На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ

ЧАСТЬ II
УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА О СПАСЕНИИ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая изложение подвижнической жизни и богомудрых наставлений святителя Тихона, необходимо отметить то великое значение, которое он приобрел не только в нашей Русской Православной Церкви, но и во всем христианском мире.

Имя Задонского подвижника принадлежит к числу тех славных, достопамятных и дорогих для каждого православного христианина имен, которые повторяются с большой любовью и благоговением в Церкви Христовой. В образе этого святителя светлыми чертами запечатлевается глубоко проницательный и ясный ум, непреклонная воля и любвеобильное сердце. Это был святитель, который заботился о спасении души не только своей, но и своих ближних. Его душа была озарена Божественной благодатью, обильно изливавшейся на души всех, кто притекал к его духовному окормлению. Он посвятил себя служению, обучению и руководству своей паствы. Вся его жизнь — это сплошной подвиг во имя спасения, подвиг стяжания в душе Царствия Божия. Святитель Тихон видел путь ко спасению не в догматических размышлениях или в использовании каких-либо внешних приемов созерцания, не в обрядности или необычных подвигах аскетизма, но в богомыслии, молитве, любви, милосердии, в Евангелии. Этим путем он благоуспешно шел сам и других вел за собой. Являясь великим проповедником и живым носителем Царства Христова, святитель Тихон звал к свету и обновлению духовному всех, кто желал идти по стопам Спасителя. Он также старался усвоить и осуществить в своей жизни высочайшие духовно-нравственные образцы, представленные Священным Писанием, святоотеческими и подвижническими творениями, и, воспитав своего внутреннего человека на этих образцах, предлагал их затем в назидание всем ищущим спасения. Полный глубокого смирения, он вместе с тем был исполнен и премногой самоотверженной любви к ближним.

Под животворными лучами этой любви смирялось всякое горделивое сердце, холодные и окаменелые согревались благодатными слезами, колеблющиеся утверждались в истине. Поистине любовь его охватывала все слои общества, все возрасты и характеры. Она ценила человека, спасенного во Христе. Руководимый любовью, святитель порой мысленно обнимал весь мир, лобызая всех людей и говоря: "Не точию раскольнических сект придержащимся, как простым и заблудшим от Христовой ограды овечкам, но и самим туркам и прочим неверующим во Христа Сына Божия Спасителя нашего, и самим хулителям Божия имени желал бы я, чтобы спасены они были, и в вечном блаженстве все бы находились"1.

Оказывая духовно-материальную помощь ближним, способствуя сохранению чистоты их нравственной жизни, святитель в то же время много внимания уделял и сохранению чистоты их веры.  В  своем отношении к раскольникам он подчеркивал истинность и непоколебимость православного учения.

Святитель неоднократно выступал с церковного амвона против безнравственных поступков как подведомственного ему духовенства, так и всей паствы в целом. И его наставления всегда имели большой успех.

Так, своими поучениями и подвижнической жизнью он оказывал большое влияние на пастырей Церкви, призывая их строго блюсти стадо Христово. "Пастырь, — говорил святитель, — это факел, горящий в ночи и освещающий дорогу; это ангел, возвещающий волю Отца Небесного. Он обязан не только указывать путь своему стаду, но и с любовью охранять его. Пастырь должен идти впереди стада и вести его в обители небесные, а не уподобляться столбу на перекрестке".

Святитель весьма плодотворно воздействовал на весь быт и строй жизни людей того времени. Так, например, празднование масленицы, а также совершение обрядов в честь языческого бога Ярилы, по его увещанию, окончательно прекратились в Воронежской епархии2.

В период коренной ломки всех жизненных устоев, разнообразных реформ не только гражданской, но и церковной жизни святитель Тихон явился как великий маяк, стоящий на высоком месте и показывающий путь к истинному Источнику живой воды — Господу Иисусу Христу. По выражению одного из церковных песнопений, он был подобен светильнику, "во тьме века сего возсиявшему" (стихира на "Господи, воззвах") и осветившему среди этой беспорядочной массы народившихся новых жизненных условий и задач единую непреходящую цель — спасение во Христе. Среди всеобщего шатания нравов и поверхностных увлечений еще юной, незрелой русской мысли того времени он явился непоколебимым и строгим защитником Божественной истины. Можно с уверенностью сказать, что в это сложное для России время все устои как государственной, так и церковной жизни могли бы окончательно разрушиться, если бы не было на страже Божественной истины подвижников духа, одним из которых и является Задонский святитель.

Церковно-общественная деятельность святителя Тихона Задонского была сравнительно недолгой, однако он в короткий срок смог сделать многое как в области духовного просвещения и церковного благоустройства, так и в возвышении нравственного уровня народных масс.

Его ревностное служение было особенно направлено к духовному возрождению пастырей и пасомых, и эта его деятельность не прекращалась даже и тогда, когда он ушел на покой в монастырь. Своей подвижнической жизнью он показал высочайший пример самоотверженной любви к ближним. Как истинный подвижник и учитель, он возвышался в сознании народа подобно вселенским святителям. Вот почему память святителя с такой большой любовью почитают православные христиане.

Интересно отметить, что даже светские писатели обращались к эпистолярному наследию и авторитету этого иерарха Российского. Так, Н. В. Гоголь (1809—1852) был первым, кто в поисках Бога и спасения души проявил личный интерес к святому Тихону. Он обратился с просьбой к своим друзьям прислать ему сочинения святителя. Впоследствии писатель советовал А. П. Толстому (будущему обер-прокурору) прочитать эти творения3.

"Этот прекраснейший образец человечности, — пишет о святителе Глеб Успенский (1840—1902), — (по страстности и вниманию к положению ближнего, по негодованию на условия его темноты и, главное, по пониманию христианства) не мог довольствоваться важным саном архиерея и правом поучать стадо словесное — он добровольно отказался от архиерейской кафедры и удалился в монастырь, где ему представлялась возможность вмешаться со своей деятельной любовью в народную среду, ...стараясь (преобразить) эгоистическое сердце человека в сердце всескорбящее и ...оживить им разум"4.

Не менее возвышенные слова о святителе и его нравственном влиянии на людей высказывает в своих сочинениях Ф. М. Достоевский (1821 — 1881). Он пишет: "Хочу выставить во второй повести ("Братьев Карамазовых". — А. И.) главной фигурой Тихона Задонского, конечно, под другим именем.., авось выведу величавую, положительную, святую фигуру... Я ничего не создам (нового), а только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом"5. Личность святителя Тихона ассоциируется у Ф. М. Достоевского с самыми лучшими стремлениями русских людей. "Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений. Они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом. Я не буду вспоминать про его исторические идеалы, про его Сергиев и Феодосиев Печерских и даже про Тихона Задонского. А кстати, многие ли знают про Тихона Задонского? Зачем это так совсем не знать и совсем дать себе слово не читать? Некогда, что ли? Поверьте, господа, что вы, к удивлению вашему, узнали бы прекрасные вещи"6.

Таким образом, перед святителем Тихоном за его богоугодную жизнь, за ревностное служению Богу и людям склоняли свои сердца не только простые люди, но и ученые мужи того времени. Великая заслуга святителя Тихона заключается и в том, что он оставил нам неоскудеваемый кладезь живой воды, текущей в жизнь вечную, - свои творения. Они являются прекрасным руководством всем идущим по пути ко спасению. Св. Синод еще в начале прошлого столетия, т. е. задолго до канонического прославления святителя Тихона, признал его творения весьма полезными и спасительными и предназначил их к постоянному чтению в храме и тем самым засвидетельствовал их высокое значение и духовную назидательность7. Те пастыри, которые основывали свои поучения на его творениях, привлекали множество слушателей, благотворно действовали на их сердца и возбуждали к ревностной христианской жизни. Творения святителя раскрывают полную и ясную картину внутренней, духовной жизни человека, указывают ему высокую цель — достижение Царства Небесного. Глубокие по своему содержанию, согретые чувством религиозного воодушевления и пастырской любви, они являются ярким отображением святой жизни Задонского чудотворца. Эти творения и по кончине Святителя продолжают то же великое дело — спасение людей. "О, коль много, — говорит его келейник В. Чеботарев, — струя сия напояла в маловременной сей жизни; я знал некоторых, которые от чтения его книг презрели суету мира сего, взяли крест свой и потекли за Христом"8

Митрополит Московский Филарет, говоря о творениях святителя Тихона, сравнивает их с рекой, которая несет в себе множество золотого песка9. Они сделались любимым предметом чтения для благочестивого русского народа. Известность их простирается даже за пределы Россли. Еще в середине прошлого столетия некоторые из творений святителя Тихона были переведены на венгерский, сербский, английский и другие языкию. Творения Задонского святителя — поистине богатая духовная сокровищница. В них почти каждая строка сияет красотой христианского смирения и Божественной любви. Им присуща простота, ясность, общедоступность языка, что ставит святителя Тихона в ряды лучших русских писателей. На его творениях воспитывались не только простые люди, но и лучшие иерархи Русской Церкви. Так, например, Преосвященный епископ Феофан (Говоров) не только сам устроял свою жизнь согласно творениям святителя Тихона, но и других побуждал к этому11. В них, по мысли епископа Феофана, имеется такое обилие духовной мудрости, что ее вполне достаточно для получения жизни вечной12. На этих творениях духовно воспитывался в прошлом столетии также затворник Задонского монастыря Георгий Алексеевич Машурин. Характеризуя творения Задонского святителя, он писал: "От прочитывания оных гордые смирились, развратно живущие уцеломудрились... не имевшие правого разума о Боге... вразумились и пришли в познание... истины... В его сочинениях нет неподобающего слова. Он с богословами видится истинный богослов; с философами... глубокий философ... и красноречивый ритор, ...с простыми... и неучеными самый препростой... Его книги можно так назвать: откровение духовного сокровища истинной христианской веры и дел, надежды и утверждения, любви и преданности всего себя Богу13.

Ценность творений святителя Тихона не умалилась и в настоящее время. Они, как и прежде, сияют немеркнущим светом к вразумлению, назиданию и увещанию всех, стремящихся к блаженной вечности. Никогда не оскудеет в народном сознании память об этом великом молитвеннике и светильнике земли Русской. Поистине приложимы к нему слова богомудрого ветхозаветного мужа: "Восхвалят разум его мнози, и до века не погибнет: не отыдет память его, и имя его поживет в роды родов: премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть Церковь" (Сир. 39, 11-13).

 

 

Примечания

1. Записки И. Ефимова, стр. 22.

2. Михайловский В., прот. Цит. соч., стр. 30—31.

3. Гоголь Н.В. Письма, т. III. СПб., 1902, стр. 32, 36, 40.

4. Успенский Г. Сочинения, т. И. СПб., 1897, стр. 649—650.

5. Достоевский   Ф.М.   Письма,   т. И.   М.—Л.,   1930, стр. 264. Срав.: Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. П. М., 1964, стр. 74.

6. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, т. X. Дневник писателя за 1876 г.,СПб., 1905, стр. 49.

7. Евлогий, архим. О св. Тихоне Задонском и его творениях. М., 1898, стр. 18.

8. Записки В. Чеботарева, стр. 10.

9. Полное собрание отзывов и мнений митроп. Филарета, т. III. M., 1877, стр. 100, 210—211, и Письма к высочайшим особам. М., 1877, стр. 18.

10. Евлогий, архим. Цит. соч., стр. 7.

11. Феофан, еп. Собрание писем. Вып. I. M., 1896, стр. 220.

12. Феофан, еп. Собрание писем. Вып. III. M., 1898, стр. 21.

13. Никольский П.В. Цит. соч., стр. 54—55.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог