тропаря Великой Пятницы “Искупил ны еси от клятвы законныя...”, при чтении которого священник последовательно целует дискос, чашу, звездицу, копие и лжицу, он делает возглас: “Благословен Бог...”, берет просфору и знаменует ее копией трижды со словами: “В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”. Затем приступает к таинственному закланию агнца, т. е. надрезает с четырех сторон просфору со словами пророчества Исайи: “Яко овча на заколение ведеся...” (Ис. 53). Вынутую часть, или агнец, священник со словами: “Яко вземлется от земли живот Его” кладет печатью вниз на дискос, который прообразует ясли и вертеп, а также и новый гроб, куда положили Христа Спасителя Иосиф с Никодимом.

Делая крестообразный надрез, священник говорит: “Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира...” Этот агнец изображает Господа Иисуса Христа, пришедшего “в мир грешныя спасти”. Перевернув агнец печатью вверх, священник прободает копием правую его сторону и произносит: “Един от воин копием ребра Его прободе...” Далее священник (или диакон, если есть) вливает в чашу красное вино, смешанное с водой, в знак того великого события, когда из ребра Христова истекли кровь и вода.

Затем священнослужитель берет другую просфору, вынимая одну частицу в честь и память Преблагословенной Девы Марии и полагает ее на дискос по правую сторону от агнца со словами: “Предста Царица одесную Тебе...” Эта частица изображает собой Преблагословенную Деву Марию — Молитвенницу пред Престолом Всевышнего за весь мир.

Из третьей просфоры священник вынимает девять частиц в честь святых угодников Божиих. Последняя частица посвящается памяти того святителя (св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого), чья литургия совершается. Все эти девять частиц располагаются на дискосе с левой стороны агнца и напоминают собой о наших молитвенниках у Престола Божия. Этим самым вся Церковь — видимая и невидимая — участвует в принесении всемирной Жертвы Христовой. Из четвертой просфоры служитель алтаря вынимает две большие частицы: одну — за Святейшего Патриарха, а другую — за богохранимую страну нашу и полагает их на дискос как бы у ног Самого Христа Спасителя, Который имеет власть прощать грехи по молитвам Святой Церкви.

Наконец, взяв пятую просфору, священник вынимает одну большую частицу за умерших патриархов и всех христиан, почивших в надежде воскресения.

После всего священник из четвертой просфоры вынимает частицу и за себя, прося у Бога прощения своих грехов.

Это поминовение на проскомидии имеет великое значение, потому что в конце Божественной литургии пастырь опускает все вынутые частицы в Святую Чашу с молитвой: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею...”. Вот почему священник должен со вниманием прочитывать все поминовения, не пропуская ни одного имени. Такое добросовестное поминовение поможет пастырю полюбить людей, сострадать им, а это в пастырской жизни должно стоять на первом месте, ибо без этих основных качеств деятельность священника будет бесплодной.

Закончив поминовение, священник кадит звездицу и поставляет ее на дискосе над агнцем в память той звезды, которая указала волхвам место рождения Спасителя.

После этого покрываются дискос и чаша покровцами, символизирующими собой те пелены, которыми был повит Родившийся Богомладенец в Вифлеемской пещере. Большой воздух, которым покрываются чаша и дискос, знаменует славу Божества Христова, а покрытие им дискоса и чаши после великого входа обозначает, по мысли св. Германа, тот камень, который был привален к пещере гроба Господня7. Затем совершается каждение предложенных Даров с молитвой: “Боже, Боже наш, небесный хлеб...”, в которой священник просит Бога принять “предложение сие” и помянуть его и всех “принесших и их же ради принесоша”.

Заканчивается проскомидия отпустом. Таким образом, проскомидия является начальным актом Божественной литургии.

Здесь воспоминаются два величайших события: рождество Христово и Его крестная смерть, посредством которой человечество освободилось от вечной смерти и получило доступ в Царство Небесное.

 

3. Совершение литургии оглашенных

Окончив проскомидию, священнослужитель кадит Святой Престол крестообразно со словами: “Во гробе плотски...”. Затем совершается полное каждение, перед которым открывается завеса при царских вратах, обозначающая собой то, что тайна рождества Христова была сокрыта от мира до дня Его общественного служения. В это время священник читает 50-й псалом, в котором выражает свое покаянное чувство пред Богом. Совершив каждение, он молится у престола, чтобы Господь сподобил его неосужденно совершить Божественную службу, затем берет в руки Евангелие и произносит возглас “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...”, начертывая при этом Евангелием на Святом Престоле знамение Креста. Это действие имеет глубокий смысл. Святое Евангелие символизирует Самого Иисуса Христа, а Крест — орудие совершения нашего спасения. Этим возгласом священнослужитель открывает верным неисповедимую тайну Пресвятой Троицы, возвещенную нам воплотившимся Христом. Вслед за этим начинается великая ектения, которой священник приглашает предстоящих молиться Богу в мире как за самих себя, так и за всех христиан. После ектений поются антифоны, или хвалебные стихи из псалмов, которые, во-первых, выражают нашу благодарность Создателю, а во-вторых, наше недостоинство и просьбу помощи Божией.

Святая Церковь в этих песнопениях прославляет Бога и исповедует Христа Единородным Сыном Божим. В них содержатся догматы о Лице Иисуса Христа, о Его Божественном достоинстве. Антифоны сопровождаются тайными молитвами священника, в которых он просит Бога ниспослать милость Свою на святой храм и на молящихся в нем. Между антифонами бывают малые ектений. Далее поются евангельские похвалы блаженным — святым: “Блажени нищие духом... Блажени плачущий...” и т.д. В это время отверзаются царские врата, и священнослужитель исходит с Евангелием на малый вход. При этом в тайной молитве он призывает, просит Бога о входе вместе с ним святых ангелов. Так жители небесные и земные готовятся и соединяются к встрече Господа, идущего на Свое земное служение. Открытие царских врат для малого входа означает явление Христа всему миру после Его тридцатилетней малоизвестной жизни и шествие Его на проповедь Евангелия после крещения во Иордане. Свеча, носимая перед Евангелием, означает Предтечу и вместе с тем свет учения Христова, которое содержится в Евангелии. Возглас “Премудрость прости (станем прямо)” напоминает нам о Божественной премудрости, заключающейся во Святом Евангелии, и о нашем внимании к этим священнодействиям. Целование священником Святого Евангелия и царских врат означает, что мы любовью Иисуса Христа примирены с Богом Отцом, и Он отверз нам вход в Царство Небесное. После этого служитель алтаря при пении “Приидите поклонимся...” входит в святой алтарь, как бы в самое небо, целует Евангелие и престол и читает молитву “Боже Святый, Иже во святых почиваяй...”, в которой просит Бога о достойном прославлении Его. Затем после возгласа “Яко свят еси Боже наш...” начинается торжественное пение Трисвятого. В это время священник отходит к горнему месту. Далее поется прокимен и читается Апостол. Священник, сидя на горнем месте, изображает собой вознесшегося на небо Иисуса Христа и сидящего одесную Отца. Но если участвуют в богослужении диаконы, то они в это время не сидят, так как они символизируют апостолов, которые были посланы Христом проповедовать Евангелие всему миру. Каждение во время чтения Апостола означает, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христианской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств. После чтения Евангелия возглашаются сугубая и заупокойная ектений, во время которых поминаются как живые, так и умершие, т.е. происходит молитвенное единение земной Церкви с небесной. Поэтому пастырь должен отнестись к этому делу, т.е. поминовению, внимательно и неленостно вознести свои молитвы к Богу о каждой душе “скорбящей и озлобленной...”. Затем следует ектения об оглашенных. Хотя на первый взгляд она кажется отжившей, поскольку в наше время уже нет оглашенных и все крещены в детстве, но понимать ее нужно гораздо глубже. Надо помнить, что Божественная литургия совершается не только тем или иным священником в том или ином храме и не только для тех людей, которые присутствуют при богослужении; она есть великое Таинство, которое совершает вся Церковь, а в ней всегда есть оглашенные. И сейчас есть люди, обращающиеся в православную веру, и Церковь, даже если это происходит в другом месте, молится о них так же, как если бы они стояли в храме вместе с нами. Кроме того, в древней Церкви вместе с оглашенными выходили из храма и те согрешившие христиане, которых Церковь на время отлучала от участия в Таинстве Евхаристии. Стоит только со вниманием каждому из нас проанализировать свои поступки, заглянуть в свое сердце, и мы увидим, как далеко отстоим мы от верных. Одного крещения водой еще недостаточно для спасения. Нужно родиться духом, т. е. проводить свою жизнь во Христе и со Христом. А поскольку мы еще далеки от такой жизни, значит, и к нам относится ектения об оглашенных. Если применить к нам те требования, которые древняя Церковь предъявляла к христианам, то все мы заслуживаем быть изгнанными из храма. Кроме того, возглас “Оглашенные, изыдите” должен побуждать нас к очищению своей души от всякой скверны, а в данный момент позаботиться об изгнании всех дурных помыслов, чувств, а также житейских забот и попечений.

 

4. Литургия верных

С момента произнесения ектений “Да никто от оглашенных” начинается литургия верных, на которой воспоминается Тайная вечеря, т. е. последняя прощальная беседа Господа с апостолами, а также Его страдания, смерть, погребение, воскресение из мертвых: вознесение на небо и сидение одесную Бога Отца. Перед пением Херувимской раскрывается антиминс, значение которого в Церкви Христовой весьма велико. Он заменил собой гробы мучеников, на которых первые христиане приносили бескровную Жертву. Так как во время гонений христиан не было возможности переносить с места на место тяжелые престолы с гробами мучеников, то стали делать убрусы, вкладывая в них частицы св. мощей мучеников. Впоследствии эти убрусы были названы антиминсами (ранее убрусы назывались престолиями). Антиминс — это шелковый плат с изображением Господа во гробе. По мысли св. Исидора Пелусиота, антиминс еще символизирует ту плащаницу, которой было обвито Тело Христа Спасителя8.

После ектений о верных поется Херувимская песнь, во время которой совершается великий вход с “предложенными” Дарами. Этот вход знаменует собой добровольное шествие Иисуса Христа на страдание, смерть и погребение. По перенесении Даров диакон произносит ектению, в которой просит Бога освятить Дары и простить грехи всем молящимся. Далее следует возглас “Возлюбим друг друга...”, означающий, что только в любви и единомыслии мы можем исповедовать нашу веру. В первые века Церкви Христовой все стоящие в храме в это время приветствовали друг друга “лобзанием святым”. В настоящее время это лобзание совершается только в алтаре между священнослужителями. Этим действием исполнилась заповедь Христова: “Если... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди... примирись с братом твоим, и тогда прииди, и принеси дар твой” (Мф. 5, 23—24). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва не будет благоугодна Богу. После выражения чувств любви священник или диакон возглашает: “Двери, двери, премудростию вонмем”. В древние времена этими словами напоминалось церковным сторожам охранять двери храма, чтобы никто из неверных не вошел в него, а молящиеся в нем стояли и внимали Премудрости Божией. В настоящее время нет привратников, и при возгласе этих слов каждый из предстоящих должен отнести их к себе, как призыв к охранению своих чувств от посторонних помыслов, и тем самым сосредоточить все внимание на церковном богослужении. Далее поется Символ веры, в котором верующие открыто исповедуют догматы христианской веры. В то же время они выражают и любовь к Богу, воспоминая домостроительство нашего спасения, совершенное через пришествие на землю Сына Божия. По окончании Символа веры произносится призыв к молящимся “Станем добре...”, потому что начинается самый ответственный момент, т. . Евхаристический канон. Это самая важная, центральная часть, ядро Божественной литургии. И замечательно то, что эта часть сохранилась до наших дней такой, какой она была установлена Самим Спасителем на Тайной Вечери. Возгласом “Станем добре” священнослужитель призывает молящихся стоять в храме с особым вниманием и благоговением, в совершенном мире и единодушии с ближними. После пения “Милость мира, жертву хваления” священнослужитель, обращаясь к народу, возглашает апостольские слова: “Благодать Господа...” Этими словами испрашиваются дары от каждого Лица Святой Троицы: от Сына Божия — благодать, от Бога Отца — любовь, от Святого Духа — причастие.

После этих слов священник побуждает молящихся к более усердному вниманию словами: “Горе имеем сердца”, т.е. к небесам, где обитает Всевышний, приемлющий только те молитвы, которые исходят от чистого сердца и из неоскверненных уст.

Затем пастырь призывает всех возблагодарить Господа. В это время в храме поют: “Достойно и праведно есть”, а священник читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за все благодеяния, за милости Его “ведомые и неведомые”. Благодарит также и за то, что Он принял службу от рук наших, хотя и предстоят Ему тысячи ангелов и архангелов. После этого священник возглашает: “Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще”. Хор славословит Бога вместе с небесными Силами, которые предстоят престолу Всевышнего. В это время священнослужитель продолжает читать тайную молитву, прославляя Бога за Его искупительный подвиг и спасение рода человеческого и затем возглашает слова, произнесенные Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...” и “Пиите от нея вси, сие есть Кровь Моя...” На эти слова хор отвечает: “Аминь”, а священник читает тайную молитву, в которой воспоминает крест, гроб, тридневное воскресение, вознесение на небеса, сидение одесную Отца и второе славное пришествие Христово. Затем священник, как приносящий Богу Дары от лица Церкви небесной и земной, возглашает: “Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся”.

С произнесением этих слов дискос и чаша возносятся над престолом крестообразно сложенными руками в знак того, что бескровная Жертва приносится в воспоминание крестной смерти Спасителя, а также того, по мысли св. Василия Великого, что Иисус Христос на Тайной Вечери вознес руками хлеб Богу Отцу и потом только освятил и преломил его. По окончании тайной молитвы и тропаря “Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...” священник крестообразно благословляет сначала агнец со словами: “И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего”, а затем чашу с вином со словами: “А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего” и, наконец, благословляет вместе “обоя”, говоря: “Преложив Духом Твоим Святым”. При этих тайносовершительных словах предложение пресуществляется: хлеб — в Тело Христово, а вино — в Честную Кровь Его. В это время к священнику, по свидетельству Златоуста, сходят с небес ангелы и служат Богу9. Весь алтарь наполняется небесными силами, и поэтому молитва пастыря должна быть усиленной10. В этот момент священник с трепетом и благоговением повергается до земли пред истинными Телом и Кровью Христовыми, молясь, чтобы Святые Дары послужили приобщающимся “не в суд или осуждение”, а в наследие Царства Небесного. Полагая земной поклон, пастырь тем самым выражает также свое смирение и благодарение Богу. В тайных молитвах, читаемых по благословении Святых Даров, священник поминает всех членов Церкви — как живых, так и умерших — и затем возглашает: “Изрядно о Пресвятей...”, а хор прославляет Божию Матерь, Которая послужила великой тайне воплощения Сьша Божия и ходатайствует за нас пред Создателем. Помянув иерархию и всех людей, пастырь далее молится, чтобы Господь даровал молящимся едиными устами и единым сердцем воспевать “великолепное имя” Господа Иисуса Христа, а также, чтобы милость Его пребывала со всеми присутствующими за этим богослужением. Этим и заканчивается Евхаристический канон. Дальнейшими молитвословиями Церковь приготовляет верующих к достойному принятию Святых Христовых Тайн. Особенно к этому располагают просительная ектения с возгласом: “И сподоби нас, Владыко...” и молитва Господня “Отче наш...”, в которой верующие называют Господа Бога своим Отцом и тем выражают благодатную радость примирения, совершенного Искупителем. После тайной главопреклонной молитвы священник закрывает завесу и возглашает: “Святая святым” т.е. Святые Дары — для святых людей). Здесь каждый должен прочувствовать, с каким благоговением и чистотой сердца следует приступать к этой святыне, и, проникнувшись сознанием своего недостоинства, повторять вместе с хором: “Един Свят, един Господь...” (т. е. сам собой никто из людей не бывает святым, но все получают освящение только через Иисуса Христа, Который по Своей любви и милосердию искупил человека Кровию Своею и открыл ему доступ к теснейшему единению с Самим Собой через вкушение св. Евхаристии).

Раздробив св. агнец и разложив его крестообразно на дискосе, священнослужитель одну из четырех частей с надписью “ИИСУС” опускает в св. чашу со словами: “Исполнение Духа Святаго”. Этими словами и действием выражается полнота Таинства, т.е. Тело Христово соединяется с Его Божественной Кровью. После этого в св. чашу вливается теплая вода, которая служит для более живого изображения истинной Крови Христовой. “Если бы была другая какая-либо цель, — пишет Симеон, архиепископ Фессалоникийский, — то незачем было бы прибавлять теплоту к Дарам, так как она уже была влита в чашу во время совершения литургии (проскомидии)”11. В это время хор поет причастный стих, а священнослужители в алтаре причащаются частицей “ХРИСТОС”, остальные две части агнца с надписями “НИ” и “КА” раздробляются и опускаются в чашу для причащения мирян. Что касается частиц, вынутых из просфор, то они в св. чашу в это время не опускаются, дабы не смешать их с частицами Тела Христова и не причастить ими кого-либо из верующих, так как эти частицы не пресуществляются в Тело Христово и не могут заменить собой Святые Тайны. Затем открываются завеса и царские врата, и священнослужитель выходит на амвон для причащения мирян. Открытие завесы напоминает нам, как в ночь воскресения, среди глубокого мрака, озарил пещеру Живоносного Гроба Господня небесный свет, а открытие царских врат знаменует собой удаление камня от гроба и воскресение Христово. Священник с чашей в руках символизирует ангела Господня, а Святые Дары — Самого Христа Воскресшего, Который как Победитель ада и смерти явился святым женам и апостолам. Приняв Святые Дары из лжицы, причастники целуют край св. чаши как само ребро Христово, отходят в сторону и принимают теплоту. Лжица12 знаменует собой те клещи, которыми серафим взял горящий угль от алтаря Небесного, прикоснулся им к устам пророка Исайи и очистил их (см. Ис. 6, 6). Точно так же угль Тела и Крови Христовых очищает и тело и душу верующего. По причащении мирян св. чаша поставляется на престоле, что означает сорокадневное пребывание Спасителя на земле по Его вокресении. Затем в чашу ссыпаются частицы, вынутые из просфор, со словами: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею...”. Каждая частица, напитавшись Святой Кровью, приносит великую пользу тем, за кого она вынута. По этому поводу блаженный Симеон пишет: “Приносимые частицы доставляют великую пользу... Они служат в отпущение грехов, единение божественной благодати (для умерших), а живым — освобождение от бед, в отпущение грехов, в надежду жизни вечной...”13.

Накрыв Святые Дары покровцами, священник благословляет молящихся со словами: “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое” (Пс. 27, 9). Хор, от лица всех молящихся, поет Господу благодарственную песнь: “Видехом свет Истины...”. Священник в это время кадит Святые Дары, знаменуя тем благодать Духа Святого, источаемую ими, затем, начертав св. чашей крест над антиминсом, со словами: “Благословен Бог наш...”, обращается лицом к народу со Святыми Дарами и возглашает: “Всегда, ныне и присно и во веки веков”, чем свидетельствует вечное пребывание Господа Иисуса Христа в Своей Церкви. Этот момент также символизирует собой вознесение Христа Спасителя с Елеонской горы. Молящиеся, при осенений их Святыми Дарами, поклоняются Пречистым Тайнам и воссылают хвалу и благодарение Богу словами: “Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи...”. По перенесении Святых Даров на жертвенник бывает благодарственная ектения, при произнесении которой священник складывает антиминс, знаменует его крестообразно Евангелием и возглашает: “Яко Ты еси Освящение наше...”. Далее священнослужитель напутствует верующих, исходящих из храма, возгласом: “С миром изыдем”. Хор, выражая желание молящихся идти не иначе, как только с Господом, отвечает: “О имени Господни” (т.е. после получения Божия благословения). Исполняя их желание, священник выходит из алтаря и читает напутственную заамвонную молитву: “Благословляй благословящих Тя, Господи...”. В ней он испрашивает благословение Господне не только для предстоящих в храме, но и для всех членов Церкви, после чего возвращается к престолу и возглашает: “Слава Тебе, Христе Боже...” И бывает отпуст, после которого хор поет многолетие Святейшему Патриарху, правящему епископу, богохранимой стране и всем православным христианам, тем самым выражая желание, чтобы всемилостивый Господь сохранил их на многие годы в здравии и благополучии.

 

Примечания

 

1 Св. И. Златоуст. Слово 6-е о священстве.

2 Св. Амвросий Медиоланский. Глас веры, гл. 8. О таинствах, стр. 78.

3 Смертные грехи следующие: гордость, сребролюбие или лихоимство, блуд, чревоугодие, зависть, гнев и леность. Кроме этих грехов, можно считать смертными все те, которые терзают нашу совесть и не дают ей покоя.

4 Хойнацкий А.Ф. Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Тайн. М., 1882, стр. 57.

5 Хойнацкий А.Ф., прот. Цит. соч., стр. 62. Срав.: Практическое

изложение церковно-гражданских постановлений. СПб., 1890, стр. 42.

6 Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургии. М., 1856, стр. 76.

7 Изъяснение литургии, стр. 94.

8 Изъяснение литургии, стр. 97.

9 Цит. по кн.: Пономарев И. Учение о богослужении Православной Церкви... Иркутск, 1909, стр. 106.

10 Цит. по кн.: Михайловский В., прот. Учение о Православном богослужении, СПб., 1888, стр. 72.

11 Блаж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский, часть 3, стр. 51.

12 Лжица вошла в употребление со времени св. Иоанна Златоуста, а до того все миряне причащались, как и священнослужители, т.е. Тело Христово давалось в руки каждому, а затем преподавалась чаша с Кровью Христовой. Отмене этого обычая послужили случаи, когда некоторые христиане, унося с собой Святые Дары, кощунствовали над ними (Вениамин. Новая скрижаль, стр. 221—222).

13 Блаж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Цит. соч., часть 3, стр. 56.

 

10 июня 1990 г


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог