УБИЙСТВО

Убийство есть яд, душу умерщвляющий (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Убийство вольное — грех, вопиющий к Богу об отмщении (1:3, см. ГРЕХ, 247).

Убийца идет в ров погибели (4:100, см. ГРЕХ, 264).

Учители, если не воспитывают детей по-христиански, являются убийцами (2:210, см. РОДИТЕЛИ, 799).

УДЫ

Уды (члены) — оружие правды и неправды (2:10, см. ГРЕХИ, 268).

УЕДИНЕНИЕ

Убегать не от людей, а от греха

Некоторый святый слышал глас: «бежи от человек, да спасешися». Да звенит сей глас и нам. Однакож, убегая от человеков, не ради человеков, но ради греха убегать должны мы. Грех должно нам ненавидеть, а не «человеков», а их любить должно, и не ненавидеть, но молиться за них (5:372).

Уединение не обязательно в пустыне

«Неужели-де всем христианам итить в пустыню и от людей удаляться?» — Нет, о том зде речи нет. Пустыня тебе буди дом твой, какой Бог тебе дал ради упокоения твоего. Не возбраняю и в пустыню итить, когда хощешь. Лучше бо в пустыни со зверьми жить, нежели в граде и селе с развращенными людьми. А когда с людьми хощешь быть, то таких ищи, которых слова и дела и поступки показуют христианския сердца; и не токмо от них не удаляйся, но часто обходися с ними. Тако бо не токмо в доме твоем, но и в беседе их день от дня приобретать будешь духовную пользу. А каковою пищею в беседе благочестивых насытишися, тую в доме в сок и кровь обращать размышлением тщися, и такое все тебе во благое будет поспешествовать: уединение и собрание, безмолвие и беседа будет тебе созидать. А от таких собраний, на которых пиршества, пиянства, кличи, танцы, смехи, личины безобразныя, оперы и маскарады, ныне в обычай вшедшие, игры и песни непотребныя, переговоры о чужих пороках, согласия безсовестныя, такожде разговоры о вотчинах, землях, судах, серебре, злате, украшении суетном и проч., — берегись, да не иным, как вышел, в дом возвратишися. Помни и разсуждай, что Апостол написал: «тлят обычаи благи беседы злы» (1 Кор. 15, 33) (3:327).

Уединение помогает глубину СЕРДЦА исследовать

Учит испытовать тое, и мерзость в нем крыющуюся познавать, и тою гнушаться. Сие наипаче бывает, когда уединяемся во дни или в нощи, и в глубину сердца нашего проникаем и разсматриваем, какие от него замыслы, начинания и намерения родятся, и к чему клонятся (2:112).

Уединение дает представление о предметах

В доме и уединении пребывающий свободен бывает от случаев тех, которые в собраниях и беседах находящихся ко греху приводят. Дом бо и стены соблазна подать не могут; ухо не слышит и око не видит зла, тако человек от иных не приемлет, и сам никому не подает соблазна, но всему тому противное может быть. Тамо может быть разсмотрение совести, которая, как книга записная, представит тебе прешедшаго жития твоего грехи, представит суд Божий на грехи, и геенну, грешникам уготованную; от чего последует истинное покаяние и сердечное сокрушение. Тамо бывает праведное и верное о мирских и тленных вещах, богатстве, чести, славе и сласти разсуждение, которое покажет тебе всю тую утеху, как сонное видение вмале являющееся и исчезающее (3:324).

Уединение сохраняет от соблазнов

Откуда читаем в истории церковной, что святии от сожития с нечестивыми удалялися; многие в пустынях изволяли жить, нежели во градех и селех, дабы соблазном дел и слов беззаконных не повредиться. Сего ради весь свет удивляется праведному Лоту, что между беззаконными Содомлянами живучи, «цел сохранился» (Быт., гл. 19). Но святому мужу не малое было мучение видеть и слышать толикая беззакония нечестивых людей: «видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше» (2 Пет. 2, 8). Мир сей есть Содом беззаконный и нечистый, и миролюбцы суть подобны Содомлянам. Аще убо не хощешь душу свою повредить и с сими Содомлянами погибнуть, христианине, бегай общения и дружества их, как огня, или как моровой язвы (3:324).

Уединение научает МОЛИТВЕ

Уединение научает истинной молитве. Идеже бо разсуждение о вечности, тамо не может не быть истинная молитва, которая не в словах единых, но в сердечном, горячем и из глубины происходящем воздыхании бывает. Ибо помышляющему о вечности невозможно не воздыхать и не сокрушаться сердцем. Блаженная бо вечность восхищает размышляющего сердце, но неблагополучная устрашает и ужасает. Тая влечет к себе нас: сие отвращает самым пониманием. Отсюда востает воздыхание к Богу, у Котораго в руке смерть и живот наш, — и истинное желание к избавлению от горькой, и к получению радостной вечности (3:325).

Уединение открывает тайны Божии

В уединении открыется книга, в которой увидит верная душа Создателя своего, и познает всемогущество Его, Который все из ничего создал, и все создание силою Своею содержит и сохраняет; благость Его и премудрость, в создании и правлении показанную; увидит отеческую Его любовь к роду человеческому, которую в возстановлении падшаго и обновления обветшавшаго его чрез Единороднаго Сына Своего показал. В сей тишине представится верной душе святый, милостивый и отеческий Его о всех промысл, и благодарно воспоет с пророком Промыслителю: «очи всех на Тя, Боже, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении; отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения» (Пс. 145, 15)... В сем безмолвии можешь увидеть Сына Божия, явившагося на земле во плоти и от места на место переходящаго, проповедующаго слово Божие, открывающаго тайну Евангелия Своего, показующаго путь истины, призывающаго грешники на покаяние, проповедующаго царствие небесное, знамения и чудеса творящаго... Увидишь яко Судию, седящаго на престоле славы Своея, и праведный суд творящаго. Увидишь одесную Его верных Его, яко овец, послушавших гласа Его, и яко чад Божиих, одеждою нетленною одеянных, и яко светила сияющих, ублажаемых и любезно призываемых от Него в наследие вечнаго и небеснаго царствия, — ошуюю грешников, яко козлищ, отлученных от стада благословенных Его овец (3:325—326).

В сем богоугодном субботствии и сладком покое можешь обратить ум твой к началу времен и веков и древним родам, и умным оком видети дивная дела Божия, и верою с удивлением зрети: како Бог из ничего небо и землю, и исполнения их, так чудныя дела сотворил, и сотворил словом: «рече, и быша; повеле, и создашася» (Пс. 148, 5); како после человека особенным советом сотворил от земли, и Божественным Своим образом и подобием Его почтил, в рай сладостей ввел, заповедь ему дал, прельщеннаго советом змииным и преслушавшего Господа своего из рая выгнал, но без утешения, по благости и милосердию Своему, не оставил его; како в малом ковчеге праведнаго Ноя с домом его, со всякими скотами, зверями, птицами и прочиими животными, посреде ужасных вод всемирнаго потопа сохранил: во Египет ввел, и тамо умножившихся и озлобленных милостию Своею посетил и озлобивших показнил; извел из работы тоя людей Своих, отворил им путь посреде моря, и врагов их во глубине, яко во гробе, заключил; како провел их пустынею непроходимою, подал им манну с небеси, и хлебом ангельским напитал их... От сей земли обетованной, в которой временно упокоилися люди Божии, можеши умом и верою взыти к стране живых, где вечно кроткие живут, благоугождают пред Господем и сладко упокоеваются (3:326).

Уединение более всего способствует БОГООБЩЕНИЮ

Однакож нигде удобнее не ищется Бог, как во уединении и покое. В народе молва и соблазны, которые препятствие полагают боголюбивой душе; во уединении тишина и мир; тут очи не видят и уши не слышат ничего, чем бы боголюбивая душа возмутиться могла. Откуда некоторый святый отец премудро говорил, когда его вопрошали другие: ради чего ты от нас убегаешь? Он отвещал: «не могу купно быть с Богом и человеками». Сего ради ищущему Бога должно держаться уединения; и когда нужду имеет изыти в народ, везде должно ВНИМАТЬ СЕБЕ, и пред душевными очами Бога везде присутствующаго предлагать, дабы в чем пред Ним не проступиться и Его не оскорбить (4:356).

Чем чище и спокойнее душа, тем более Бог открывается и познается

Чем менее с людьми, тем более с Богом беседовати будеши, и Бога тебе беседующаго, внутрь души твоея услышиши, и тако Его удобнее познаеши. Яко же бо в чистой и тихой воде удобнее солнце видится, нежели в возмущенной и волнующейся; тако вечное и духовное Солнце — Бог удобнее в тишине и покое верою и умным оком познается, нежели в беспокойствии и людской молве. От сего источника, как струи живыя проистекают христианския добродетели с помощью Святаго Духа (3:327).

УКРАШЕНИЕ

Одежда назначена для прикрытия, а не для украшения (2:158, см. ОДЕЖДА, 625).

Внешнее украшение от ослепленного ума происходит

О сем украшении зде полагается разсуждение потому, что тое от ослепленнаго ума происходит, и что тем ослепленный человек ищет себе славы и чести суетной от одежды, которая должна его гордость низлагать и к смирению приводить, как ниже покажется; а паче личное жен украшение без всякаго извинения есть ослепление ума и развращение плотскаго и нехристианского сердца (2:158).

Внешние украшения предпринимаются ради соблазна

Большая еще суета и срам христианству есть, что жены белилами, красками и мастьми лица своя намазуют. Ибо ради чего оне делают сию безделицу? Причины другой сыскать невозможно, как только чтобы людям показаться, или, что хуждшее того, понравиться, и в любовь войтить. В ложницах оне о сей безделице не пекутся; краски здравия не предают, разве только вредят. Едина причина сия есть, чтобы люди глаза свои на них обращали. Правда, обращают глаза свои люди, но многии с глазами и сердца обращают и от того око душевное весьма помрачают. Не малая юным и неутвержденным сердцам брань от прелести сей належит (2:159—160).

Внешнее украшение есть потеря ЦЕЛОМУДРИЯ

Выставляют на торг тое, что непродаемое есть, что хранить должно так, как зеницу ока. Ах, бедная тая христианыня, которая лице свое румянит, но душу свою помрачает; лице украшает, но души своея благообразие теряет, и, как чудовище, душею пред Богом и Ангелами Его святыми является! (2:160).

Украшение внешнее есть исправление дела Божия

Таковым лиц своих украшением, кроме того, что целомудрие потеряли, переправляют Божие дело, которое есть совершенное и не требует исправления, и потому противу Создателя своего, Который возраст тела и доброту лица всякому свою дарует, весьма грешат, и обиду Ему делают, подобно тому невежде, который образ, добре от живописца написанный, переправил бы, и тем живописца не мало бы обидел: тако и жены, переправляя лица своя, немалую обиду и досаждение делают Создателю своему. Приличнее христианыням умывать лица своя слезами, нежели раскрашивать белилами и красками (2:160).

Украшения внешние есть помощь диаволу в искушении

Не малая бо брань юному сердцу бывает от лица женска, кольми паче от таковаго лица, которое на прельщение мастями и красками украшается. Ибо диаволу нет лучшаго и удобнейшаго орудия к прельщению юных сердец и ловлению в сеть нечистоты, как лице женское, а паче искусно устроенное, и вонями и мастями намазанное. Таковое лице есть сильная стрела, которою он ударяет в юныя сердца и уязвляет многих. Сего ради женам, которыя чают на суд Христу предстать и о всем ответ отдать Ему, должно внимать Христову оному страшному слову: «горе человеку тому, имже соблазн приходит!» Единаго человека соблазнить страшно, яко всякий человек кровию Христовою искуплен: кольми паче многих, за которых кровь Христова излияна (2:162).

Украшение внешнее препятствует МОЛИТВЕ

Молитве же не такая, какую оне на себе имеют, утварь приличествует: а какая? Смирение, сокрушение сердечное, умиление, слезы, плач. Сими молитва утварьми украшается, и к престолу Божию восходит, и очесам Божиим благоприятна бывает, и желание свое получает. Тако молилися святыя жены: «Анна», матерь Самуила Пророка (1 Цар. 1), «Иудифь» (Иудифь. 9), «Есфирь» (Есф. 4, 17), и услышаны от Бога. Сим последовать должны жены, которыя имя Христово исповедуют, когда хотят с пользою душ своих входить в церковь и молитися. Оная же утварь, которая состоит из злата, белил, красок, мастей и прочиих материй, не ино что значит, как тщеславие, пышность, гордость мира сего, надмение, око лукаво, соблазн, разжжение и прочия страстныя плоти прихоти. С сими ли убо пред Богом являться? К Богу бо приходим, и пред Богом стоять хощем, когда приходим на молитву. Тако ли Бога умилостивлять должно? тако да смиряться пред Ним? Сие есть прелесть, а не молитва; гордость и пышность, а не смирение; умножение грехов, а не умаление; большее оскорбление и прогневание, а не умилостивление милосердаго Бога (2:160—161).

Украшение внешнее свидетельствует о нерадении о душе

Кто печется о телесном украшении, тому недосуг пещися о душевном. О чем бо занята у кого мысль, о том и тщится, того и ищет, в том и время проводит. «Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21). Самое сие украшение щегольское показует сердце, желающее суетныя чести и славы, что и закону Божию противно: «не любите мира, ни яже в мире» (1 Ин. 2, 15), и вере христианской не сходно, которая на вечную честь и славу взирает, и тоя ищет и ожидает; и званию христиан неприлично, которые к вечным и небесным позваны; и должности их противно, которые душу, а не тело украшать должны, и «горняя мудрствовать, а не земная» (Кол. 3, 2) (2:159).

Тело, которое вскоре в прах и землю обратится, украшать, а о душе бессмертной нерадетъ, великое есть безумие, как всякому сие видно. Невозможно бо тому не нерадеть о душе, который тело свое на показание и тщеславие украшает. Знак бо сердца миролюбительного, тщеславного и гордого таковое украшение, которое душу потемняет. Едина бо есть ДОБРОДЕТЕЛЬ — украшение души. Сею она, как утварию себе приличною, украшается; а оною, яко тщеславною и гордостною, помрачается (2:162).

Украшение телесное не имеет никакой пользы, а украшение души вводит в жизнь вечную

Что тебе в телесной красоте, которая ныне цветет, а утро увядает и в ничто обращается? Сего ради как хотящии внити в чертог земнаго царя, и пред лицем его явитися, и трапезы его приобщитися, очищают себе и убираются в лучшее и пристойнейшее одеяние, чтобы негнусными очесам царским показаться: тако наипаче хотящему внити в чертог небеснаго Царя, и светлейшему Его лицу предстати, и великой оной вечери приобщитися, должно очистить себе от скверны и порока: «не имать бо вонь внити всяко скверно» (Апок. 21, 27), — и достойною онаго чертога одеждою одеятися, дабы не услышать от Царя страшнаго гласа: «друже! како вшел еси семо, не имый одеяния брачна?» (Мф. 22, 12), — и с посрамлением не быть изверженным и вверженным во тьму кромешнюю, «иде будет плач и скрежет зубом» (Мф. 22,13) (2:164).

Украшение тела и пренебрежение души есть погибель и того и другого, а украшение души есть спасение и души и тела

Когда тело украшается, а душа пренебрегается, то и тело и душа погибнут. Понеже по общем воскресении, когда тело с душею совокупится, что душа, в небрежении пожившая, постраждет, тоежде и тело страдати будет, и обоя купно смертию безсмертною умирати будут.

Когда душа украшается, то и тело, с душею совокупившееся, в свое время красоту восприимет, «егда тленное сие», по свидетельству Апостола, «облечется в нетление, и смертное сие облечется в безсмертие» (1 Кор. 15, 54). Чим более душа украшается ныне, тем большия красоты сподобится и тело по воскресении. Тогда будет «слава», иным «как солнцу», иным «как луне», иным «как звездам» (1 Кор. 15, 41). Чим же более украшается тело ныне, а душа пренебрегается, тем большее тогда и на душе и на теле явится безобразие. Скаредность бо небрежливыя души и на теле тогда покажется, во обличение ея и в показание всем, что она в мире не по Бозе жила, но по своим прихотям ходила, и не Христу, но миру работала (2:163).

Украшение тела не прибавляет ему красоты, а украшение души делает ее прекраснейшей

Тело как ни украшается, красоты не прибавится ему: рябый, черный, морщливый, щедрявый, косоглазый и проч., как ни украшается, таков же и непременен пребывает: душа же, чим более удаляется от мира и мирских похотей, и чим более «совлекается ветхаго человека с деяньми его, и облекается в новаго человека» (Кол. 3, 9—10), тем краснейшая делается. Ибо тогда образ Божий, который есть божественное и неизреченное ея украшение, в ней, как очищаемом зерцале смотрящаго в тое, показуется. Ныне красота души не видна на теле, когда праведнии и грешнии един внешний вид имеют, хотя то и святыя души благообразие, и грешныя злообразие из дел и слов часто примечается, как от вкуса яблоко; но тогда, когда откроются сынове Божии и сынове мира сего, покажется благолепие ея, то есть души, образ Божий в себе имеющия (2:164).

Следует избегать суеты и пышности, а пристойность и аккуратность соблюдать

Зде охуждается щегольство, пышность, гордость житейская, суета и слепота развращеннаго сердца, а не пристойность; охуждается роскошь и самолюбие, которое о пользе ближняго небрежет и по большей части с обидою ближняго бывает, а не умеренность, которая в гражданстве и общем житии почти нужна; такожде излишнее попечение о смертном и тленном теле, а небрежение о безсмертной души охуждается. Ибо, которым сердцем овладела суета мира сего, в том нет попечения о души и вечном ея спасении (2:166).

Украшение души в чем состоит? (2:164, см. ДУША, 317).

Украшения. Четвертая глава, третьей статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:158—167).

Украшение женское. «Плоть и дух» (1:140—141).

УМ

Человек создан всегда к небесному отечеству ум свой возводить (5:37, см. ЧЕЛОВЕК, 1166).

Первородный грех ослепил душу человека и ум (3:134, см. ГРЕХ, 229).

Умом христианин должен стремиться к небу, т. к. он небесный гражданин (4:77, см. ХРИСТИАНИН, 1073).

Ум направлять к размышлению о Божиих делах (3:86, см. ПОДВИГ, 685).

Ум всегда и везде можем к Богу возводить (4:41, см. БОГ, 84).

Ум хранить от скверных помыслов (1:36, см. ПОКАЯНИЕ, 707).

Пост налагать на ум от суетных помышлений (4:182, см. ПОСТ, 754).

Очищение ума от помыслов суетных есть жертва, благоприятная Богу (3:85, см. ПОДВИГ, 685).

Покаяние состоит в перемене ума (4:145, см. ПОКАЯНИЕ, 709).

Ум не должен рассеиваться на молитве (4:40, см. МОЛИТВА, 551).

Книги христианские просвещают ум (4:139, см. ЧТЕНИЕ, 1173).

Враг наш ум хочет сделать орудием неправды и тем уязвить совесть и отнять победу (3:441, см. ВРАГ, 203).

УНЫНИЕ

Уныние есть искушение вражеское, возвращающее в мир

Когда скука находит и тоска, тогда наипаче поминай в 1-м пункте написанное, и падай на землю, и молись и воздыхай ко Господу. Сие бо есть искушение. Тако сатана хощет тебе к миру паки обратити. Смотри, крепись и не поддавайся, и говори так: хотя умру зде, но не отъиду. И поистине: лучше умереть, нежели на первое возвратиться: «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии небесном», глаголет Христос. И блажен не тот, кто начал, но кто скончал (1:225).

Более всего уныние тех людей борет, которые живут в уединении (1:247, см. УНЫНИЕ, 1058).

Уныние есть нерадение о душевном спасении (1:3, см. ГРЕХ, 246).

Уныние сатана наносит (1:105, см. ВРАГ, 196).

Уныние влагает враг, чтобы препятствовать молитве (4:40, см. МОЛИТВА, 551).

Уныние закрывает сердце, не дает ему принять слово Божие (2:56, см. СЕРДЦЕ, 852).

Бог ожидает от христианина подвига, а не уныния в искушении (4:13, см. ИСКУШЕНИЕ, 413).

Не поддаваться унынию, но сопротивляться

Когда унынию и скуке будешь поддаваться, то большее уныние еще на тебе востанет, и со стыдом выженет тебе из монастыря. А когда будешь противу его стоять, и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость; и всегда подвизающимся бывает переменно, то печаль, то радость. Как под небесем бывает то мрачно, то бурно, то ведрено; так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение как буря, то утешение и радость и как вёдро приятное; и как после погоды бывает нам приятное вёдро, так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение (1:231—232).

Не допускать уныния в борьбе с врагом (4:51, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 367).

Как отгонять уныние

Хотя всякому христианину, но паче в монастыре уединенному, находит скука, уныние, печаль и тоска. Того ради в таком случае должно обратиться к разсуждению о вечности, царствии небесном, муке вечной, и проч. Сие разсуждение всякое уныние и суету прогоняет. Такожде должно молиться, воздыхать и петь песни духовныя, и тако печаль и скуку победишь. Лучше бо зде временное все терпеть, и тамо во веки веселиться, нежели зде временно с миром гулять, и тамо во веки мучиться (1:231).

Из письма твоего вижу я, что на тебе напало УНЫНИЕ. Люта есть страсть сия, с которою христианам, хотящим СПАСТИСЯ, много бороться надобно. Она и тех людей борет, которые хлеб и прочее все готовое имеют, а наипаче тех, которые живут во УЕДИНЕНИИ. Советую убо тебе читать следующее: 1. Убеждать себе и нудить к МОЛИТВЕ и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди плетию гонят, и убеждают идти и бежать, так нам должно убеждать ко всякому себе делу, а наипаче к молитве. Таковый труд и тщание, видя Господь подаст охоту и усердие. — Делает охоту, и как бы влечет к молитве и всякому доброму делу и ПРИВЫЧКА. Приобучайся убо и привыкать, и самая привычка будет тебе влещи к молитве и всякому добру. 2. Усердие подаст переменность, то есть, когда тое и другое делать переменно. Делай убо и ты так: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу ПРОЧИТЫВАЙ, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении и о прочем, то есть молись и читай книгу, и делай рукоделие, и паки молись, и паки другое делай, и прочее. И когда уныние сильно берет, выйди вон из комнаты и проходясь разсуждай о Христе и прочем, и разсуждая возми ум к Богу, и молись. Так уныние проженется. 3. ПАМЯТЬ СМЕРТИ, нечаянно приходящая, память суда Христова и память вечныя муки и вечнаго блаженства отгоняет уныние. Разсуждай о них. 4. Молись и воздыхай ко Господу, чтобы Сам Он подал тебе усердие и охоту: без Него бо мы ко всякому делу неключимы. Когда по сим пунктам будешь поступать, верь мне, что мало-помалу охоту и усердие будешь иметь. Бог от нас требует труда и ПОДВИГА, а трудящимся обещался помогать. Трудися убо, да поможет тебе Господь. ПОМОГАЕТ Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим (1:247) (5:371, см. также МОНАХ, 564).

Постоянно заниматься делом и пройдет скука (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).

Часто Богу молиться, просить от Него помощи, трудиться, и ни малейшего времени не пропускать без дела какого-нибудь и так скука минет (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).

Человек уныл, а потому ему потребно утешение (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).

В унынии утешать себя, что Бог близ всем призывающим Его

Аще и глаголют тебе врази твои, диавол и слуги его: «где есть Бог твой?» беседуй к душе твоей, утешай ее с Давидом святым: «вскую прискорбна еси, душе моя?» и проч. Хотя и глаголется тебе в помыслах: «где есть Бог твой?», но ты отвещай: «близ Господь всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18) (3:116).

В скуке утешать себя тем, что смерть все прекратит и слава подвизающегося приимет вскоре (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).

УПОВАНИЕ

Упование сердечное в получении благодати составляет спасающую веру (3:12, см. ВЕРА, 133).

Вера имеет упование на милосердие Божие (3:15, см. ВЕРА, 148).

Вера имеет упование на помощь Божию (3:15, см. ВЕРА, 148).

УСЕРДИЕ

Прилагать всё усердие для спасения (5:157, см. СПАСЕНИЕ, 974).

Верующий человек тщится со всяким усердием жить достойно звания христианского (4:165, см. ВЕРА, 141).

Христианину нужно все тщание полагать в том, чтобы душу свою исправить (5:81, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 107).

Без усилий самого человека душу исправить невозможно (3:334, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 737).

Принуждать себя к добрым делам

От всякаго ГРЕХА берещися, и нудить себя ко всякому добру, хотя и не хощет СЕРДЦЕ. Таковое ТЩАНИЕ и усердие к добру видя Господь, будет делать милость со тщащимся, и день от дня в лучшее его исправлять. Немощный всего бережется, что лекарь ему ни запрещает, хотя желание его и поревает его к тому; — когда хощет исцелиться: тако и христианин всего уклоняться должен, что небесный Врач Христос запрещает, хотя и не хощет сердце; иначе исцелиться не может (4:134).

Без прилежной молитвы всякое усердие тщетно бывает (3:122, см. МОЛИТВА, 559).

Усердие рождается от испытания сердца (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ, 421).

От познания самого себя последует усердие об исправлении себя самого (4:134, см. САМОПОЗНАНИЕ, 817).

Необходимо иметь усердие в сердце к чтению слова Божия (5:280, см. СВЯЩ. ПИСАНИЕ, 891).

Усердие необходимо при чтении или слушании слова Божия (1:73, см. СЛОВО БОЖИЕ, 918).

Тщание к добру видит Господь (4:134, см. УСЕРДИЕ, 1059).

Видя усердие, Христос помогает человеку в духовной брани (4:51, см. БРАНЬ, 129) (2:24, см. ПРИСТРАСТИЕ, 766).

Без помощи Божией человек ничего не может (2:386, см. ПОДВИГ, 688).

Тщание человеческое без помощи Божией не приносит плода (3:230, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 1737) (2:12, см. СЛОВО БОЖИЕ, 913).

Помощь Божия подается делающим, а не лежащим

Однакож требуется и наше тщание к тому. Бог бо помогает труждающимся, а не лежащим, делающим, а не перестающим. Сего ради глаголет: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14). Надобно первее востати и начать делати, и тогда помощь преспеет. А которые оставляют сие благословенное тщание и труд, сами себе виноваты бывают, что попущают светильнику веры своея угасати (3:190—191).

Тщание будет клониться туда, где сокровище (2:25, см. ХРИСТИАНИН, 1085).

УТЕШЕНИЕ

Христос есть утешение для христиан (3:153, см. ХРИСТОС, 1154).

Утешение необходимо человеку, поскольку он слаб, дряхл и уныл (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).

Бог утешает нас в печалях (5:65, см. БОГ, 83).

Истинно обратившееся сердце не останется без утешения (4:87, см. ПОКАЯНИЕ, 712).

Утешение содевается в сердце благодатью (3:14, см. ВЕРА, 141).

Утешение в скорбях нужно искать в слове Божием (3:200, см. СЛОВО БОЖИЕ, 903).

Евангелие приносит утешение кающимся грешникам (4:179, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Чтобы утешение воспринять, необходимо почувствовать скорбь, печаль и страх суда

Истинная бо во Христа ВЕРА подает живое и действительное души утешение. А чтобы утешение воспринять, должно почувствовать скорбь, печаль и страх суда. Утешение бо — печальнаго утешение есть, и врачевство болящему подается, якоже глаголет Христос: «не требуют здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12) (3:134).

Утешение от ЕВАНГЕЛИЯ, но прежде необходимо ПОКАЯНИЕ

Евангелие бо значит радостную весть, то есть отпущение грехов, благодать, жизнь вечную, и царство небесное отворившееся, которое заключено было ради ГРЕХА, — которых благ никто не может сподобитися без истиннаго ПОКАЯНИЯ; надобно прежде переменить и сокрушить сердце печалию за грехи, и тогда в нем место будет евангельскому утешению. Како убо тем утешаться будет сердце, когда не сокрушится печалию. Утешение бо печальному утешение есть, а не веселящемуся. Покаемся убо, да и в нас Евангелие с своим утешением возъимеет место; переменим нас во благое, да благ, возвещаемых нам причастимся; сокрушим сердца наша за грехи, да Евангелие, аки пластырь живительный, восприяти удобни будем. От ЗАКОНА и ПОЗНАНИЯ ГРЕХА СЕРДЦЕ печалию, как млатом, сокрушается: но утешением, которое от Евангелия проистекает, исцеляется. Познаем убо от закона греха, и сокрушится сердце наше: сокрушенному сердцу приближится и ЕВАНГЕЛИЕ, благовествующее мир, благо- вествующее благая (5:104).

Утешение христианское в духовной радости

«Плоть-де требует утешения?» Не плоть, но похоть плоти ищет сластопитания; а натура плоти единаго требует подкрепления, которое подает не различная, но здоровая и умеренная пища. Христианское же утешение не в пищи и питии, но в духовной радости состоит. «Несть бо царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим. 14, 17). Требует и плоть своего утешения, как то в алчбе питания, в жажде напоения, в зное прохлаждения, в холоде согретия, по трудах упокоения, и прочая, и так должно и плоти угождать, но «не в похоти». Откуда и Апостол не просто угодия плоти творить не велит, но в похоти, «и плоти», — рече, — «угодия не творить в похоти» (Рим. 13, 14) (3:285—286).

Утешение всегда подается после искушения

По претерпенном искушении и скорби, бывает печальному утешение. Не оставляет бо Подвигоположник Иисус Своих без утешения, которым, как водою жаждущие, прохлаждаются, и новую силу к подвигу восприемлют (5:104).

Утешение от Святого Писания. Четырнадцатая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:435—439).

УЧЕНИЕ

Учение простирать во славу Божию и общую пользу (1:19, см. ПАСТЫРЬ, 667).

Учение ангельское в нерадивых не принесет плод (2:16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 903).

Учение без жизни доброй пользы не приносит

Учение без жития добраго не сильно и не пользует. Что бо пользует человеку учити, а самому не творити? А по словеси Христову: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном» (Мф. 5, 19). Чего ради должно от малых лет природному злонравию противиться, и тщиться его искоренять при помощи Божией, и к добродетели сей приобучать, — это делается повседневным в законе Божии поучением, и чрез искание в том успеха испытанием. За тщание во учении и житии добром награждения ожидать от Бога в будущем веке; и в сем веце ранги честные и почтение всякое учениями честными приобретаемо бывает (1:20).

Учение ложное не может пребывать твердо

Ложь и прелесть и суеверие непостоянно и нетвердо. Сколько язычники суеверие свое утверждать тщались, книги их показывают; но проповедию Апостольскою все тое обличилось, и как мгла от солнца исчезло, и как тьма от света прогналось. Каких мудрований ложных не вымышляли еретики, и слово истины к своей погибели развратить тщалися?! Но все их мудрование показалось быть ложное, и тщание суетное, и разсыпалось проповедниками истины. И от того познается, что все тое не твердо и не постоянно, есть вымысел человеческий, и хотя является несколько, и видится нечто, но скоро как мгла, как пар, как дым, как соние исчезает (5:259—260).

УШИ

Уши направлять к слышанию слова Божия (3:86, см. ПОДВИГ, 685).

Налагать пост на уши от скверных песней и клеветы (4:183, см. ПОСТ, 754).

Ухо не станет слушать непристойное, если душа не захочет (2:10, см. ГРЕХ, 260).

Отвращение ушей от клеветы есть жертва, благоприятная Богу (3:85, см. ПОДВИГ, 685).

Враг стремится сделать уши орудием неправды и тем совесть уязвить (3:441, см. ВРАГ, 203).