ЗАБВЕНИЕ

Забвение есть признак отсутствия любви к Богу

Кто Бога любит, часто о Нем поминает, размышляет, и Тем утешается, и к Нему восхищается: «идеже бо сокровище его, тамо и сердце его» (Мф. 6, 21). Ему неоцененное и прелюбезное сокровище есть Бог: почему и сердце его всегда при Нем имеется неотлучно. Откуда бывает, что часто и имя Его святое с любовию поминает. Сердце бо, любовию Божиею исполненное, и внешние любезные издает знаки. А отсюда видим, что не любят тии Бога, которые Его забывают: забвение бо явный знак не любве к Богу. Любитель любимаго забыть не может (5:235).

Забвение есть признак НЕБЛАГОДАРНОСТИ

Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его, да не явишися Ему неблагодарен. Забвение бо благодетеля явный знак есть неблагодарности (5:156).

От забвения о ВЕЧНОСТИ человек прилепляется К СУЕТЕ

Поминай часто смерть, суд Христов, вечную муку и вечную жизнь, и неотменно мир со всеми своими похотьми и прелестьми омерзеет тебе; не похощешь в мире сем богатитися, славитися и веселитися; о том едином у тебе тщание будет, чтобы Богу угодить, блаженно скончаться, на суде оном Христовом не посрамиться, вечныя муки избыть, и в Царствие Божие внити. Воистинну великое и сильное посредствие сие, чтобы человеку суетою мира сего не прельститься, и быть в истинном покаянии и сокрушении сердца, что неотменно нужно всякому христианину. Воистинну память сия и верное разсуждение всякаго человека, и самаго развращеннаго, может подвигнуть и в страхе содержить. Одно имя сие — «вечность несчастливая или мучительная», в трепет и ужас человека приводит. Что люди к суете прилепляются и грешат, то воистинну оттуда бывает, что забывают о вечности (5:158).

Человек забывчив, и потому требует частого воспоминания (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Заблуждения наступают тогда, когда христианин удаляется божественных правил (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 900).

Тайны Божии непостижимы, и кто стремится их познать, впадет в заблуждение (4:13, см. БОГ, 92).

ЗАВЕТ

Отрицаясь сатаны и обещаясь работать Богу, христианин входит в завет с Богом

Тако постановляется между Богом и нами завет. Мы отрекшеся сатаны, обещаемся Богу служить и верными Ему быть: Бог нас в высочайшую Свою милость приемлет, и обещает нам наследие вечнаго живота и царствия, и грехами оскверненных банею крещения омывает, освящает и оправдывает, якоже всякому крещенному иерей приветствует: «омылся еси, освятился еси, оправдался еси» (1 Кор. 6, 11) (5:197).

Проповедь об отпущении грехов в Ветхом Завете предуказывала на искупление Иисусом Христом (3:8, см. ХРИСТОС, 1121).

ЗАВИСТЬ

Зависть есть тяжкий недуг души (4:84, см. ПЛАЧ, 680) (5:123, см. ДУША, 328).

Зависть — смертный грех и есть печаль и болезнь сердца о добре ближняго, радость и веселие о зле (1:3, см. ГРЕХ, 247) (1:89, см. ЛЮБОВЬ, 485).

Зависть есть печаль о благополучии ближнего

«Зависть есть печаль о благополучии ближняго», глаголет Василий Великий в слове о зависти. Опечалися Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. Больший блуднаго сына брат, как идучи с села услышал лики и пение в дому отца своего, и узнал, что веселие тое бывает ради брата его, которого благоутробный отец оный здрава прият, «разгневася и не хотяще внити», то есть, в дом отца своего и быть участником веселия того (Лк. 15, 25—30). Праведна веселия причина: брат его «мертв был и ожил, и изгибл было, и обретеся». Но он на тое не смотрит, тое ему не любо, что ради брата его телец упитанный заклан, и ради благополучия его отец его со всем домом ликует. Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие! (2:174).

Завистливый и благодетелю своему завидует и злоумышляет

Зависть и тем завидует, от которых благодеяния получает; ей и доброхот не мил, она и благодетеля гонит. Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира? Мертвецов их воскресил, слепцов просветил, прокаженных очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит; она советует: «что сотворим? яко человек сей много знамения творит: аще оставим Его тако, вси уверуют в Него» (Ин. 11, 47—48). Она не разсуждает, ни почитает высокого добра, но поучается убить благодетеля. Питай, одевай, береги, защищай, обогащай, утешай завистливаго, как хощешь; ему тое неприятно; понеже ты благополучен, тебе вси любят, хвалят, почитают. Сие его уязвляет сердце, котораго любовь и благодеяние твое исцелити не может и дотоле уязвлять будет, доколе не увидит тебе в бедствии (2:176).

Зависть успокаивается, когда видит неблагополучие ближняго, так как зависть приводит к преступлению

«Конец» зависти есть, чтобы кого, кому завидует, видеть в неблагополучии. Она тогда раждается, когда другаго начинается благополучие; тогда престает, когда престает его благополучие и начинается злополучие. Тако завистно праотцы наши с высокого блаженства в бедственное состояние низринуты. Зависть Каина научила востать на брата своего Авеля и убить. Зависти есть дело, что Иосиф продан во Египет. Зависти приписать должно, что Иудеи Христа, Господа и Благодетеля своего на крест вознесли. Тако от гордости начинается зависть, от зависти ненависть, от ненависти злоба; злоба к неблагополучнейшему приводит концу. Откуду святый Златоуст глаголет: «корень убийства — зависть» (Бес. 54-я на Быт.) (2:175).

Зависть бо всегда благополучию другаго завидует, и тогда престает, когда престает благополучие его (5:70).

Зависть есть грех диавола

Собственный грех есть диаволов, который сею язвою прародителей наших, а с ними и нас умертвил. Диавольское бо дело есть радоватися о погибели человеческой, и печалиться о спасении, что зависти свойственно (2:175).

Завистливый с диаволом заодно (4:304, см. КЛЕВЕТА, 427).

Зависть есть дело диавольское

Завистливый грешит и купно казнь приемлет, беззаконнует и мучится! И от сего видеть можно, как скареден порок и посмеяния достоин — зависть! Печалиться о том, что ближний веселится; сетовать и снедаться, что брат в благополучии цветет: не смеха ли достойное дело? Всяк сие может признать, точно свойственное дело диавольское: диаволу бо печально и несносно, что христиане спасаются и вечную получает славу, от которой он низринут в вечную погибель и безчестие (2:175).

Завистливый человек хуже диавола

Демон подобному демону не завидует, но человеку; а человек человеку, брат брату, сродный сродному, подобный подобному, который должен «радоватися с радующимися, и плакати с плачущими», как учит Апостол (Рим. 12, 15); чему удивитися, или паче чего оплакать достойно не можно. Так-то сатана ядом своим заразил сердце наше (2:175—176).

Зависть мучит человека

Завистию как мучится бедная душа, изобразить не можно! Самое тело бледнеет и изсыхает от зависти (4:141).

Завистливый мучится от своей страсти

«Завистливый» сколько снедается внутрь ядовитым и смертоносным тем червем, видя блаженство ближняго и соболезнуя о нем, смотря на добро чуждое, и внутрь зло ощущая и сокрывая; бледнеет, сохнет и истаевает, что ближний его благодействует: сами таковые лучше знают, хотя и вне утаится не может внутреннее зло (3:430).

«Мучительная» страсть и смеха или паче плача достойная зависть: яко таким ядом от диавола человеческое заражено сердце. Прочия страсти некое, хотя многое, услаждение имеют, а завидливый грешит, купно и мучится (2:175).

Зависть к бедственному состоянию приводит самого завистливаго

Зависть и тех, которыми обладает, к бедственному приводит концу. Ибо кроме того, что вечному мучению повинными их творит, и временному бедствию подвергает. Тако Каин стенет и трясется; Аман на древо, которое Мардохею израильтянину готовил, вознесен погибает. Откуду Златоуст святый глаголет: «завистливый, хотячи погубить инаго, и самого себя погубляет» (Бес. 55-я на Ин.). Но, хотя бы не было какого другого внешняго бедствия завистливому, довольно ему внутренняго, довольно того, что внутрь снедается, мучится и терзается собственным мучителем (2:176).

Зависть духовно ослепляет человека

Отсюду видим, како зависть и злоба человека ослепляет. Знали книжники и фарисеи от пророчеств, что надобно тогда приити Христу, когда «оскудеет князь от Иуды» (Быт. 49, 10). Оскудел князь от Иуды, и «пришел Иисус Христос» (Мф. 11, 1). Знали, что надобно Ему «родитися в Вифлееме иудейстем» (Мих. 5, 2). «Тамо» родился Иисус (Лк. 2, 4—8). Знали о Крестителе Иоанне, что он «Пророк» был (Лк. 1, 76; Пс. 131, 17; Ис. 40, 3—5). Иоанн «свидетельствовал о Иисусе» (Лк. 3, 16; Мф. 3, 11; Ин. 1, 6—36). Знали, что Мессия от них ожидаемый, преславная знамения и чудеса сотворит. Иисус сотворил знамения и чудеса неслыханная... Но завистию и злобою ослепленнии не приняли Его. Тако зависть и злоба ослепляют (4:265).

Зависть и злоба в ослепление человека приводит, что зде на фарисеех видим. Приписуют дело тое сатане, которое единому Богу приличествует, сами могут видеть, что силы Божия есть изгнати беса, но отрыгают хулу: «О князе бесовстем изгонит бесы». Тако зависть к злобе, злоба к ослеплению приводит: ослепленный не знает сам, что делает. О коль лютая язва душевная зависть (5:128—129).

Зависть ослепляет человека, что и благодетелям своим вредят

Злобнии и завистливые и благодетелям не спущают, и на тех поучаются, како бо повредить и погубить их. Не смотрят на тое, кто и каковы они, на кого душут злобою; не разсуждают и не познают добра в них и благодеяния их к себе, но едино тое думают, как бы в действо произвести злое умышление свое. Тако зависть и злоба ослепляет бедного человека. О, ЗАВИСТЬ и ЗЛОБА, исчадия злобнаго духа — ДИАВОЛА! Видишь, как заразил сей родитель злобы сердце человеческое! Видишь сего зла довольно на свете: многочисленные примеры обретаются, како злобнии и благодетелям своим зло творят не стыдятся и не ужасаются (5:136).

Зависть ничем не может удовлетвориться

Чего зависть и злоба не делают. Ничем ей благочестивая душа угодити не может. Все ей неприятно, что ни делает. Тамо изобретает порок, где порока нет; тое порочит и хулит, что похвалы достойно, якоже Господь сказал о злобных иудеях: «Прииде бо Иоанн (Креститель), ни ядый, ни пияй, и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий, ядый и пияй, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарям друг и грешником» (Мф. 11, 18—19). Видишь, что злобным и Предтеча, Ангел плотию обложенный, и Сам Христос, Господь его, Свет без всякия тьмы и самая Неповинность, угодити не могли, но во обоих сыскали, что порочить. Когда в свете, в котором тьмы нет ни единыя и в светильнике Его сыскала злоба, что охуждать: чего уже не сыщет в прочиих благочестивых душах, которыя не без немощи? Видим тоежде и ныне злобы действие: что ни делает человек, все пересуждает, все винит. Видишь тое все винит. Берегись убо зависти и злобы: великий душе яд, и как червь древо внутрь, тако он душу и грызет и снедает, и как только востает в сердце, умерщвляй сего червя пагубного, да не возрастши умертвит душу твою (5:127).

Зависть приводит к ЗЛОБЕ

Что зависть делает: к злобе приводит: злоба не токмо хулит и злословит, но и к убийству возбуждает. О, лютое зло — зависть, дщерь ея злоба. Тако Каин в начале завидовал Авелю, потом злобился, а наконец и убил брата своего; тако сынове Иаковли, позавидовавши Иосифу брату своему, возъимели злобу на него, и хотели убить и убили бы, аще бы Бог, Который был с ним, не сохранил его от убийства; однако же в раба продан бысть во Египет Иосиф от злобы. Тако Иудеи первее позавидовали Иисусу Господу нашему, потом злобилися, и от злобы злословили и хулили Его, а потом и убить искали Его. К сему концу зависть и злоба приводит (5:136; также 5:229, см. ЗЛОБА, 392).

«Зависти другиня — злоба» (3:129).

Корень и начало зависти в гордости

Зависти корень и «начало» есть гордость. Гордый бо, понеже хощет выше прочиих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его. Смиренный бо завидеть не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочиих же недостойнейших быти судит паче себе; почему и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят. Тако негодует Саул гордый на кроткого и смиренного Давида, что ему более похвалы приписали ликующия жены, как сам признал, и рече Саул: «Давиду даша тьмы, мне же даша тысящи» (1 Цар. 18, 8). Откуду и гнать начал неповиннаго (2:174).

Зависть есть язва и стрела, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257) (2:25, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Зависть — исчадие злобного духа — диавола (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 380).

Зависть присуща плотской мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ, 568).

Зависть пресекать в сердце, чтобы не укрепилась

Берегись убо зависти и ЗЛОБЫ, как смертоносных язвы душевных, и вначале как только востают в сердце, пресекай их мечем глагола Божия, и помощью Иисуса. Аще бо не пресечеши, укрепятся и поразят тя, и вринут душу твою в беднейшее состояние (5:136).

Для победы над завистью всячески возгревать любовь

Поучаться в любви ближняго: тако зависть упадать будет. Ибо «любы не завидит», глаголет Апостол (1 Кор. 13,4). И хотя в сердце и будет ударять пагубная сия стрела, но духом любве действию ея станет противиться и побуждать себе и нехотящаго к благодарению Богу, что ближний в благополучии находятся: тако бо всякое зло внутреннее исцеляется и, якоже клин клином, как говорят, изгоняется. Нудить бо себе должны мы ко всякому добру, и не что злое сердце хощет, но чего вера и совесть христианская требует, делать: «нуждницы бо восхищают царствие небесное» (Мф. 11, 12). Тако противимся злобе и мщению, роптанию и хулению и прочиим страстям; и нудимся к терпению и прочему благочестию. Что сначала не без трудности, но после с помощью Божиею удобно будет (2:176) (также 2:332, см. ЛЮБОВЬ, 485) (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 816).

Зависть нашу да истребляет любовь Его (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Для победы над завистью победить гордость

Гордость, от которой зависть, как сказано, раждается, должно с помощью Божиею отложить, и тако, без злаго корня и злаго плода не будет. «Зависть, глаголет Августин, есть дщерь гордости: умертви матерь, и дщерь ея погибнет» (2:176).

Чтобы отложить зависть, рассуждать, что все в мире временно, и истинное блаженство в вечности

Думать и без сомнения держать, что в мире сем нет ничего великаго и удивления достойнаго, и нет истиннаго блаженства, кроме вечнаго и небеснаго. А когда в сем мнении находиться будем, то и зависть ослабеет и недействительна будет. Ибо зависть раждается от благополучия ближняго: но когда благополучия временнаго, то есть, чести, богатства и прочаго за благополучие истинное поставлять не будем, то и завидовать в том не будем. Аще убо, земная презревши, будешь искать небесная: ни в чести, ни в славе, ни в похвале, ни в богатстве, ни в благородии не будешь завидовать, ибо несравненно лучших желаешь. Князь и вельможа не завидит похвале сапожника, портного, столяра и прочиих мастеров, понеже далеко лучшую имеет; так и временному, подлому, и так сказать, мнимому не завидит, кто постоянного и истинного, вечнаго блаженства ищет. Хощеши ли убо от мучительной сей не снедаться и не вредиться язвы? вменяй временная вся так ничто, и так не будет она в тебе иметь места (2:176—177).

Просить Бога об исцелении

Зависть и злоба — великие в души человеческия язвы, как видем мы: от зависти гнев, от гнева злоба, от злобы убийство последует, как видим на Каине. Сего ради и трудитися и молитися Иисусу дотоле должно нам, доколь язвы сея на душах не исцелит. Хощет Он исцелить их, но хощет, чтобы мы и немощи наши объявили Ему, и просили, и искали того у Него. Потщимся убо пещися о исцелении душ наших, и помолимся прилежно и неотступно Врачу душ — Иисусу, да исцелит немощи наши (5:128).

Следовать за Христом — значит отречься от зависти (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).

Великие ПОДВИГИ не помогут, если не воздерживаться от зависти

Всячески убо тщися храниться от зависти и ЗЛОБЫ, да не обладает сердцем твоим. Многие воздерживаются от пищи и пития, и не ядят мяса и рыбы, но от зависти и злобы ни мало воздержатися не хотят; и какая из того польза, что тело не употребляет того, что не запрещено, но душа снедается тем, что под смертною казнью запрещено. «Всяк бо ненавидяй брата своего человекоубийца есть; и весте, яко всяк человекоубийца, не имать живота вечнаго, в себе пребывающа» (1 Ин. 3, 15), — глаголет Апостол (5:136).

Всех озлобляющих БЛАГОЧЕСТИВЫХ постигает суд Божий

Суд Божий постигает всех тех, которые благочестивых озлобляют и гонят! Души благочестивыя, как овцы, смиренны, кротки и безоружны, но Бог за них стоит и защищает их, и своевольных и нечестивых смиряет. Откуду видим, что дивныя Божии судьбы их постигают; и тамо падают в ров, где не чают; и тую яму приуготовляют себе, которую ради благочестивых ископывают. Тако Авессалом, сын Давидов, искал святого своего отца убить, и царством Израилевым завладеть; но вместо того, погибель себе сыскал. Аман уготовил было виселицу неповинному Мардохею; но на той виселице сам повешен, которую Мардохею уготовал. Фараон, царь Египетский, гнал в след Израиля, и хотел паки мучительством своим озлобить его: но дознал на себе праведный суд Божий, и в море со всем воинством своим потонул. Подобный суд Божий и ныне постигает всех своевольных, которые озлобляют и гонят благочестивых (4:242).

См. о зависти: вторая глава, четвертой статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:174—176).

Зависть и вражда. См. «Плоть и дух» (1:132—133).

ЗАКОН

Творец закона — Бог (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334).

Закон Божий — что есть

Под именем закона Божия разумеются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что делать, как-то: «уклонися зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15) (2:7).

Закон Божий есть в Библии, слове Божием (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ, 890).

Закон Божий дан в раю, затем Моисею Евангелие принес Христос

Закон Божий, хотя прародителям нашим АДАМУ и ЕВЕ в РАИ дан, и написан был на СЕРДЦАХ их, но потом МОИСЕЮ святому на горе Синайской, на двух скрижалях от Бога написанный, предан, и чрез него всем людям объявлен, якоже о том пишется в книге Исхода (Исх. 32 и 34). ЕВАНГЕЛИЕ же ХРИСТОС Сын Божий от недр Отца Своего небеснаго на землю принесл и проповедал (2:7).

Закон на сердцах прародителей написан был, а писанный был дан Моисеем (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон был вложен в душу при творении, затем на двух скрижалех.

Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, которым он мог все, что до должности его касается, знать и по тому поступать. Он по тому закону мог знать, в чем его состояла должность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом тот закон сей попортился, что едва малые следы его остались. Откуду воспоследовало, что люди вместо добра, зло избирали и тьмою неведения помрачены, пороки вместо добродетелей почитали. Чего ради милосердый Творец наш, по своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалех, которыя чрез Моисея, вернаго Своего раба, предал избранному Своему народу — Израилю, а по нем и всем народам и языкам (1:84—85).

Закон и ПРОРОКИ были посланы для исправления человека

Послан был к нему с небесе Божий «Закон»: но той обличал его только, и язвы его ему показывал, а не исцелял; смертию ему грозил, а не помогал. Посланы были «Пророки»: но и тии ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный: лежал ураненный, уязвленный, умученный, обезчещенный, обруганный от разбойника диавола! лежал «еле жив» (Лк. 10, 30—32) (4:136).

Закон естественный есть внутреннее управление совести в человеке (3:211, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 373).

Закон дан всем и всех призывает к послушанию (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334).

Закон был дан, чтобы человека оправдать и спасти (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Слова, дела и помышления, согласные с законом, есть добродетель, а несогласные — грех и порок

Закон Божий, в десяти заповедях содержащийся, есть правило жития христианскаго. СЛОВО, ДЕЛО и ПОМЫШЛЕНИЕ, закону Божию согласное, есть ДОБРОДЕТЕЛЬ; но всякое дело, слово и помышление, закону Божию противное, есть ПОРОК и ГРЕХ. Сего ради необходимо нужно знать его всем христианам и по правилу того жить (5:176).

Закон учит, что делать и от чего отвращаться (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон Божий ведет человека к жизни непорочной (3:223, см. СОВЕСТЬ, 958).

Закон дан неисправным, чтобы в покаяние пришли

Проповедуется неисправным, чтобы им устрашившеся и очувствовавшеся, в покаяние пришли. Тако Предтеча святый, хотя привести людей к покаянию, и тако приуготовати сердца их к восприятию веры евангельския, проповедал: «уже и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф. 3,10) (3:427) (также 3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).
Закон нужен для грешников, чтобы удерживать их от греха (3:427, см. СВОБОДА, 827).

Закон проповедывать, чтобы бесстрашные пришли в страх (3:13, см. ПРОПОВЕДЬ, 769).

Закон и СОВЕСТЬ совместно обличают в человеке грех

Как бо закон Божий написанный, так и естественный сей закон, хотя в грешнике и потемненный, всегда обличает грех и суд Божий грешнику означает. Закон бо Божий и совесть во едино сходятся и что закон Божий на хартии глаголет, тое совесть внутрь. Закон Божий глаголет: «не укради», тоежде и совесть твоя тебе глаголет. Откуду бывает, что и самые великие беззаконники ищут сокровеннаго места к творению беззаконных дел. Никто бо не хощет явно грешити, и содеянный грех всячески утаевает. Сие же не отъинуды, как от совести происходит, которая обличает грешника, что он худо делает, и СТЫД в нем соделывает (2:130) (также 5:191, см. СОВЕСТЬ, 958) (5:152, см. СОВЕСТЬ, 957) (5:214, см. СОВЕСТЬ, 956).

Закон показывает грех (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон Божий когда сияет, как свеча, в душе, тогда добро от зла различимо

Когда свеща в храмине светит, или свет дневной просвещает, тогда все видишь ясно, и едино от другаго распознаешь, что вредно и что не вредно. Подобно бывает и тому, которому светильник закона Божия всегда сияет, и умныя его просвещает очи, якоже глаголет Псаломник: «светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118, 105). Когда сия божественная свеща всегда сияет пред нами, и просвещает нас день и нощь, всегда как во дни ходити будем, и добро от зла, пользу от вреда, и добродетель от порока распознавать, и тако ходяща, с помощью Божиею, не повредимся. Сие увещавает тебе, христианине, «во дни и в нощи поучатися в законе Господни» (Пс. 1, 2), «и в сердце своем скрывать словеса Божия, яко да не согрешити Ему» (Пс. 118, 11) (2:40).

Закон прославлял исполняющих и проклинал нарушающих

Дан был нам закон Божий, в котором вечная правда изображена. Тот должно было нам или совершенно исполнить, тако праведными пред Богом быть, и живот вечный получить, по Писанию: «сотворивый та» (в законе написанная) «человек жив будет в них» (Гал. 3, 12); или неисполнившим под клятвою закона быть, по реченному: «проклят всяк человек, иже, не пребудет во всех словесех закона сего, еже творити я» (Втор. 27, 26; Гал. 3, 10) (3:220).

Закон никто совершенно не мог исполнить

Закона Божия, который должно совершенно исполнить, никто совершенно исполнить не могл, и не может, праотеческим грехом ко всякому злу приклоняемый и влекомый, — которое зло чувствуют во удесех своих и самые отрожденные (Рим. 7, 18—24). Откуду и самые святые, сим злом пореваемые и подстрекаемые, в тяжкие грехи падали и падают, якоже в священной и церковной истории читаем. А сии падежи показуют тое, что всякий ЧЕЛОВЕК все ГРЕХИ может делать, когда БЛАГОДАТЬ Божия не укрепит его и не поможет ему. Отсюду научись, христианине, познавать немощь твою, бедность и окаянство твое духовное (3:135).

Хотя человек не могл того делать, что закон ему повелевал; но правда Божия своего требовала от него; требовала того, что он должен Создателю и Богу своему, то есть, совершеннаго послушания и почитания; и тако определила, дабы человек или весь закон Божий исполнил и благословение Божие получил, или неисполнивший лишился Божия благословения и КЛЯТВОЮ поражен был. Правда Божия нарушиться не может, но требует неотменно законнопреступнику наказанным быть, ибо правды свойство есть всякому должное отдавать. Не сыскался человек, который бы закон Божий совершенно исполнил: «вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3, 23). Не учинил никто того, чего правда Божия требовала, и всяк обличался от закона, яко преступник и непокоривый. Следственно и остался всяк по определению Божией правды под клятвою, и подпал вечному осуждению и смерти (3:220) (также 5:10, см. КЛЯТВА, 432).

Через закон познается немощь (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

Закон учит, что делать и от чего отвращаться, но помощи к действию не подает (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон показывает немощь человеческую, но от греха не освобождает

Дан был от Бога закон, чтобы зло сие воспятить, и человека, в вечную погибель идущаго, удержать; но он только немощь человеческую показывал, а не врачевал; обличал, а не помогал; ГРЕХ показывал, но греха не отнимал; казнью угрожал, но от казни не освобождал. Сего ради святое Божие слово заключило, что вси согрешиша и лишены суть славы Божией и тако весь мир учинился повинен Богови (Рим. 3, 23 и 19). А оттуду следовала всему миру казнь вечная, по строгости правды Божией (3:134—135) (также 3:220, см. ГРЕХ, 242).

Закон не мог никого оправдать, ибо никто не мог его совершенно исполнить (3:9, см. ЗАКОН, 386).

Познание своей греховности происходит из закона (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

Закон приводит ко Христу и любви

Проповедуется и благочестивым истинным христианам, дабы по правилу его исправляли житие свое, дабы на него, как зерцало, взирая, познавали немощь естества своего и очищали верою во Христа Сына Божия, и тако бы ветхаго человека совлекалися и облекалися в новаго, успевали в любви Божией и ближняго, что есть конец закона. «Конец бо завещания есть: любы от чиста сердца и совести благия и веры нелицемерныя» (1 Тим. 1, 5) (3:427).

ЗАКОН хотя и ради того дан был, чтобы оправдать человека, как сказано выше, однакож не мог человека оправдать, не от себе, но от немощи человеческой; яко никто не мог его совершенно исполнить, якоже писано есть: «вси согрешиша и лишени суть славы Божия» (Рим. 3, 23); — и тако с оправданием своим отступил от нас. «С оправданием», глаголю; ибо, что надлежит до творения его, то и ныне его творить должны христиане, ему повиноваться, по правилу и учению его житие свое провождать. Иначе, кто не хощет по правилу его жить, клятвы и осуждения, в законе объявленых, не избежит. А когда закон с оправданием от нас отстал: «яко не оправдится от дел закона всяка плоть» (Гал. 2, 16), яко не могли его исполнить, тем самым отсылает нас к Евангелию и, яко немощных, поручает Христу, в Евангелии проповедуемому, Который «туне, без дел закона, ОПРАВДАЕТ и спасает верующих в Него» (Рим. 3, 24—28). В сем, кажется, разуме Апостол написал: «закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся» (Гал. 3, 24). Ибо кроме того что научает, что делать и чего не делать, и тако от грехов тщится отвести нас, — как бы за руку вземши, ведет ко Христу нас, яко неисправных и НЕМОЩНЫХ; яко чему учит нас, того не делаем, и тако обличает нас и осуждает, а не оправдает; устрашает, а не утешает; немощь нашу нам показует, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другаго посредствия, чрез которое бы избавиться нам от окаянства нашего. В такой совести тесноте убеждаемся к милостивому Божиему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, во Евангелии откровенному и проповедуемому, прибегать, Который не сотворивших закона, но верующих в Него «туне оправдает» и всего исправляет бедствия и окаянства, якоже Сам глаголет: «аще Сын вы свободит воистину свободни будете» (Ин. 8, 36), — да тако от закона оправдатися не могучи, «от веры оправдимся» (Гал. 3, 24). Ибо Христос осуждение закона, которому мы, яко грешники и преступники закона, подлежали, на Себе взял, да нам благословение подаст: «и грехи наши Сам вознесе на теле Своем на древо» (1 Пет. 2, 24), да нам правду свою верою, якоже Апостол написал: «Бог неведевшаго греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем» (2 Кор. 5, 21).

Исполнение закона — в освобождении от СТРАСТЕЙ

Обрежем и мы сердца наша от негодных похотей и страстей, да тако закон Божий исполним (5:88).

И ныне христиане должны жить по его правилам (3:9, см. ЗАКОН, 386).

Христос обретается в тех сердцах, которые поучаются в законе Его (5:92, см. СЕРДЦЕ, 841).

Христианин должен поучаться в законе Божием (5:98, см. ПОКАЯНИЕ, 719).

Необходимо изучать и исполнять закон Божий (5:214, см. СОВЕСТЬ, 956).

Грехи познаются от поучения закона Божия (5:97, см. ГРЕХИ, 259).

Хотящему истинно каяться необходимо вникнуть в закон (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

От познания закона Божия сердце печально сокрушается (5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060).

Нужно страшиться грешить и Божий закон нарушать (5:10, см. КЛЯТВА, 432).

Невозможное дело:
принять Царя, а закон его нет

Не приемля ига Его, и самаго Его не приемлет. Надобно бо приемлющим Его за Царя своего и главу свою подклонить благому игу Его. Невозможное дело есть быть подданным царю, и закона его не приимать и не покоряться ему; подданный бо царю ради того подданный нарицается, что власти его и закону подлежит и покоряется: тако и Царю небесному — Христу тии только поддаются и приемлют Его, яко своего Царя, которые приемлют иго Его, и верно работают Ему. Прочие же хотя и нарицают Его Царем своим, но не приемлют ига Его, и не покоряются Ему, не приемлют Его за Царя своего (3:352).

Нарушающий закон Божий не верит в Бога (5:22, см. ГРЕШНИК, 242).

Бог видит закон Свой от человека нарушаемый и терпит (5:66, см. БОГ, 77).

Христианин, нарушающий закон Божий, оскорбляет Бога, его усыновившего (4:33, см. ХРИСТИАНИН, 1106).

Закон Божий кто нарушает, тот собирает себе гнев Божий (2:13, см. СЛОВО БОЖИЕ, 926).

Нарушением закона бесчестится имя Божие

Безчестится и хулится имя Божие преступлением святаго закона Его и житием беззаконным, якоже Апостол глаголет: «преступлением закона Бога безчествуеши», — и из Пророка приводит: «имя Божие вами хулится во языцех» (Рим. 2, 23 и 24; Ис. 52, 5). Сие от Апостола глаголется о Иудеях, которые закон Божий, врученный им, содержали и им хвалилися, но закон Божий преступали и разоряли. Разумеется оно и о христианах, которые вместо Иудеев, Христа неприявших, вступили, людьми Божиими учинилися, и закон Божий, который Иудеи содержали, взяли, и хранить его, вступая в христианское общество, обещалися; но самым делом исполнять его не хотят и не тщатся, но паче безстрашно его нарушают. Сего ради, как Иудеями тогда, так и ныне христианами беззаконными великое «имя Божие хулится во языцех». Якоже бо добродетельное христиан житие к познанию и прославлению имени Божия, как выше сказано, тако беззаконное к отвращению и хулению того людям подает случай. Смотря бо язычники на беззаконное христиан житие, и примечая свое лучшее и сходнейшее разуму, нежели их (ибо нет таких беззаконий, хищений, лихоимания, грабления, насилия, лжи, лукавства, хитрости, насмешек язвительных, нечистоты, пиянства и прочаго безчиния. В честных язычниках, которые естественным только законом управляются, как в христианах, именем христианским, как волках овчею кожею покрытых и законом Божиим написанным хвалящихся), — на сия, глаголю, смотря отвращаются от христианской веры, и Бога, Творца христианскаго закона, оставляют, и тако в нечестии своем утверждаются и вечно погибают. Горе таковым христианам! суд Божий жесточайшим им следует, нежели язычникам. Не поможет им ничего имени Христова нарицание: «Господи, Господи!», услышат от Христа: «не вем вас» (Мф. 7, 21—23; Лк. 13, 25—28; Мф. 24, 11—12), как себе ни ласкают и утешают злую свою совесть (3:81).

ЗАПОВЕДЬ

Заповеди, что они есть (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ, 383).

Заповеди изображают волю Божию (2:276, см. ЛЮБОВЬ, 463).

Отвергнув сатанинское иго греха, следует взять легкое Христово иго Его заповедей

Работает Христу, кто, отвергше тяжкое сатанинское иго, грехами обремененное, носит благое иго Христово, по словеси Его: «возмите иго Мое на себе» (Мф. 11, 29). Благое иго Христово значит заповеди Его святыя и легкия, яко «заповеди Его тяжки не суть» (1 Ин. 5, 3). Что легчае, как любить, как выше сказано? Он заповедает нам друг друга любить: «се заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17). А от любви все добрыя дела, как от источника ручьи, проистекут; любовь бо есть «корень добрых дел» (1 Кор. 13, 1—8 и 13). Аще убо кто истинную христианскую любовь имеет, сей носит иго Христово и заповеди Его исполняет, и тако Ему работает (3:174).

Помни о Боге, помнить и о Его заповедях

Когда убо говоришь, христианине, о Боге, «как мне Бога забыть»: то не забывай и ЗАПОВЕДЕЙ Его святых, но имей их всегда пред собою, яко заповеди Божия, и помни творити их всегда. Когда сие будешь творить, то подлинно и Самаго Бога не будешь забывать. Иначе хотя на всяку минуту имя Божие поминаешь, а о заповедях Божиих небрежешь, то забываешь Бога благодетеля своего, и тако Ему неблагодарным показуешися. Память бо твоя о Нем только на устах и языке: а в сердце нет ея, но забвение (4:390).

Почитать Бога нужно через исполнение Его заповедей (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 107).

Христианин тот, кто исполняет заповеди Божии (5:15, см. ВЕРА, 140) (4:22, см. ХРИСТИАНИН, 1105).

Тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает (5:59, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 100).

Кто заповеди Божии исполняет, тот Богу живет (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА, 367).

Исполняя заповеди, христианин приносит себе пользу, а не Богу (4:23, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Со ВНИМАНИЕМ наблюдать, исполняются ли заповеди

Бог, говорю, толикий любитель твой и благодетель, хощет и велит, чтобы ты любил ближняго твоего, т. е. всякаго человека, якоже себе любишь: удовлетворяеши ли убо святому хотению толикаго любителя твоего и Благодетеля? угождаеши ли святой воли Его? показуеши ли усердное послушание Ему? любиши ли любимаго Богом ближняго твоего? не делаеши ли ему того, чего себе не хощешь? подаеши ли ему в нуждах его руку помощи, чего себе хощешь? «Осмотрись!» (4:187—188).

Необходимо знать заповеди и исполнять их (5:280, см. СЛОВО БОЖИЕ, 923).

Тот исполняет заповеди, кто имеет послушание Богу (3:68, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 471).

От послушания последует соблюдение заповедей Божиих (3:189, см. ПОСЛУШАНИЕ, 748).

Заповеди евангельские исполняет тот, у кого есть вера Евангелию (1:69, см. СЛОВО БОЖИЕ, 923).

Кто исполняет заповеди, у того истинная любовь (1:69, см. ЛЮБОВЬ, 955) (3:162, см. ЛЮБОВЬ, 471).

Исполнение заповедей Божиих должно исходить от любви к Нему (4:275, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 461).

Без соблюдения заповедей послушания и благодарности Богу не бывает (3:252, см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 34).

Молиться Богу, чтобы научил творити заповеди

Псалом 118-й весь научает нас, како подобает усердно просить нам Бога, чтобы Сам наставил нас на путь заповедей Своих, и отверзл ум разумети чудеса от закона Своего (3:117).

Прародители нарушением заповеди потеряли свободу и стали рабами диавола (3:169, см. СВОБОДА, 824).

Человек нарушил заповедь и был изгнан из рая (1:22, см. ЧЕЛОВЕК, 1167).

Нарушение заповедей прогневляет Бога

Человеку-христианину едино только несчастье, едина беда сия есть, по словеси святаго Златоустаго, Бога прогневать. Ибо христианину как едино только зло есть — душевное зло: так едино только несчастье, которое от гнева Божия последует: гнев же Божий преступление заповедей его святых соделовает. У царя земнаго во гневе находящийся телесное только несчастие претерпевают, то есть, или казнь смертную, или ссылку, или отъятие имений, или лишение чести, или на теле наказание, или иное какое; а несчастие то душе безвредное, паче же и полезное бывает, ибо человек тем может очувствоваться, и так спасение получить вечное (1:34).

Нарушающий заповеди есть должник пред Богом

Всяк человек, когда заповедь Божию разоряет и согрешает пред Богом, в долг пред Богом впадает, и Ему должником делается; и чем более заповедей Божиих разоряет, и Создателю своему согрешает, тем большее бремя долгов собирает и величеству Божию должнейшим делается. Откуду ГРЕХИ человеческие долги пред Богом называются, а грешники должники, якоже читаем в молитве Господней: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12) (4:86).

Неисполняющие заповеди отвращаются от Бога

Бог на всяком месте есть, и потому, где ни ходим, пред лицем Его ходим. Но люди, когда не слушают Божиих повелений и беззаконнуют, — отвращаются от Него, и как бы, вместо лица, хребет Ему обращают, якоже глаголет Бог о беззаконниках, «обратиша хребет ко Мне, а не лице» (Иер. 32, 33); и во Псалмах читаем: «не предложиша Бога пред собою» (Пс. 53, 5); и паки: «не предложиша Тебе, Боже, пред собою» (Пс. 85, 14), что не иное значит, как сердце от Бога отвратившееся, Бога не слушающее, не почитающее и презирающее. Как бо, хотя кого почтить, обращаемся к нему лицем, а отвращением лица непочтение и презрение ему показуем: так, отвращаяся от послушания к Богу, великое Ему непочтение и презрение являем, хотя того и не примечаем, ослепленнии; тако бо, вместо лица, хребет Ему обращаем (2:58).

Неисполнение заповедей есть проявление неблагодарности (3:252, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ, 598).

Неисполняющий заповеди есть ГЛУХОЙ

Имеет тело слух: имеет и ДУША свой слух. Не всякое тело имеет отверстый слух; не всякая и душа. Бог душе глаголет: «не убий, не укради, не прелюбодействуй, уклонися от зла и сотвори благо», и проч. И которая душа отверстый слух свой имеет, слышит и слушает Бога глаголющаго и творит, что повелевает Бог. Не возможно бо душе, воистину не возможно не послушать Бога и не творить, что Он повелевает, аще уши свои отверстыя имеет. Царя земнаго и низшую власть слушает человек и творит, что велит: Бога ли не послушает душа глаголющаго, когда отверстый слух имеет? Ей! со всяким усердием и сладостию послушает и возглаголет ему: «готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 107, 2)... Отверстый слух имели вси тии, которым сказано от Христа: «грядите по Мне; и по Нем идоша» (Мф. 4, 19—22). Отверстый слух души и всяк тот имеет, кто со усердием тщится заповеди Божии исполнять. Не напрасно Христос Господь глаголет во Евангелии: «имеяй уши слышати, да слышит» (4:66—67).

...Кто заповеди Его святыя презирает, и не тщится должнаго Ему показывати ПОСЛУШАНИЯ. Кто сия делает, тот унижает Бога (5:132).

Христианин, не живя по заповедям, является противником Христа (2:71, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Грешник отвергает заповеди Божии (5:337, см. ГРЕШНИК, 465).

Кто нерадит о заповедях, в том нет любви Божией (5:234, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 477).

Заповеди, слышанные и нарушенные ожесточенным христианином, будут обличать его (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 927).

Нарушающий заповеди отрицается от Бога

Бог, Который глаголет мне и тебе: Аз есмь Господь Бог твой, и повелевает иных богов не имети: «да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх. 20, 2—3), — тойжде Бог повелевает и в следующих заповедях. Следственно как первую заповедь разоряя, грешим пред Богом, так и прочия не соблюдая, равно грешим; и как тогда, когда оставляя Его, к иным богам обращаемся, отрекаемся ВЕРЫ и Бога, так и другия следующия заповеди разоряя, отрицаемся веры и Бога, хотя не устами, но делом и непослушанием. Едино бо есть словом или делом отрицаться. Ибо и вера должна быть в сердце, и вне делами себе оказывать; которой сердечной вере устное исповедание последует и объявляет оную, как сердечную всякую мысль слово произносимое, по писанному: сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10). И потому отвержение, словом или делом бываемое, равно есть отвержение. Отвергается бо и самого повелевающаго, кто отвергается его повеления; и хотя языком не дерзает произносити: не знаю и не слушаю тебе, но сердцем непокоривым и преслушливым и самым делом показует тое (3:191).

Христу противится не только тот, кто отрицается от Него, но и не исполняющий Его заповеди

Не токмо бо тот противится Христу, кто учения Его не приемлет и не признает Его за Христа, Спасителя миру: но и тот, кто воли Его и заповедей Его не исполняет, и противно учению Его святому живет, не делает того, что Христос повелевает. Всяк таковый — противник есть Христу, хотя и имя Его исповедует, и глаголет Ему: «Господи, Господи!» Каковым отвещает Он: «Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» (Лк. 6, 46)... Кто убо есть «противу Христа»? Тот, кто противу воли Его, мысли и хотения делает. Всяк убо христианин беззаконный, миру сему прилепившийся, и в нем все свое утешение полагающий, есть противник Христу; ибо, как от грехов, так и от любви мира сего учением Своим и делом отводит нас Христос (1:195).

ЗАСЛУГИ

Где нет истинного покаяния, там заслуги Христовы места не имеют и поэтому нет отпущения грехов (3:110, см. ПОКАЯНИЕ, 727).

ЗВАНИЕ
(см. ХРИСТИАНИН)

Христианское звание и его хранение, см. третья глава, пятой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:213—217).

ЗЛО

Искаженный первородным грехом человек часто вместо добра зло избирает (3:134 см. ГРЕХ, 229).

От зла рождается зло

Яко же бо от зла змиина семене, которое излиял в сердце прародителей наших (и в плотском рождении вси мы с темже рождаемся ядом), злые плоды происходят — сребролюбие, славолюбие, самолюбие, любосластие и тем последующее бедствие, клятва и вечное осуждение, когда человек вновь не отродится свыше (2:63).

Люди злу научаются друг от друга (3:212, см. СПАСЕНИЕ, 980).

Мир преисполнен зла (3:154, см. МИР, 522).

Зло, как язва, заражает одного от другого

Един судья заразился мздоимством, и столько-то тысящей собрал себе от беззаконнаго того дела: слышит то другий, третий, и прочие, и замышляют в себе тоежде беззаконное дело; он-де столько и столько собрал себе, — соберу и я; и собирает. И тако переходит лютое сие зло от единаго к другому, и от того к другим и ко всем. Видим, как заразилося бедное наше отечество лютою сею язвою? (4:162).

В человеческом сердце кроется всякое зло (5:30, см. ПОКАЯНИЕ, 708).

Душа, не просвещенная светом Христа, не разделяет добра от зла, в то время как просвещенная душа познает зло (4:9, см. ДУША, 314) (2:23, см. БЛАГОДАТЬ, 35).

Творящий зло убегает от света

Всяк, кто добро творит, не убегает света и не ищет тьмы: не боится бо обличения, яко права дела его. Но кто зло творит, убегает от света и ищет тьмы: темныя бо дела во тьме совершаются. Блудник, вор, хищник и всяк законопреступник тьмы и сокровеннаго места ищет. О бедный человек! где ни сокрывайся, во тьме, или под землею, или в пустыне, или между стенами: от Бога и домашняго твоего свидетеля и обличителя — совести нигде сокрыться не можешь (4:380).

Зло порождено бесстрашием (2:257, см. БЕССТРАШИЕ, 14).

Враг уклоняющегося от зла паки старается ввергнуть (2:260, см. ВРАГ, 197) (5:264, см. ВРАГ, 196) (3:313, см. ВРАГ, 199).

Демоны помыслами борют человека и ко злу приводят (4:52, см. ПОМЫШЛЕНИЯ, 742).

Зло глубоко в сердце скрыто и открывается при ИСКУШЕНИЯХ

Зло сие тем более опаснейшее есть, что глубоко в человеке сокровенно есть; и от тех только познается, которые со всяким прилежанием разсматривают внутреннее свое состояние, и в различных находятся искушениях. Так сильно уязвил и заразил нас ВРАГ наш, человече, что никакой силе невозможно было исцелити нас (4:136—137).

Зло отбегает, где есть страх Божий (2:17, см. СТРАХ БОЖИЙ, 997).

Никто зло не любит и всяк от того бежит (5:81, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 199).

От зла уклоняться должны ради Бога (5:69, см. ХРИСТИАНИН, 1111).

Удаление от злых. «Плоть и дух» (1:143—144).

Удаление от зла. Глава первая, заключения четвертой статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:209—210).

ЗЛОБА

Злоба есть болезнь души (5:123, см. ДУША, 328).

Злоба происходит от САМОЛЮБИЯ

Злоба происходит от безмерного самолюбия. Самолюбец бо во всем своея корысти всяким образом ищет, в славе, чести и прочем. А когда видит в чем-нибудь желанию своему препятствие, крайне о том смущается, печалится и гневается на того, кто ему препятствует; почему и тщится гнев свой в действие произвести. Злоба бо не иное что, как желание мщения (1:131) (также 2:178, см. ГНЕВ, 218).

Злоба рождается от зависти или ОБИДЫ

Злоба рождается или от зависти, как-то Каин на Авеля, брата своего, имел злобу, которого благополучию завидя, злобился на него и убил его (Быт. 4, 8), или от обиды соделанныя человеку. Тако люди гневаются и злобятся на обидевших их, и хотят им зло за злое воздать, и тако обиду свою отмстить (5:229) (также 5:136, см. ЗАВИСТЬ, 381). Злоба — подруга зависти (3:129).

Злоба есть утвердившийся ГНЕВ

Злоба есть закоснелый и застарелый гнев. Гнев, когда вскоре не укротится, обращается в злобу. Откуда Апостол увещает нас и научает в самом начале и вскоре гнев отлагать: «солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу» (Еф. 4, 26) (5:229).

Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается и питается в сердце (2:178, см. ГНЕВ, 218).

Злоба есть исчадие злобного духа — диавола (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 380).

Диавол возбуждает в человеке злобу (4:53, см. БРАНЬ, 121).

Злоба есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257).

Злоба — злой плод злого семени диавола (3:18, см. ВЕРА, 138).

Злоба — суть стрела врага нашего (2:25, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Злоба — похоть мерзкого тирана (2:30, см. ДУША, 331).

Злоба — от плотского рождения (3:57, см. БРАНЬ, 116) (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 568).

Воздающие злом за благодеяния хуже бессмысленных скотов

Которые благодетелям своим злодеяние за благодеяние воздают, и вместо благодарности, которую им должны воздавать, имя их ядовитым языком терзают и самих их попрать и погубить умышляют, и самых безразумных скотов кажется хуждшии. Ибо скот познает господина своего питающаго, служит и работает ему, пес ласкается пред кормителем своим, охраняет и в случае защищает его, сохраняет стадо овчее от находящих зверей; неблагодарные же сея должности не показуют своим благодетелям, и для того в сей части безумнейшии суть от скотов (2:368).

Злоба затворяет двери милосердия

Разбойникам, убийцам, блудникам, мытарям и всяким грешникам кающимся отворяются двери Божия милосердия, а злобным заключаются: ибо нет в них истиннаго покаяния, без котораго к престолу благодати приступу нет. Злоба бо есть великий грех, который ими обладает и покаяние их недействительным делает. Понеже покаяние не есть истинное, но притворное, ложное, и не иное что, как прельщение, или паче умягчение грызущия совести, когда от греха кающийся чистосердечно отстать не хощет (2:361).

Злоба и ГНЕВ открывают вход в ДУШУ ДИАВОЛУ

А отсюда видим, что дает тот место диаволу, кто гнев и злобу на ближняго своего держит. Уже таковым диавол, яко дух злобы, возобладал, и водит его, как пленника своего (5:229).

У злобного угасла вера (4:165, см. ВЕРА, 151).

Злоба изгоняет веру из сердца человека (3:139, см. ЖИЗНЬ ПОРОЧНАЯ, 361).

Злоба препятствует молитве (2:328, см. МОЛИТВА, 552).

Злоба заключает двери к молитве (3:104, см. МОЛИТВА, 556).

Злоба проявляется в ненависти, гонении, клевете

Ненавистию и гонением другов того, на кого злоба питается в сердце. Злоба бо, когда не может повредить тому, на кого злобится, гнать и озлобить тщится приятелей и любителей его. Тако сатана, злобясь на Христа и ненавидя Его, гонит и озлобляет христиан, рабов Его, любящих Его и от Него любимых. Сему злому и злобному духу последуют люди, и по подобию его злобу совершают. Злословием и клеветою. Отсюду-то бывает, что так многии неповинно тяжкия хулы и клеветы страждут, котораго зла как церковныя, так и светския истории преисполнены. Да и в нынешнем веке многии на себе тоежде злобы действие и богомерзкие ея плоды дознают (2:178).

Злоба производит клевету. Злобный оклеветанием и злословием славу ближнего терзает (1:135, см. ОСУЖДЕНИЕ И КЛЕВЕТА, 629).

Злоба решается на убийство, клевету

Злоба различно совершается. Отъятием здравия, как-то делают тии люди, которые, злобясь на ближняго своего, дают ему яд, и тако здравие его повреждают, от чего человек почти непрестанно мучится, живет и умирает. Сие есть действие злобы и пагубный плод ея. Отъятием живота, как-то Каин убил брата своего Авеля, злословием и клеветою. Злобный человек, хотячи ближнему своему отметить, и не имея чим ему повредить, вымышляет порок на него, и так ложный злый слух проносит о нем, или из малаго великое делает и зная сучец, называет бревном. От сего то бывает, что многие люди ложныя клеветы и поношения терпят. Всего причиною злоба есть (5:229).

Злоба приводит к преступлению

Злоба различным образом совершается: отъятием живота, на кого зло бывает. Тако Каин, завистию и злобою подстрекаем, возстал на неповиннаго Авеля и умертвил единоутробнаго брата своего (Быт. 4, 8). Биением, отравою, отъятием здравия, имений, повреждением скотов и прочаго (2:178).

Злоба замышляет вред сделать различными способами

Понеже у злобных людей яд злобы сокровен в сердце, и различныя хитрости тайным образом соплетают на того, на кого злобятся, и то тем, то другим, то третьим образом злобу свою совершить умышляют; и потому уберещися их невозможно. Благочестивой душе едино остается убежище — молитва святая, терпение, непоколебимое упование на Промыслителя Бога, пред Которым ничто не сокровенно, Который всем воздает по делом (2:180).

От злобных людей уберещися никак невозможно, ибо они многия различныя и тайные хитрости соплетают на того, на кого злобятся, и то тем, то другим, то третьим способом исполнить злое свое намерение покушаются. Едино убежище есть МОЛИТВА святая и НАДЕЖДА на Божий Промысл, который всем по делом воздает в свое время (1:132).

Как проявляется злоба

Отъятием живота у того, на кого злоба бывает; отъятием здравия; злословием и клеветою. Злобствующий бо, не имея чим отмстить обиду свою, вымышляет порок какой на ближняго, и так ложный злый слух проносит о нем, хотя тем имя его честное помрачить, или из малаго великое делает и прибавляет. От сего-то часто и бывает, что многии напрасно терпят так злыя клеветы и поношения (1:131).

Желая гибели ближнего, человек становится хуже демона

Ты своею погибелию ближняго погибели ищешь, и потому не со Христом, но противу Христа еси, Который и тебе и ближнему твоему спастися хощет так, что и кровь Свою за то излиял, а тем самым показуешь, что единомудрствуешь с тем злобным духом, который тебе и ближняго твоего и всех людей всяким образом хощет привлещи в погибель. И, как кажется, горше делаешь, нежели демон. Ибо демон на демона не возстает, но вси они на единаго человека вооружаются и погубити ищут: а ты на подобнаго себе человека возстаешь, и брата твоего погубити хощешь, который тогожде Творца и Господа признает, как и ты; тогожде отца по плоти Адама имеет, и как ты, тогожде естества есть, как и ты; от тогожде Искупителя Христа искуплен от диавола и ада, как и ты; тоюжде банею крещения омовен, как и ты; к томужде вечному животу позван, как и ты; — однакож во огни гнева твоего кричишь: я сам погибну, а его доступлю! (2:179).

Злоба приносит много вреда

Когда в начале не пресечется, великия беды делает, не иначе как огнь усилившийся многие домы поядает. Таковая вещь есть злоба, что ежели кто оной в самом начале не пресечет, то она безмерно умножается, не иначе как огнь, сухие материалы нашедший, глаголет Златоуст (5:229).

Злоба, как смола, прилипчива и нечувствительно в добрые нравы входит и заражает их (2:209, см. СОБЛАЗН, 954).

Злобные погубляют общество

Ежели бы вси друг другу мстили, общество бы стоять не могло, ибо вси бы друг друга погубили. От взаимной бо вражды следует взаимная злоба и мщение, а от мщения взаимная пагуба, как то на брани бывает. «Аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете», глаголет Апостол (Гал. 5, 15). И тако злобные вредят и погубляют общество: кроткие же пользуют и сохраняют своим терпением (2:362).

Кто за Христом идет, того злоба мира сего преследует (4:13, см. ХРИСТИАНИН, 1082).

Злоба в сердце, как смертоносная язва (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 382).

Злоба доводит до слепоты духовной, так как человек хвалится сделанным злом

Иные до такой злобы доходят, что исполнивши злобу и хвалятся: «вот-де я дал ему; пусть он мене знает». К таким людям вышеписанный псалом приличествует: «что хвалишися во злобе, сильне?» и проч. (1:132).

Злоба так помрачает человека, что он начинает хвалиться беззаконием

Многие такою злобою напоенное имеют сердце, что, исполнивши ее, и хвалятся. Великое безумие хвалиться тем, о чем должно жалеть! Ближнему своему вред сделали; закон Божий, святый и вечный, нарушили; Бога, Вседержителя великаго и страшнаго прогневали; себе сатане записали, и вечному мучению подвергли: и делом сим беззаконным хвалятся!.. Так злоба помрачает око душевное, что бедный человек явной своей пагубы не видит (2:178).

Злобные, совершивше злобу, часто тем хвалятся: вот я-де ему дал; пусть он мене знает. Таковым людям приличествует псаломническое слово: «что хвалишися во злобе, сильне?» (Пс. 51, 3). Сей есть запах гнусный и мерзкий злобы: радоватися и хвалитися о повреждении и погибели других (5:229).

Злоба в такое состояние приводит человека, что он готов погубить себя

Многие от злобы в такое безумие и ослепление приходят, что сами себе погубить лучше изволяют, нежели мщение оставить. Я-де сам погибну, а его доступлю!.. Что молвишь и яришься, ослепленная и бедная тварь? Сам себе хочешь погубить, чтобы брат твой погибл, за котораго Христос, Сын Божий, умер? Осмотрись, какой и чей дух в тебе сие действует? не того ли, который сам погибл, и прародителей наших, а с ними и нас погубил? Он всегда злобою дышет на погибель нашу. Христос хочет и тебе и его спасти: а ты хочешь и себе и его погубить (2:179).

Злобный мучится от своей страсти

Нет ничего тягчае, как работать СТРАСТЯМ. «Злобный» сколько мучится внутренним своим мучителем, которым обладаем бывает, то есть, гневом, сколько изобретает способов отмстить и обиду обидою наградить: знают таковые сами, и свидетельствуют судебныя места (3:430).

Премерзкий и смеха достойный грех есть злоба. Прочие грехи или корысть некую, или сладость согрешающему соделовают. Вор крадет, да душу свою насытит, блудник блудодействует, да плоти своей угодит: злобный без всего того злобится. Он грешит и мучится; беззаконнует и снедается; отмщевает, и отмщение терпит. Тако злобному самая злоба его есть наказание и биение. Ежели бы возможно было посмотреть в сердце злобнаго человека, то не иное что явилося бы тамо, как адское мучение. Откуда бывает, что люди злобные темнеют и изсыхают; злоба бо яко яд снедает плоть их (5:229).

Злобный, часто замышляя другим повредить, себя губит

Часто бывает, что злобные хотячи других повредить, сами себе прежде вредят. Тот яд, который другим готовят, сами снедают; тем мечем, который на других обнажают, себе умерщвляют, и меч их входит в сердца их; и в тот ров, который другим искапывают, сами впадают. И сие то есть, что Псаломник поет: «ров изры и ископа, и впадет в яму, юже содела» (Пс. 7, 16). «Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет». И Господь глаголет: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2) (5:230).

Желающие мстить, сами погибают

Оскорбления сделанного не возвратить, а мстить не малого труда требует, да и то может быть не удастся. Ибо часто бывает, что хотящий мстить не токмо желаемого не получают, но и в большия беды впадают, и в которую яму ближняго хотят вринуть, в тую сами нечаянно падают. Тако Аман на том древе сам погибл, которое неповинному Мардохею приготовлено было (Есф. 7, 10) (2:362).

Кто злобится на ближнего своего, тот отстал от Христа (5:198, см. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА, 882).

Никакие подвиги не спасут злобного от муки

Многие в среду и в пяток ничего не ядят; но от злобы и на едину минуту попоститься не хотят: за что Бог вечною мукою претит. Так великое и страшное зло — злоба! так бедственно пленяет сердце и ослепляет ум злоба!.. Ничто бо человека не губит так, как злоба. Хотя бы какия ни имел добродетели, однакож все погубляет злоба. Да и тое бывает, что в ров, который ближнему изрывают злобные, сами нечаянно впадают, и прежде времени сами себе погибель снискивают (2:180).

Злобу отсекать словом Божиим

Противу злобы и ПАМЯТОЗЛОБИЯ помнить Христово слово: «оставите, и оставится вам; не оставляете вы, не оставится и вам» (Мф. 6, 14 и 15) (4:328).

Злоба есть зловоние в душе. Изгонять СМИРЕНИЕМ

Душа человеческая есть как храмина, которая до падения праотеческого была исполнена благолепием и добронравием, как благовонными ароматами, и была жилищем Святого Духа; но по падении вошла в нее злоба, как злосмрадная воня, и исполнила ее... Как же можем зловоние из души нашей выгнать, — как аще не противным тому благоуханием? Противное бо противным прогоняется: так тьма светом, холод зноем и проч. прогоняется. От падения Адамова вошла злоба и злонравие в души наши. Господь пришел на землю и показал нам образ святого Своего добронравия и благостыни, показал образ смирения, терпения, кротости, любве и прочиих святейших нравов, в божественном Его сердце бывающих; и, как орел птенцов своих учит летать, так Он верных научил в мире сем жити (2:113—114).

Злоба бо не иным чим, как только терпением, побеждается (2:297).

Злоба наша да изгоняется кротостью Его (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Злоба отсутствует у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569).

Кого Христос любит, тому злоба мира сего не вредит (4:13, см. ХРИСТИАНИН, 1083).

Следовать за Христом — значит отречься от злобы (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).

Злоба. См. «Плоть и дух» (1:130—132).

ЗЛОНРАВИЕ

Злонравие не может быть вместе с духовной мудростью (2:18, см. МУДРОСТЬ, 571).

Злонравие часто скрывается красноречием (2:18, см. МУДРОСТЬ, 571).

ЗЛОПОМНЕНИЕ

Злопомнение есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

ЗЛОРЕЧИЕ

Злоречие есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Христианин, терпящий злословие, находится на пути ко спасению (3:310, см. КЛЕВЕТА и ЗЛОСЛОВИЕ, 424).

Злоречие обратить не на ближнего, но на себя

Кто злоречивым языком имени ближняго касался, и так славу его терзал, тому надобно язык свой привязать, и не попущать более, как только на славословие Божие, на пользу и созидание ближняго. Буде же кто в злоречии так привык, что не может от него отстать, то я ему здравый совет даю такой: пусть он обратит язык свой на себе, сыщет он у себе, что судит, что порочит, и что злословит; пусть представит сам себе грехи своя, которые от самого младенчества содеял, и за тем сам себе хощет поносить. Пусть обратит злоречие свое на глаза, которые чужды пороки смотрели, и тем к осуждению приводили, и прочиих грехов виновными были; пусть на уши, что скверные песни, клеветы на ближняго слушали. Пусть злословит язык свой, что праздное и мерзкое слово болтал, что ближняго осуждал, порочил, злословил, честь терзал; пусть злословит руки, что чуждое имение грабили: а во-первых волю свою окаянную и необузданную пусть укоряет, что она всех зол виновна бывает. Ибо сие только едино злословие ему полезно будет, а ближняго да не дерзает осуждать (1:36).

ЗНАНИЕ

Знание истины Христовой без живой веры не приносит пользы

Слышать только Христа, в мир пришедшаго, а не иметь в Него истинныя и живыя ВЕРЫ, ничего не пользует. Ибо многие и язычники слышат, что Христос в мир пришел и чудеса сотворил, но не веруют; паче же и самый диавол со злыми аггелами своими знает о том, и святаго имени Его трепещет, но сие знание их ничего не пользует. Тако и христианам знание Христова в мир пришествия не пользует, которые не имеют в сердце живыя в Него веры. А чтобы живую во Христа иметь ВЕРУ, должно всякому познать и признать душевную свою бедность и окаянство (3:134).

Не всякое знание полезно (3:206, см. ЧТЕНИЕ, 1175).