На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом
(Статья написана к 30-летию Победы над фашистской Германией)

30 лет назад советский народ одержал победу над фашистской Германией.

В первый же день Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, маститый 74-летний старец, обратился с посланием ко всем верующим нашей страны. Этот исторический документ ясно определил позицию Русской Православной Церкви: «В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва ли не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». В послании Митрополит Сергий призывал верующих людей исполнить священный долг перед Родиной – всеми средствами защищать ее от врага.

Любовь русского человека к своей Родине беспредельна и беззаветна: когда Родина в опасности, он готов, пренебрегая смертью, отдать все свои силы на защиту ее. И это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать.

Бесчисленные примеры из истории нашей страны являются единой иллюстрацией этого великого патриотического чувства русского человека. Так, еще в тяжкое время татарского ига русский народ не давал покоя врагу и наносил ему ощутимые удары. И настало, наконец, время, когда он сбросил ярмо ненавистного ига.

Великий князь Димитрий Донской, горя ревностью о православной вере и свободе родной земли, прибыл к Преподобному Сергию, чтобы получить благословение на решающий бой с Мамаем.

«Подобает тебе, князь, — сказал Димитрию Преподобный Сергий, — заботиться о стаде, порученном тебе от Бога, и выступить против врагов, желающих разорить Русскую землю: иди небоязненно, Господь поможет тебе в твое правде, и победишь врага».

Преподобный Сергий, молитвенник и печальник Земли Русской, укрепив Димитрия Донского верой и молитвой, дал ему двух воинов-иноков Пересвета и Ослябю, с честью погибших на поле брани. Два инока, посланные Преподобным Сергием на Куликовскую битву, не могли решить ее исхода своим участием, но для русского войска они были олицетворением благословения Церкви на святое дело спасения Руси: видя их в своих рядах, русские воины воочию убеждались, что Церковь благословляет эту великую битву, что молитвы угодника Божия Преподобного Сергия будут сопровождать их на поле битвы. Так великая сила любви русского народа к своей Родине, его всеобщая непреодолимая воля видеть Русь свободной одолели дотоле непобедимого, сильного, жестокого врага.

Такими же чертами всенародного подъема ознаменована борьба России против польско-шведской интервенции в начале XVII века. Клич, брошенный Мининым и Пожарским, горячие патриотические призывы Патриарха Московского Гермогена, келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына и архимандрита Дионисия нашли отклик в сердцах всех русских людей. И русские победили: народные ополчения изгнали иноземных захватчиков.

Славную страницу вписали в историю Русского государства русские патриоты в 1812 году. Промыслом Божиим Наполеону попущено было дойти до самой Москвы, как бы для того только, чтобы показать всему миру, на что способны русские люди, когда Отечество в опасности. Силу русского оружия и русского патриотизма не раз испытали и германские племена — достаточно вспомнить знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, когда святой князь Александр Невский разбил рыцарей Ливонского ордена.

Урокам истории не вняли нацистские главари, вероломно напавшие на наше Отечество. В тот грозный час наш народ, вставший на защиту Земли Русской, напомнил врагам, что воинско-патриотический дух Александра Невского, Димитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и, Кутузова жив и действен в их потомках. Наш народ доказал варварам XX века, что каждое оскорбление, нанесенное чести Родины нашей, постигнет грозное возмездие.

В Великой Отечественной войне народы нашей страны боролись не только за свою Родину, но и за весь мир, над которым была занесена кровавая рука фашизма. И как в годы порабощения Европы Наполеоном именно русскому народу суждено было освободить мир от тирана, так и в этой войне нашему народу выпала на долю высокая и трудная миссия избавить человечество от фашизма, вернуть порабощенным странам свободу и водворить мир.

Презрев азы воинской чести, гитлеровская армия несла смерть и опустошение всем: убийства мирных жителей, детей, стариков, надругательства над пленными, насилия и грабежи стали как бы второй профессией солдат и офицеров этой армии. Разрушение и уничтожение памятников национальной культуры, в том числе православных храмов, стали признаком немецкой «цивилизации», а виселицы на площадях и улицах оккупированных городов и сёл стали свирепым символом гитлеровского «нового порядка».

О зверствах гитлеровцев вспоминает священник Георгий Писанко, который в плену своими глазами видел, как фашисты издевались над русскими военнопленными, морили голодом, убивали, безжалостно мучили: Я видел, пишет о. Георгий, как, перегоняя из лагеря г. Хорола в лагерь г. Кременчуга наших военнопленных, фашисты убили по дороге более 500 человек. В селе Гусаково Звенигородского района фашисты облили бензином детский дом и сожгли его вместе с детьми. Наша Православная Церковь, свято хранящая заветы Христа и святых апостолов, всегда живущая со своим народом одной жизнью, горячо откликнулась на несчастье, обрушившееся на нашу страну, и по призыву своего Первоиерарха целиком посвятила себя служению Родине.

К защите Родины верующих звал не только священный гражданский, но и христианский долг. Христово учение требует от каждого последователя беззаветной любви к своим братьям. И эта любовь верующих русских людей нашла яркое проявление в защите родного Отечества. В годы тяжелых испытаний с особой силой возгорается дух веры в сердце православного человека. Вера влечет человека на жертвенный подвиг во имя Христовой заповеди: «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). Как писал Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, «душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины».

Если в сердце христианина горит огонь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит. То же можно сказать и о священном чувстве любви к Родине: если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству, будь то труды на оборону Родины, денежные пожертвования на это святое дело, неусыпные молитвы к Богу о скорейшем даровании победы, духовная поддержка тех, кому война уже принесла скорби и испытания. Народ наш твердо верил в победу над фашизмом, в то, что каждая его жертва приближает час победы. Вера эта коренилась в сознании правоты нашего дела: не мы начали войну, нас вынудили взяться за оружие, чтобы защитить Родину.

Среди членов Русской Православной Церкви, ее мирян и священнослужителей, представителей многонациональной паствы Московской Патриаршей кафедры немало непосредственных участников Великой Отечественной войны. Многие из них, например, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Леонид (Лобачев), архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий, награждены орденами и медалями за заслуги перед Родиной.

Большую материальную и моральную поддержку оказывали священнослужители Русской Православной Церкви населению временно оккупированных врагом территорий. Один из них, протоиерей Иоанн Ковальский, спас двух красноармейцев с отмороженными ногами, пробиравшихся к своим частям. О. Иоанн принял их и благодаря своей находчивости, смелости и мужеству помог спастись во время обхода гитлеровских патрулей, а на следующий день указал бойцам безопасный путь к территории фронта, и они благополучно ушли.

Другой священнослужитель, благочинный Ямпольского района Винницкой епархии, протоиерей Василий Лавров, рассказывает, как жители оккупированных территорий относились к своим, советским военнопленным и как старались облегчить их участь: «К оказанию нашим пленным помощи со стороны верующих нашего прихода были приняты все возможные меры: снабжали их хлебом, овощами, собирали по домам для них обувь, одежду, котелки. Пленные находились в крайне тяжелом положении: многие босыми шли по снегу, многие без головных уборов, некоторые получали суп в полу своего пиджака или шинелиѕ Отстававших немцы пристреливали. По отзывам и наших, и других прихожан, и самих пленных, наша Березовка оказалась самой щедрой из других сел. Для пленных собирали и организованно, и всякий нес, что хотел, и что мог».

Неумолкавшее слово Церкви, звавшее к защите Отечества и веры православной, вселяло в сердца твердую уверенность в близкой победе. «Лук сильных изнеможе, а немощствующии препоясашася силою» (1 Цар. 2, 4), – писал в Рождественском послании 1942 года Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий. – Будем все мужественны, как мужественна наша Красная Армия, как мужествен наш великий народ. Скажем нашим врагам: «Страха вашего не убоимся, ниже смутимся (Ис. 8, 12). Хоть бы вы и снова собрались с силами, снова побеждены будете (Ис. 8, 9–10), яко с нами Бог!»

«Бодрствуйте, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13), — повторял слова апостола Павла иерарх нашей Церкви в своем послании к украинской пастве, — еще недолго терпеть вам муки от вонзившихся в тело ваше зубов хищника. Мы знаем непреложное слово Божие о таких насильниках: «У Меня отмщение и воздаяние; близок день погибели, и скоро насупит уготованное для них» (Втор. 32, 35).

Так же убедительно и убежденно воодушевлял свою паству и митрополит Ленинградский Алексий. Оставаясь в осажденном Ленинграде, он делили с его населением все трудности 900-дневной блокады, совершал богослужения под артиллерийским огнем и поддерживал душевную стойкость и надежды верующих своими проповедями.

Большая патриотическая работа велась на страницах «Журнала Московской Патриархии». В нем из номера в номер печатались послания, проповеди, статьи и заметки, в которых прославлялся героизм нашего народа, его жертвенный подвиг, а обличения нацистских злодеяний звучали как грозный приговор истории, вскрывавший миру антихристианскую сущность фашизма.

Архипастыри и пастыри нашей Церкви неустанно утешали и ободряли народ, призывали всех на борьбу с врагом. По призыву наших иерархов во всех храмах возносилась молитва о победе. В этой молитве принимали живое участие миллионы верующих нашей  страны, с глубокой верой и любовью молившихся за родную землю, с одной думой – дал бы Бог победить коварного и злобного врага, сокрушить ненавистный фашизм, несущий горе и разорение всему человечеству.

В храмах за каждым богослужением производился сбор пожертвований на оборону и на нужды военного времени, например, на воспитание детей-сирот.

Весь советский народ в годы Отечественной войны участвовал в пожертвованиях в фонд обороны. Отдельные лица посылали свои трудовые сбережения на постройку танков и самолетов. Не остались безучастными в этом всенародном движении верующие люди нашей страны. Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий в дни всенародного патриотического подъема призвал верных чад Русской Православной Церкви собирать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. О том, как православные люди отозвались на призыв своего Первоиерарха, свидетельствуют следующие слова из послания Митрополита Сергия: «Посильное участие в таких пожертвованиях приняло и наше церковное общество. На сооружение колонны танков имени Димитрия Донского собрано более 8 миллионов рублей. Одновременно шли сборы по церквам на нужды, вызванные войной: на теплые вещи для красноармейцев, на подарки им к праздникам, на уход за инвалидами войны, на воспитание детей военных, на восстановление районов, пострадавших от немецкой оккупации.

В Ленинграде сборы дали пять с половиной миллионов рублей. Так было в Казани, Москве и других наших церковных центрах, да и везде, где есть храмы.

Во главе с пастырями наши православные верующие всегда готовы хоть чем-нибудь выразить свою любовь и благодарность нашим воинам, полагающим свою молодую жизнь за Отечество, а следовательно, и за наше благополучие».

Патриотический подъем среди духовенства и верующего народа нарастал год от года: все более значительными становились пожертвования на военные нужды; во всех храмах шли систематические сборы денежных средств и вещей, поступавших в распоряжение государства; ко второму году войны, например, московские храмы собрали на подарки для армии более 3 миллионов рублей, множество теплых вещей, а церковная община в Горьком, храня в памяти подвиг своего земляка – славного нижегородца Кузьмы Минина, собрала более миллиона рублей на подарки и до ста тысяч рублей на теплые вещи. Верующие выражали пожелания, чтобы имеющиеся в храмах запасные суммы денег были отданы на нужды фронта.

Вместе с паствой щедрые пожертвования делали и священники, например, настоятель Шубинского прихода Кунгурского района Александр Троицкий, внесший крупную сумму во всенародную казну.

Высокий патриотизм показали клирики и прихожане московских храмов в дни обороны Москвы. Воодушевленные призывом Первоиерарха нашей Церкви Митрополита Сергия, они в самые тяжелые для Москвы минуты не дрогнули; выполняя свой долг перед Родиной, были на своем посту: духовенство и паства, по примеру своих благочестивых и мужественных предков, усилили молитву к Богу о даровании победы нашему воинству над врагом, без ропота провожали сыновей, мужей и братьев на передовые линии, рыли противотанковые рвы и окопы, сооружали железобетонные надолбы, ковали оружие.

Когда враг был разгромлен под Москвой, духовенство и прихожане московских храмов с тем же неослабным энтузиазмом все думы, все чаяния направили вслед наступающей армии, туда, где славные сыны нашей Родины, не жалея жизни, защищали родные пределы. 23 февраля 1942 года, в день 24-й годовщины нашей славной Красной Армии, духовенство и миряне Москвы собрали на подарки защитникам Родины большие денежные суммы. Щедрые пожертвования сделали многие церковные общины Москвы: церковь св. Иоанна Предтечи на Красной Пресне, храм Святителя Николая в Хамовниках, церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», в Марьиной роще, Свято-Никольская церковь в Кузнецах, храм святого пророка Илии в Обыденском переулке, церковь святых Петра и Павла у Яузских ворот, Петропавловский храм на Преображенской площади.

Крупные денежные суммы внесли московские священники: старейший московский протоиерей Петр Сахаров, настоятель церкви св. Иоанна Воина в Замоскворечье, и священник той же церкви протоиерей Александр Воскресенский, впоследствии настоятель; протоиерей Николай Ренский, настоятель храма в честь Воскресения Словущего в Филипповском переулке на Арбате; протоиерей Александр Толгский, настоятель Свято-Ильинского храма в Обыденском переулке: протоиерей Павел Лепехин, настоятель Свято-Никольского храма в Хамовниках, горячо и неустанно призывавший своих прихожан к усердному труду на оборону Родины; протоиерей Сергий Даев (с 4 мая 1944 года епископ, а затем архиепископ Можайский Макарий), настоятель Ризположенской церкви, отдававший все свободное от пастырской работы время службе в качестве управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Петр Филонов, настоятель церкви в честь иконы «Нечаянная Радость», перенесший бомбардировку в Кишиневе в начале войны, в бытность его там в качестве секретаря епархиального управления; протоиерей Николай Бажанов, настоятель церкви Воскресения Словущего в Брюсовском переулке (ныне улица Неждановой), энергично призывавший паству к жертвам на нужды обороны.

Православные люди нашей страны всюду горячо откликались на призыв «Все для фронта, все для победы!» Протоиерей А. Архангельский из г. Горького писал: «Верующие охотно несли, по примеру своих патриотов-предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи: обувь, белье, полотно и так далее. Было заготовлено и сдано немало валяной и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья; одной шерсти перевязали на носки больше трех пудов… Был организован особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тысяч рублей; подарки были разнесены по госпиталям раненым, которые сердечно встречали такую внимательную о них заботу. Выпуск денежно-вещевой лотереи также встретил поддержку среди верующих: церковный совет внес за билеты 35 тысяч рублей с переводом их непосредственно в фонд Красной Армии. Так внешне, материально выразилось отношение верующих к переживаемым событиям, ибо нет православной семьи, члены которой прямо или косвенно не принимали бы участия в защите Родины».

Суровая опасность, тяжкие испытания, навязанные войной, еще более сплотили народы Советского Союза. Церковь наша не отделяла своей судьбы от судьбы своей паствы. Помогая стране и народу в достижении победы над врагом, она действовала не в надежде на выгоду, не из какого-либо расчета, а во исполнение лежащего на ней долга, как мать, видящая смысл жизни в спасении ее детей. Русская Православная Церковь молилась и молится об избавлении чад своих от «огня, меча и нашествия иноплеменных».

Нужно также отметить деятельность Русской Православной Церкви, способствовавшую объединению христианских антифашистских сил в других православных странах, испытавших ужас немецко-фашистской оккупации. Ободряющим и мобилизующим призывом стало пасхальное обращение Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия ко всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, к православным народам, пребывающим в фашистских застенках.

Нападение германского фашизма на нашу страну стало глубокой личной болью русских людей за рубежом, особенно во Франции, породило подвиг и героизм Марии Скобцовой, Веры Оболенской и других участников движения Сопротивления во Франции.

Ценой неимоверных усилий и колоссальных жертв фашизм был побежден. Жуткое проявление наихудших, антихристианских сторон человеческой души, насаждавшееся нацизмом, было осуждено и заклеймено всенародным позором. Но зло осталось в других формах, и уставшее человечество не смогло долго пользоваться миром, так трудно завоеванным. Мир надо было сохранять и охранять.

Русская Православная Церковь с первых же дней после победы над фашизмом ревностно встала на защиту мира, завоеванного кровью десятков миллионов людей. 9 мая 1945 года, в день Победы, вступивший незадолго перед тем на Московский Патриарший престол Святейший Патриарх Алексий обратился к всероссийской пастве с радостным приветственным посланием, в котором писал:

«Только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать ее плодотворнойѕ Бог мира да продолжит благословения свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого отечества нашего, и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны».

С такими миротворческими заявлениями и призывами Русская Православная Церковь неоднократно в течение 30 лет, минувших со дня победы советского народа над фашизмом, выступала в лице ее Первосвятителей, призывавших всех христиан «умножить свои усилия в деле защиты мира во всем мире и повседневным исполнением долга веры и совести, любви и разума сделать невозможным вторжение в нашу жизнь ада мировой войны».

Не умолкает голос в защиту мира Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В Пасхальном послании 1974 года он говорит: «С чувством благодарения Господу взираем мы на добрые плоды ослабления международной напряженности и радуемся продолжающимся усилиям людей доброй воли сохранить и упрочить международный мир. Но, как бы ни были радостны для нас успехи миролюбивых сил, сердца наши исполнены глубокой скорби, ибо страдания и лишения продолжают оставаться уделом многих народов, и потребуются еще немалые усилия для торжества всеобщего мира и справедливости».

Молитва и труд во благо Родины – вот оружие, которым верующие люди должны защищать мир на земле. Усугубить свои молитвы к Спасителю мира о даровании мира всему миру и служить делу миротворчества путем самоотверженной работы каждого в своей области – такова священная патриотическая задача, о которой неустанно напоминает своим чадам Русская Православная Церковь.

Журнал Московской Патриархии», 1975, № 5


  К предыдущей К оглавлению К следующей  

На главную Каталог