ЯЗЫК

Христианин язык свой должен направлять к славословию Бога (3:85—86, см. ПОДВИГ, 685).

Беречься от всего гнилого, ибо и Бога славим
и св. Тайны принимаем этими же устами

Помнить Христиане должны, что они святое и страшное имя Божие призывают, поют и хвалят: како убо имя Божие «великое и святое» призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, буесловием, кощунством, клятвою, хулением, злословием и прочиим смрадом? И тое им помнить должно, что причащаются пречистаго Тела и Крове Христовыя: како убо приимут во уста тую «Святыню», — во уста, глаголю, которыя гнилыми и смрадными словами оскверняют? Внимай сему прилежно, необузданный язык, да неосужденно имя Божие призовешь, и Святых Таин причастишися (3:246).

Внимательно следить,
чтобы не употреблять язык в грех

Так много зол язык необузданный делает! Сего ради должно христианам весьма тщаться в том, чтобы его хранить в ограде своей, и не попускать ему свободно исходить, якоже глаголет Апостол: «аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера» (Иак. 1, 26). И Христос судом грозит необузданному языку: «всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36). Аще за слово праздное, кольми паче за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, поносительное, воздадут ответ. Сего ради так сильно слово Божие увещавает нас к хранению языка: «да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гневе» (Иак. 1, 19). «Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» (Пс. 33, 13—14; 1 Пет. 3, 10 и на проч. местах) (3:246).

Всяким образом тщиться хранить язык, и многих грехов избежишь (4:163, см. ОСУЖДЕНИЕ, 634).

Воздерживаться от греха языком

От празднословия, смеху, осуждения и оклеветания берегись. Все сие грешно, и на гнев Бога подвизает: у Бога же во гневе быть страшно и тяжко. Сего ради без нужды не говори, но люби молчание (1:106).

Враг использует наш язык против нас

Оружие свое противу нас в нас самих находят враги сии, и нашими нас орудиями борют... Ум наш, язык, очи, уши... орудиями неправды тщатся учинить (3:441).

Язык необузданный подобен пожару

О необузданный язык! сколько ты миру делаешь зла? Как ветр пожар по всему граду или селу, тако необузданный язык всякое зло по всему государству и по всему миру разносит. Един клеветник узнал, и вси уже знают; един сказал, и вси говорят. О! воистинну лучше сто крат пасть ногами, нежели языком. Малый уд язык, но великая и многая зла делает; двоякою оградою загражден, т.е., зубами и губами, но весьма удобно вырывается и выскакивает (4:163).

Более всего человек грешит языком

«Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140, 3). Никаким членам телесным не согрешает так человек, как языком; а наипаче во время скорби и напасти весьма трудно его удержать. Чего ради должно от Бога помощи просить, чтобы помогл нам управлять его, и тое только глаголати, что полезно, а о том молчать, что вредно (3:117).

Ничим так не грешит человек, как языком, когда его не управляет по надлежащему. Язык клянет человеки, бывшие по подобию Божию; язык злословит отца и матерь; язык научает убийству; язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, татьбе, хищении, неправде всякой; язык лжет, льстит, обманывает; язык празднословит, буесловит, кощунствует, сквернословит; язык виноватых в суде оправдает и правых обвиняет... Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; от языка не избыл Сам Господь наш, Спаситель мира, Который «греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его», язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; словом, ничего язык не оставляет, но на все отрыгает яд, который крыется в сердце человеческом (2:123).

Христиане должны «язык» свой «хранить», яко ничем так не грешит человек, как языком необузданным. Святый Апостол Иаков, описуя необузданность и от того вред языка человеческого, глаголет: «язык мал уд есть, и вельми хвалится: се мал огнь, и коль велики вещи сожигает. И язык огнь, лепота неправды... Языка же никтоже может от человек укротити; неудержимо бо зло, исполнь яда смертоносна. Тем благословляем Бога и Отца: и тем клянем человеки, бывшия по подобию Божию» (Иак. 3, 5—9). Так страшно есть зло — язык, когда прилежно не хранится! (3:245—246).

Язык бывает причиной войн и кровопролитий

Язык единому монарху на другаго клевещет: от чего вражды, ссоры, брани, кровопролития происходят; столько тысящ неповинных людей падает; столько вдов и сирот плачущихся остается; столько государств, градов, сел запустевают; столько денежной суммы и всякаго иждивения напрасно пропадает (2:123—124).

Язык является причиной церковных нестроений

Язык разсевает ереси, расколы, соблазны, и от того много ЦЕРКВИ святой вреда, людям пагубы, церковным правителям безпокойствия и труда делается, как дело самое показует (2:124).

Язык есть источник КЛЕВЕТЫ

Язык клеветою наполняет уши царей, князей и прочиих власть имеющих, от чего много неповинных погибает. Язык такожде отягчает судебныя места коварными и безсовестными клеветами, от чего присутствующим и служителям канцелярским безполезныя безпокойствия и затруднения. Язык, касаяся злословием властей, приводит их в подозрение, от чего им бывает презрение, непослушание от подвластных, а в них самих безстрашие, своевольство; в обществе замешательство и всякое нестроение (2:124).

Следить, чтобы не вредить человеку, клевеща и осуждая языком (4:143, см. БРАНЬ, 128).

Налагать пост на язык от клеветы (4:182—183, см. ПОСТ, 754).

Язык укротить без помощи Божией невозможно

Когда язык, по разуму не управляемый, толико грехов и бед виновен бывает, — должно нам тщаться его обуздовать. Но тщание без помощи Божией мало что может, «ибо неудержимо зло», глаголет Апостол. И хотя две ограды — зубы, то есть и губы — имеет, однакож прорывается. Сердце бо человеческое, как сосуд преисполненный, все, что не вмещается, вон извергает, и так «от избытка сердца уста глаголют», по словеси Господню (Лк. 6, 45). Сего ради со Псаломником должно смиренно молитися всемогущему Богу: «положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140, 3), чтобы как сердце исправил, так и язык — орудие сердца — направил, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять (2:124—125).

Язык не начнет злословить, если душа не захочет (2:10, см. ГРЕХ, 261).

Язык человеческий. Вторая глава, второй статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:123—125).

ЯРИЛО

Ярило есть изображение диавольское

Сами вы разсудите: какой се праздник есть?! Собираться на пустое место в великом множестве, упиваться безчувственно, производить пляски, игры безчинныя, возносить кличи и вопли богомерзкие, друг с другом сквернословиться, браниться, ссориться, друг с другом биться, друг друга ранить, друг друга окровавлять, и прочия сим подобная делать, которых слух души целомудренныя не может стерпеть! Не диавольское ли сие есть изобретение, который, как «лев рыкая», всегда «ходит, некий кого поглотити»? (1 Пет. 5, 8). Не князя ли века сего прелесть сия есть, которою помрачает душевныя бедных людей глаза, чтобы им не увидеть света истины Христовы? (2 Кор. 4, 4). Я вам точно говорю и засвидетельствую, что праздник сей есть праздник бесовский, и точно смердит идолобесием (1:94).

Ярило есть жертва бесу

И так праздник сей есть бесовский праздник. А где праздник бесовский, тамо приносится бесу жертва, тамо бес почитается; а где бес почитается, тамо честь Христова повреждается, тамо «имя Божие хулится». Такое-то от христиан Христу благодарение!? Такое за неизреченныя Его благодеяния воздаяние!? (1:95).

Беззакония
во время этого языческого праздника

Увидел, что множество мужей и жен, старых и младых, и малых детей из всего города на то место собралося; между сим множеством народа иных увидел почти безчувственно пияных; между иными ссоры, между иными драки увидел; иных раненых, иных окровавленных усмотрел; приметил и плясания жен пияных с скверными песнями; а посреде всего сего беззаконнаго безумных людей торжества стоит кабак в палатке, от которого беспрестанно выносят вино и друг друга подчуют и упиваются; неподалеку от того продаются и всякия снедныя вещи (1:93).

Увещание об уничтожении празднества Ярило (1:93—99).

ЯРОСТЬ

Ярость от плотского рождения (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Бороться с яростью, не покоряться остальным (4:143, см. БРАНЬ, 129).