ТАИНСТВА

Что есть таинства и сколько?

Вопрос. Что есть Тайна?

Ответ. Тайна есть служение, которое под некиим видом зримым приносит в душу верного незримую БЛАГОДАТЬ Божию.

В. Колико есть тайн?

О. Седмь. 1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Покаяние. 4. Евхаристия. 5. Брак. 6. Священство. 7. Елеосвящение (1:1).

Состав Таинства?

В. Из чего состоит Тайна?

О. Из двоих вещей, без которых не может быть тайна. 1) Из материи, сие есть, из вещей, приличных тайне. 2) Из формы, сие есть, из совершения, или слов священнических, которыми совершают тайну (1:1).

Кем установлены таинства и зачем

Кто уставил тайны? Христос Господь устави, иныя Сам, иныя же чрез Апостолов. Чего ради устави Господь тайны? Во свидетельство любве Своея к нам, и во врачевство СПАСЕНИЯ нашего. Что действует тайна ко спасению человеческому? Изображает благодать Божия и печать Духа Святого в душе приемлющаго тайну (1:1).

Не могут ли повторяться таинства?

Могут ли тайны повторятися? Инии могут, а инии не могут повторятися. Которыя могут, а которыя не могут повторятися? Сии три не могут повторятися: 1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Священство. А последние четыре, сии есть: Покаяние, Евхаристия, Брак и Елеосвящение, могут повторятися.

Условия действительности таинства

Чего надобно смотрети во всякой тайне?

Четыре вещи: 1. Да будет священник правильно хиротонисанный. 2. Да будет подобающая и приличная вещь к хотящей совершатися тайне, напр. в Крещении вода, в Евхаристии хлеб и вино, в Елеосвящении елей, так и в прочиих им приличныя вещи. 3. Должен священник ведать, какими словесы совершается тайна; а притом должен имети крепкое намерение к совершению тайны, еже по чину церковному действовати и совершати тую силою Святаго Духа; а без такого намерения, или когда священник не ведает, какими словами тайна совершается, или когда в беспамятстве действует, без всякого намерения, никогда не совершает тайны, но яко неключимый раб вечно в погибель осуждается. 4. Хотящии прияти тайну да имут крепкое усердие и желание ко приятию (1:1—2).

Тайны Божии непостижимы, и кто стремится постичь их, тот впадает в заблуждение (4:13, см. БОГ, 92).

Не испытывай непонятное, да не в сеть диавольскую впадешь

О таинстве Пресвятыя Троицы, святейшия Евхаристии и о прочиих, такожде что не открыто в святом Божием слове, и что открыто, но понять не можешь, любопытно не испытывай, да не в сеть диавольскую впадеши, и в ней запутаешися и изъити из нея не можеши, и тако погибнешь: ибо что веры единой требует, и разум наш превосходит, тое испытывать очень опасно. Берегись убо испытывать того, что выше тебе. Веруй во всем так, как святая Церковь верует. Сей есть путь безопасный (5:157).

Таинство крещения постигается верою (4:32, см. КРЕЩЕНИЕ, 437).

Пастырь должен питать овец Христовых святыми Тайнами (4:45, см. ПАСТЫРЬ, 653).

ТВОРЕНИЕ

В сотворенном мире существует дивная гармония.

Приметить можете, что солнце просвещает луну, луна обращает свет свой на землю, звезда звезде помогает к просвещению, «день дневи отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» бытия и промышления Божественнаго? А сие между созданными тварьми от Самого Бога утвержденное соединение и союз не ясно ли доказывают и свидетельствуют, что одна вещь мира сего создана есть ради пользы другой вещи, а сия другая для третией, а третия для четвертой? (1:80).

Мир — вселенная свидетельствует о Творце (2:44, см. МИР — ВСЕЛЕННАЯ, 521).

Вся тварь показует Творца своего (5:60, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 101).

Всякое творение должно служить человеку, а не человек ему

Сребро, злато, древо, животное суть создание Божие, и как на пользу от Создателя устроенное; но мерзостию пред Богом бывает, и в погибель человеку обращается, не от себе, — «добра бо суть зело» создания Божия (Быт. 1, 31), — но от сердечнаго человеческаго произволения, яко человек тому, как Богу, сердце свое отдает и посвящает. Солнце, луна, звезды звери, скоты и всякое животное, такожде огнь, вода и прочая стихии, хлеб, вино и прочая к служению человеку создана, дабы, их употребляя, познавал Создателя и Ему благодарил и служил. Но ослепленный человек превратным образом делает: что должно ему служить, тому он служит, и что ему покоряться должно, тому он ДУШУ и СЕРДЦЕ свое покоряет. Всякая бо мерзость прежде внутрь в сердце человеческом начинается, и потом вне исходит и является (3:136).

ТЕЛО

Тело есть орудие души в делах или добрых, или злых (3:226, см. ДУША, 323).

Тело есть орудие души (5:81, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 107).

Тело — прах и пепел (2:29, см. ДУША, 311).

ТЕРПЕНИЕ

Что есть терпение

О! любезное видение и слышание терпения — пристанище обуреваемых, источник мира, крепость, дружество, забрало и хранилище добродетелей, венец благочестия, известное знамение веры, истинныя радости вина, плод смирения, покой совести, герб христианский, знамя Христовых воинов, печать избранных Божиих, путь к вечному животу, лестница к небеси, предтеча к вечной славе, победа на врагов, язва диаволу и аггелом его, миру поругание, торжество над самим собой, и проч. (2:301).

Терпение есть добродетель, во всяком страдании возлагающаяся на волю Божию и святый Его промысл (1:181; 2:289—290).

Человек должен почитать Бога терпением (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 106).

Терпение — знамение Христово, под которым верные Его рабы подвизаются (2:37, см. ПОДВИГ, 685).

Терпением нужно украшать душу (2:29, см. ДУША, 311).

Терпение — якорь, поверженный с надеждой в глубину Божия милосердия (2:297, см. СКОРБИ, 857).

Терпение — признак и плод духовной мудрости (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569) (2:19, см. МУДРОСТЬ, 568).

Терпение — венец благочестия (2:289, см. СКОРБИ, 862).

Терпение есть узкий путь (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 46).

Терпение есть признак смирения (2:265, см. СМИРЕНИЕ, 944).

Терпение есть покорность воле Божией

Терпение убо есть добродетель, которая во всякой противности, печали и скорби приключающейся, предается воли Божией, и изволяет все страдати паче, нежели пред Богом согрешити. Или, терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая на волю Божию во всем предаватися; и не иное что есть, как самая вера, подвизающаяся противу самолюбия плоти и «покаряющая ее в послушание воли Божией» (2:294).

Терпение есть уподобление Христу

Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, «нам оставль образ, да последуем стопам Его». Убо нам сим в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел (1:182).

В терпении суть христианской победы

Христианская победа ни в чем ином, как только в мужественном скорбей и напастей терпении состоит. Нет славнейшей победы, как гнев свой и самого себе победить. Ежели же благословную причину имееши из сего монастыря изъити; то и тогда в «московские» монастыри не ходи, но в какой-нибудь тамо монастырь поди и живи. Только уверяю тебе, что бес везде тебе будет безпокоить. Господь да сохранит нас от него! (5:355) (также 2:36, см. ПОДВИГ, 685) (4:53, см. БРАНЬ, 127).

В христианской борьбе побеждает терпеливый

Победа христианская в мужественном, как видно, терпении состоит. На брани мира сего тот побеждает, кто гонит неприятеля своего и поражает; но на христианской сей духовной брани не тако бывает, но все противно тому. Зде тот побеждает, кто гонимый терпит, обидимый не отмщевает, злословимый благословляет, лишаемый не ищет, укоряемый противу не укоряет, и всякое находящее искушение и злострадание великодушно претерпевает. О сем глаголет Апостол: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. 12, 21). Сия есть христианская победа — «побеждать благим злое» (3:444).

Среди всех искушений сердце должно терпением веру сохранить (3:21, см. ВЕРА, 149).

Терпением прославляется имя Божие

Прославляется имя Божие неповинным рабов Божиих терпением, когда они за истину и честь Бога своего не токмо имений своих, но и живота своего не щадят; тем бо доказывают, что Бог, за Котораго страждут, силен есть, Который немощную плоть на такое страдание и терпение укрепляет; и надежда, ради которой страждут, не суетна, но известна есть. Откуду читаем в Церковной истории, что и самые враги их терпению их удивлялися; и познавали силу Божию, укрепившую их, и тако к тем, которых мучили, приставали и прославляли имя Божие (3:77—78).

Терпение — единственное, что мы можем Богу воздать за любовь Его

Помысли, христианине, чего нас ради не пострадал и не претерпел Христос, Царь и Господь наш, — ради нас, глаголю, рабов Своих неключимых, чтоб нас «взыскати и спасти погибших!» Прочитай Евангелие, и увидишь. Не требует ли правда сего, дабы и нам, рабам Его, ради Его, Царя и Господа нашего, все терпеть, и тако любовь Ему за любовь Его благодарно воздать? Ибо за любовь ничим иным, как любовию воздается, которая ни в чем так, как в терпении за любимаго, познается (5:328).

Терпение в скорбях есть доказательство любви (2:300, см. ЛЮБОВЬ, 470).

Кто не терпит в скорбях, тот не имеет любви ко Христу (3:142, см. ЛЮБОВЬ, 470).

Терпение неразлучно с чистой совестию

СОВЕСТЬ чистая и терпение истинное неразлучны: совесть чистая хранит слово Божие, а терпение стоит противу всего того, что противится Божию слову, и хранит совесть, чтобы преступлением не замаралась, и так бы оное ее не безпокойствовало (5:361).

Терпение делает человека мужественным и непобедимым

Терпение мужественным и непобедимым делает человека. Может терпеливый лишен быти всего, может изгнан быти, может биен быти, может в темнице заключен быти, может убиен быти, но победим быть не может. Ибо крепость его не телесная, но духовная есть: телом побеждается, но духом непобедим бывает; на теле приемлет раны, но духом не приемлет ран: телом заключается, но духом свободен; телом умерщвляется, но духом умертвитися не может, и тако над всеми своими врагами духом торжествует. Тако побеждали мученицы святии, которых ни узы, ни темницы, ни раны, ни огнь, ни вода, ни зубы зверей, ни смерть, ни живот, победить не могли, но над всеми свободным торжествовали духом. Чего не делали мучители им? Какого мучений рода не изобретали? Но отходили с позорища посрамленны и побежденны от них, хотя плоть их, как звери, терзали (2:298).

Терпение делает человека достойным БЛАГОДАТИ

Терпение истинное есть такая добродетель, на которую милосердный Бог благоприятно смотрит, и благодать Свою на сердце терпеливаго низпосылает. «На кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих», глаголет Господь (Ис. 66, 2) (2:298).

Ничего в мире не делается без терпения, тем более спасение

Чего не делают любители ради любимых своих? Чего не страждут, чтобы им угодить? Каких бед не приемлют славолюбцы, чтобы суетную славу получить? Каких напастей не подъемлют купцы, чтобы временное богатство собрать? В какую опасность не вдаются воины, чтобы царю земному угодить и ранг достать? Тебе ли несносно ради Бога твоего терпеть, и тако Ему угождать, от Него обещанную вечную славу получить, Который и терпеть велит, и хощет помогать тебе в терпении твоем? К тому ж Бог не попущает на нас искушения паче силы нашей. В хрустальный и стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет: тако немощным легкое, крепким же тяжчайшее искушение попущается... Сего ради должно нам затворить уста и с молчанием терпеть все, что ни приключится, и приимать тое, аки от руки Господни (5:328).

За терпение — вечная жизнь

За терпение обещается вечная жизнь и слава, глаголет бо Христос: «претерпевый до конца, той спасется»; которыя славы ожиданием всяк в терпении может прохладитися (1:181).

Терпение от казни за грехи освобождает и много добродетелей заменяет

Терпение, как Златоуст Святый выше научает, грешников от казни свобождает, праведникам мзду умножает (Посл. 4-е к Олимп.). Высокая добродетель — терпение, с которою ничто не может соравнитися. Терпение бед, глаголет Златоуст святый, милостыню и иныи многии добродетели превосходит (Бес. 31-я на Мф.). И паки «нет ничего равнаго терпению» (Посл. 7-е к Олимп.) (1:181).

Терпение побеждает все беды и искушения

Противу сего лютаго врага и злых слуг его искушений их и озлоблений, ничем иным, христианине, не можем вооружиться, как терпением и молитвою. На тое бо искушения его предсказаны от Духа Святаго, и от рабов Его святых написаны, да их всегда, как стрел разженных, ожидаем, и бросаемых великодушно терпеть и угашать силою терпения и молитвы потщимся, взирая на Самого Христа Сына Божия, Который терпением креста врага нашего победил, и на святых Его, которые терпением последовали Ему. К великодушному терпению и до конца в том пребыванию да ободряет нас «упование, отложенное нам на небесех» (Кол. 1, 5) (3:247).

Любитель Христов... по подобию корабля, в тихой терпения гавани стоит, ни ветра, ни бури, ни волн не боится. Хотя и веют на него ветры искушений и ударяют волны бед, но он тишиною терпения безопасен стоит. Сам ни на кого не враждует, и враждующим прощает, и так тих, покоен, мирен внутрь себе; всегда и везде сокровище свое с собою носит (3:154; см. также 4:206).

Без терпения нигде не найти покоя

Душе благочестивой, в мире сем живущей, везде есть чужая сторона, везде есть и безпокойствие, пока пойдет к небесному своему отечеству. Тамо она сладко упокоится по трудах и подвиге, и притом вечно, а не временно. Но и зде, в мире сем, ежели хощешь какий покой иметь, нигде не можешь сыскать его, аще терпения не можешь иметь. Вдайся убо в терпение, и — будешь покой иметь внутрь себе, хотя и много будут тебе безпокоить извне (5:354).

Душа терпеливая всегда в покое

ДУША терпеливая всегда в покое и тишине: нетерпеливая в смущении, беспокойстве и мятеже; и чем в большем нетерпении находится, тем большее безпокойство и мятеж имеет: якоже терпеливая душа, чем более терпит, тем больший покой и тишину внутрь себя чувствует (4:220).

Терпение душе есть тихое и безопасное пристанище (4:206, см. ВРАГ, 201).

Терпение приносит великую пользу обществу

Коль великую пользу терпение приносит в обществе и всяком звании! Терпением сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и детьми, между господами и рабами, между братьями, между другами, между соседями, между купующими и продающими, так что без терпения никакого добра быть не может. От нетерпения муж с женою, брат с братом, друг с другом, где должно миру и согласию быть, ссорится и враждует. От нетерпения господин раба, отец сына, муж жену, властелин подвластного мучительски бьет. От нетерпения в биемых восстает злое умышление на биющих; отсюду бывает, что раб господина, жена мужа, подвластный властелина, сын злаго отца ищет умертвить, и умерщвляет, якоже сего зла много случается. Терпение же все сие зло пресекает. Нетерпение разоряет домы, села, грады и государства, ибо от нетерпения несогласие, от несогласия ссора и брань, от брани кровопролитие и убийство в людях, которые общество составляют. Терпение все сие зло отвращает. Ибо где терпение, тамо нет ссоры и брани (2:301).

Терпение сохраняет общество более, чем оружие и стены

О! блажени те домы, грады, веси, села и общества, в которых терпение обитает: оно бо более сохраняет общество, нежели оружие, более защищает град, нежели стены (2:301).

Образом терпения своего начальствующий должен подкреплять малодушных (1:48, см. ИДЕАЛ, 399).

Всякое зло в семье побеждать терпением (5:175, см. СЕМЬЯ, 835).

Терпение проверяется во время бедствий и скорбей

Противу всякаго бедствия есть изрядное врачевство — терпение. Как храбрость воина не познается, как только во время сражения, так истиннаго терпения не познаем, как во время приключившихся бед и противностей. Многие мнят о себе, аки бы имеют терпение; но приключившееся бедствие показывает, терпеливы ли они суть. Не тот искусен навклир, который во время тишины и благополучнаго ветра добре управляет кораблем; но тот, который во время непогоды и бури дело свое добре исправляет: тако не тот терпелив, который во время благополучия тихо и кротко себе ведет; но тот, который во время бедствия сердце свое, аки кораблец, бедствием возмущаем, укрощает и усмиряет. Терпение бо бедствия терпение есть, а не благополучия (2:292—293).

Терпение в злополучии познается (1:205, см. СКОРБИ, 864).

Терпение в том состоит, чтобы перенести скорби без ропота и гнева

Терпение не в том состоит, чтобы много дознавать и терпеть бед; но в том, чтобы их великодушно сретать и не ропотно, но терпеливо сносить, и гнев воставший укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодования и гнева сердце свое удерживать, и сдаваться во всем на волю Божию. Беды бо и благочестивым и нечестивым приключаются; но едины только благочестивые терпеливо и великодушно сносят их (2:293).

Терпение истинное в том, чтобы не только не мстить, но и не хотеть мстить

Добрые и злые приемлют обиды от других; — добрые обидевшим прощают, и, хотя могут мстить, не отмщевают и не хотят отмщевать; злые не терпят того, но обиду обидою тщатся отвратить, и, когда не могут делом, словом язвительным и клеветою отмщевают. Терпение бо истинное есть — не токмо не отмщевать, но и не хотеть отмщевать обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому (2:293).

Совершенное терпение — не чувствовать обиды в сердце

Большее и высочайшее терпение есть не чувствовать обиды и болезни в сердце своем. Таковый подлинно миру, плоти и греху «умре», а «живет» Христу. Таковый ни похвалою возносится, ни поношением оскорбляется; как в благополучии, так и в злополучии равен, постоянен, тих и кроток. Преблагополучное есть такое сердца состояние! (2:293).

Терпение рождается от веры (3:29, см. ВЕРА, 146) (3:19, см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 29).

Терпения без веры не бывает

Истинное терпение христианское от веры происходит, и без веры быть не может. Понеже плоть наша всегда хощет воли своей последовать, в приятностях и увеселениях мира сего быть: почему всякой противности ужасается и, когда приключится, смущается и негодует. Но вера, в сердце живущая, сие ея смущение укрощает и усмиряет, представляя, что все по Божию промыслу бывает; что Бог посылает наказание не от гнева, но от любви: «егоже бо любит Господь, наказует» (Евр. 12, 6); что скоро сему бедствию конец будет; что временной скорби последует радость вечная; что нетерпением и негодованием благость Божия оскорбляется, — и тако смущаемое и волнующееся сердце укрощает и утешает (2:293).

Терпение — неизменный спутник веры и надежды

Сего ради при надежде должно быть неотлучно терпение, которое всякое приключавшееся бедствие преодолевает, и ожидает или избавления, или облегчения в бедствии. Вера, надежда и терпение неразлучны суть. Вера видит и признает своего Помощника и Избавителя Христа; надежда на Нем утверждается, и просит помощи и избавления от Него, терпение ожидает Его, хотя и медлит, и не отступает от чаяния (1:196—197).

Терпение есть плод ЛЮБВИ

Кто любит ближняго, тот не отмщевает ему за обиду нанесенную, но великодушно сносит; и не токмо не отмщевает и сносит, но и молится за обидевшаго, причитая тую обиду главной причине — общему врагу диаволу, который подстрекает нас друг друга обижать, — а о человеке соболезнует, видя его неисправность. В сем он подражает Христу молящемуся: «Отче! отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34) (2:332).

Кто бо ЛЮБИТ БЛИЖНЯГО, тот не отмщевает за обиду нанесенную, но с кротостию и незлобием претерпевает; паче же и молится за творящих напасти, с первомучеником глаголя: «Господи, не постави им греха сего». К сему увещевает Апостол Иаков: «долготерпите, братия, до пришествия Господня» и проч. (Иак. 5, 7). И Павел святый: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. 12, 21) (1:162).

«Любы долготерпит»: кто бо ЛЮБИТ БЛИЖНЯГО, тот не отмщевает за обиду нанесенную, но с кротостию и незлобием вся претерпевает, паче же молится за творящих напасти. Убо отмщение и зло за зло воздаяние есть плод не любве, но ненависти (1:89).

Потерпеть ближнего, ибо Бог тебя от юности терпит

Помяни, сколько ты от юности Богу согрешал, но терпел тебе Господь, что бы было, когда бы по правде Своей Бог поступил с тобою? Давно бы душа твоя сошла во ад. Якоже убо Бог долго терпел тебе, и по милости Своей делал тебе, тако и ты ближнему твоему делай (5:188).

Ради любви Божией следует претерпеть всякую скорбь

Требует того Христа Сына Божия любовь к нам, чтобы мы случающееся бедствие ради любви Его безропотно, паче же с радостию претерпевали. За кого Христос так ужасное мучение претерпел? За тебе и за мене. Что Его понудило к тому? Едина любовь к тебе и мне. Для чего? Чтобы мы спасение получили. О, коль неблагодарни явимся раби, когда Господь наш ради нас толико страдал, а мы не хочем и мало ради Его потерпеть, паче же ради себе! Ибо и терпение наше нам, а не Ему пользует, и нетерпение наше нам, а не Ему вредит (2:295).

Ради славы и чести Божией следует решиться претерпеть всякую скорбь и искушение

Требует Божия честь того, чтобы мы ради ея всякое приключающееся бедствие терпели. Трие отроки в Вавилоне разжженной пещи не убоялися, когда от нечестиваго царя образу златому повелено было им кланятися, и тако изволили лучше жертвою огня быть, нежели жертву истукану принести, и честь Творца воздать твари (Дан. 3, 16—18). Тоеж сотворили и святии мученицы в новой благодати. Разжигает и ныне миродержец, князь тьмы, пещь искушения, и устрашает ею воли его злочестивой неповинующихся; но, ради Божией чести, лучше нам в пещь тую вверженным быть и терпеть, нежели, оставивше волю Божию, его злому хотению повиноваться (2:295).

Терпение рождается от скорби

Терпением облегчается всякое страдание. Посмотри на тех, которые в долговременной находятся болезни, или которые долговременно сидят в темнице; так они к тому бедствию терпением привыкли, что аки бы не чувствовали того. «Скорбь бо терпение соделовает» (Рим. 5, 3). Напротив того, нетерпением умножается БОЛЕЗНЬ, как самая вещь показует, и к тому приводит, что многие сами себе смерти предают, и тако временной и вечной жизни лишаются (2:296) (также 2:289, см. СКОРБИ, 862).

Терпением должны преодолевать в себе все скорби (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).

В скорби потерпеть, ибо так Господь очищает (4:11, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ, 300).

Скорби неизбежны, надо приготовиться к терпению

Христианам должно к «терпению» себе приуготовлять, и в том себе содержать, хотя плоти и горестно. Ибо много христианам бедствия и напастей в мире сем бывает. «Многи СКОРБИ праведным» (Пс. 33, 20); и: «вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2 Тим. 3, 12;), «в мире скорбни будете» (Ин. 16, 33), и на прочиих Писания Святаго местах свидетельствуется о том. САТАНА бо со своими служителями как от начала мира озлоблял, так и ныне озлобляет, и до конца мира озлоблять не престанет, и чим ближе наступает конец мира, тем более озлоблять будет рабов Божиих, и напастей на них посылать (3:246—247) (также 4:283, см. СКОРБИ, 865).

Благочестивым неизбежно следуют испытания, поэтому приготовляться к терпению

В нынешнее наипаче время «хотящим благочестно жити» нет чего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения: ибо «умножившуся беззаконию, уже изсякла любы многих» (Мф. 24, 12). Убо всякому, «хотящему благочестно жити», к терпению приуготовляться должно (Мф. 24, 12) (1:181).

Без искушений терпению не научишься

Терпению без бед и искушений научиться не можно: терпение бо есть зла и бед терпение, а не добра и благополучия. Такожде и совести доброй иметь не можно, пока человек истинно не покается, и не будет по правилу слова Божия жития своего исправлять (5:361) (также 1:165, см. ИСКУШЕНИЯ, 414).

Бог ожидает от христианина в искушении терпения (4:13, см. ИСКУШЕНИЕ, 413).

Желающие иметь плод в духовной жизни должны ИСКУШЕНИЯ побеждать терпением

Хотящаго работати Богу и плод слова Его принести Ему, различное сретает искушение, по писанному: «чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2, 1). Сего ради надобно все тое искушение терпением побеждать; откуду глаголет Евангелист святый, что «добрым сердцем и благим слышавше слово, держат, и плод творят в терпении» (Лк. 8, 15). Сего ради хотящии плод СЛОВА БОЖИЯ творить, нужно есть терпение (4:72).

СКОРБЬ неизменно последует, и терпение облегчает, а РОПОТ усугубляет

Терпеть, или не терпеть и роптать в страдании, однакож того не миновать, что суд Божий нам определил: а от нетерпения мзда погубляется. Терпением облегчевается страдание. Посмотри всяк на тех, кои в долговременной находятся болезни: так они терпением к той болезни привыкли, что аки бы не чувствовали ея: напротив того, нетерпением умножается болезнь, как самая вещь показует (1:182).

Терпение исходит от смирения и сознания собственного недостоинства

Всякая душа, памятуя свои грехи к Богу, почитает себе недостойною благодеяния Его, — однакож милости Его, яко благаго и милосерднаго Отца, не отчаявается, веруя несомненно милостивому Его обещанию. И отсюда видишь, как сильна есть обуздати гордость и поощрити к смирению память грехов, и разсуждение своего недостоинства. И воистину, чего человек сам в себе достоин, яко грешник, как только казни? Все, что ни получает от Бога человек, пищу, одеяние, и прочая благая туне, не по достоинству своему, но по единой милости Его получает. Отсюда должен человек терпеть, когда Бог не подает ему благих Своих, понеже Бог не обидит его. Подает ли нам Бог благая Своя, подает туне, отнимает ли благая от нас, Своя отнимает и отнимает праведно, и в нашу пользу, да познаем благая Его и Его — Благодетеля от благих Его (5:114).

Надобно терпеть и преодолевать себя ради спасения (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).

ПОДРАЖАТЬ Богу в долготерпении

Бог твой и Господь долготерпит беззакония и грехи человеческие, и тем ожидает покаяния их: хощет и от тебе того: и тебе убо должно обиды, от человек нанесенныя, претерпевать, не гневаться, ни злобиться на них, но ожидать их исправления. — Бог твой и Господь прощает тебе и всем кающимся грехи, и не поминает их (Иез. 18, 21—23); хощет и от тебе того: и ты убо брату твоему, яко грешник грешнику, и человек человеку, и раб клеврету твоему, прощать и оставлять согрешения его должен ради Господа твоего и не поминать их (Мф. 6, 14; 18, 22—35) (3:94) (также 3:91, см. ПОДРАЖАНИЕ, 698) (4:160, см. ХРИСТИАНИН, 1101).

Христиане должны быть, как и их Отец небесный, терпеливы (4:14, см. ХРИСТИАНИН, 1101).

С помощью Христа можно все вытерпеть

По водам ходить, и по воздуху летать невозможно, и проч.; но терпеть возможно. Когда болезнь тело мучит, терпишь; когда лекарь жестоким и противным лекарством лечит, терпишь; когда отец, или власть бьет тебе, терпишь; когда в темницу посадят тебе, терпишь; и прочее все терпишь, хотя и не хочешь. Видишь, что можно терпеть. Лучше убо признаться, что не хощешь, а не не можешь. Отложи убо нехотение, и будет возможно. Хотящему все возможно, наипаче с помощью Иисуса, все претерпевшаго ради нас (5:148).

Христос помогает, но нужно и самому проявить терпение (4:27, см. НАДЕЖДА, 585).

Следовать за Христом терпением (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 878).

Кто Христов, в том является терпение (4:132, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 369).

Нести крест значит подражать Христу терпением (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881).

Отречься своей воли значит последовать Христову терпению (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).

ХРИСТОС учил и Сам показал пример терпения

Учил терпению: и Сам терпел. Все бо житие Его святое от рождения даже до смерти едино только терпение было, как читающему Евангелие святое видеть можно. Учил любить врагов: и Сам нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умереть за нас не отреклся (1:44) (также 5:80, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881).

Христос показал образец, как терпением побеждать ВРАГА

Евангелие святое научает нас, что Христос, Царь наш и Подвигоположник, когда в подвиг за нас вступил, не иным чим победил сих врагов наших, как терпением креста, то есть всякаго злострадания... С терпением начал, с терпением провождал, с терпением и окончил святое Свое и многострадальное на земле житие. Начал в самом младенчестве крест нести, гонимый от беззаконнаго Ирода: началось и темное врага нашего диавола царство разрушаться. Хулы и поношения от беззаконных за истину терпел: претерпевал и враг истины удары. Суду предстал неправедному, и Судия всех судим был неправедно: осужден и князь мира сего, якоже рече Сам: «яко князь мира сего осужден бысть» (Ин. 16, 11). На кресте пригвожден был: уязвился и упал супостат наш. Тако низложен бысть клеветник наш, и повержен на землю, яко мертвец, и даровалася нам победа над ним. Всесильному и страшному Победителю Христу, Царю нашему, последовали Апостоли, мученицы и вси святии; и побежденнаго врага силою победителя мужественно попрали. Сей образ победы подал нам Избавитель наш, да и мы побеждаем сего душ наших врага не иным чим, как терпением (3:445).

ХРИСТОС на кресте терпел и за распинателей молился

«Иисус же глаголаше», повествует Его святый Евангелист: «Отче! отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23, 34). О, долготерпения Твоего, Владыко, милостивый наш Искупитель! О, неисповедимой Твоей любви и милосердия ко грешникам! И в так зельном мучении не так о себе, как о погибели грешников, да еще явных врагов, болезнуешь!.. Благословен еси Господи, толикаго терпения образ показавый нам! Да постыдится человеческая гордость, за поносное и укорительное слово нетерпящая и ропщущая и отмщения брату ищущая (3:46).

В терпении брать пример с Христа

От великаго терпения Христова учимся и мы всякое злострадание, приключающееся нам, великодушно терпеть. Не противился Христос врагам Своим: не воспротивимся и мы. Не отмщевал Христос врагам Своим: не отмcтим и мы. Кротко терпел Христос поношения, посмеяния и поругания: кротко претерпим и мы. Умер Христос за нас: умрем и мы за Него, когда нужда потребует. «Христос пострада за нас, нам оставль образ да последуем стопам Его», и проч. (1 Пет. 2, 21). Христос за распинателей Своих молился: «Отче, отпусти им» (Лк. 23, 34). Да молимся и мы за врагов наших: «Господи, не постави им греха сего» (Деян. 7, 60) (4:283).

Терпение Христово успокаивает ропот и всякое смущение плоти (4:143, см. БРАНЬ, 127).

Терпение Его да укрощает гнев наш (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Любое оскорбление меньше того, что Христос терпел, поэтому и самому терпеть

Не может быть тяжчайшее оскорбление, как Христу, Спасителю твоему сотворенное, Которого не токмо похулили, обругали, посмеялись, оплевали, заушали, ударяли, вязали, но и терновым венцем венчали, и ко кресту пригвоздили, и пригвожденнаго мимоходя хулили и умертвили. Кого? Сына Божия и Господа славы. Что ты противу так великаго Лица, и что твое оскорбление противу Его? Как ничто. На тебе еще не плюют, тебе еще по щекам не бьют, тернием не венчают, и проч. Все Христос Господь с великою кротостию и долготерпением претерпел. За кого? За тебе и мене, непотребных рабов Своих. И не только претерпел, но и за врагов Своих молился: «Отче! Отпусти им» (Лк. 23, 34). На сие терпение зерцало смотри и разсуждай, и всякое оскорбление без сомнения отпустишь ближнему твоему (5:188).

Побеждать злых кротостию

Учимся терпеть обидящим нас, не противиться им, но уступать им, и не давать места гневу. Сие бо есть истинное БЛАГОЧЕСТИЕ и истинная христианская ПОБЕДА — побеждать КРОТОСТЬЮ и НЕЗЛОБИЕМ злотворящих, чему нас Спаситель наш Своим примером научил (5:90).

Не воздавая злом за зло, побеждаем диавола

Бог повелевает нам добро делать и обиды терпеть, и не воздавать зла за зло: диавол противная советует. Когда добро делаем и терпим, тогда повинуемся Богу, а противимся диаволу, который злу научает и отводит нас от терпения. И тако терпением побежденный, как пес палкою ударяемый, побежит от нас. Тогда бо Бог за нас будет стоять, и от нас его будет прогонять. О сем и Златоуст святый глаголет: «диавола терпением должно побеждать». Хочешь ли диаволу не уступать и противитися? Уступай людем и не противься им, и не воздавай зла за зло. «Наипаче благим зло побеждай» (Рим. 12, 21). Сия есть преславная победа, славнейшая, нежели многия тысящи людей побеждать. На сей подвиг и победу Христос с небесе благоприятно смотрит; о сей ангели радуются; сию люди ублажают; вся Писания похваляют, и в роды родов возвещают (1:229—230).

Чем укреплять терпение?

Укрепляется терпение ожиданием избавления, которое, хотя не до смерти, то с смертию последует. Смертию бо всякое бедствие сокращается. Воззрением на образ страдания Христова, святых мучеников и прочиих святых, такожде и тех, кои ныне всякое бедствие терпят, как сказано. Ожиданием будущия славы утешение приобретается. Тако утешаются земледельцы надеждою плодов, путники надеждою покоя, воины надеждою победы и славы, купцы надеждою приобретения богатства. Аще сих временных благ надежда ободряет, кольми паче верных и неизреченных благ надежда ободрит и поощрит к терпению бедствия и печали (2:302).

Рассуждения, укрепляющие терпение в БОЛЕЗНИ

Кто страждет что-нибудь, так можно в себе помышлять: «До сего времени терпел я, убо и далее такожде могу терпеть. Вчера терпел, убо и сегодня и утро можно терпеть». Такое размышление утвердит в терпении с помощию Божиею. Кто в прошедшие дни терпел, тот и в следующие может терпеть. Вчера и третьяго дня болезнь, печаль и иную беду нес, убо и далее нести можно. Когда нес беду, и не исчезнул, убо сносная беда, убо стерпима, убо можно терпеть. Хотящему бо и укрепившему сердце свое ничто невозможно, наипаче, когда Бог тщащимся «помогает» (Пс. 53, 6; Пс. 36, 40) (2:296).

Причины, побуждающие к терпению (2:294—301).

Укрепляться в терпении рассуждением, что все случающееся бывает по воле Божией

Всякое неблагополучие, бедствие и страдание по Божию Промыслу бывает. Тако бо писано есть: «благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство, от Господа суть» (Сир. 11, 14) (1:181).

Можно все легко терпеть, если предаться в волю Божию

Лучше убо во всем, что ни приключится противное, отдаваться на волю Божию, без которой ничего не бывает; и тое терпеть без негодования, роптания и с хотением, нежели без хотения и с негодованием. Ибо оное дело есть дело послушания, покорения и добродетели: сие есть непослушания, непокорения и порока. Оное есть — духа, покоряющагося воли Господа своего: сие есть противящагося. Вернаго раба Божия есть — и полагать в себе, и говорить тако: что хощет Бог мой, хощу и я. Хощет мне в болезни быть, хощу и я: хощет мне в нищете быть, хощу и я, хощет мне безславие терпеть, хощу и я; хощет мне в темнице, или в заточении быть, или умереть, хощу и я; приключилося мне тое, претерплю: буди воля Господня. Он мне сию чашу дал: испию ее, данную от Него. — Но притом знай, что хотя и хотения твоего не будет, и роптать будешь, однакож будешь пить, но с большей горестью, и без всякой твоей пользы (5:148).

Переносить наказание Божие с благодарностью

Бог, по богатству благости и кротости и долготерпению Своему, терпит нам, ожидая нас на покаяние: убо и нам должно терпеть, когда наказует нас за грехи, и благодарить Ему, что Он за беззакония наша не поразил нас, и тем наказанием ищет спасения нашего (1:182).

Тот имеет мир, кто с терпением и благодарением воспринимает все (4:198, см. МИР ДУШИ, 533).

Отсутствие терпения в скорбях говорит о неблагодарности (2:316, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ, 598).

Духовно-мудрый напасти претерпевает великодушно (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569).

Духовное рождение и мудрование побуждает к терпению (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Терпение от рассуждения о благости Божией

Последует терпение в наказании, яко признавать будет человек, что он достойно страждет наказание, яко неблагодарный. Рассуждая благость Божию, столько на ся излиянную, и свою к Нему неблагодарность, признает себе всякого наказания достойным (5:75—76).

Размышление о Правде Божией возбуждает в человеке терпение (5:73, см. БОГ, 89).

Терпение рождается от познания премудрости Божией

Отсюду последует ТЕРПЕНИЕ во всяких искушениях, бедствиях и теснотах, ожидание милостиваго избавления, или помощи, якоже читаем о святом Иосифе, который от братии своей продан был во Египет в раба; но премудрым Божиим промыслом сделался господином Египта, питателем страны тоя, отца, братии и домашних их (3:75) (также 5:71, см. ХРИСТИАНИН, 1118).

Терпение укрепляется МОЛИТВОЮ

Терпение укрепляется молитвою, которая помощь Божию испрашивает в понесении наложеннаго креста. Как бо дети страждущии объявляют печаль свою родителям, и тако от них утешение получают; или как друг верному своему другу сообщает СКОРБЬ сердца, и так некую отраду чувствует на сердце: тако наипаче облегчение печали нашей чувствуем, когда Богу, «Иже есть Отец щедрот и Бог всякия утехи» (2 Кор. 1, 3 и 4), печаль нашу чрез молитву сообщаем (2:301).

Терпение укрепляется ИСПОВЕДЬЮ

Укрепляется исповеданием грехов. Ибо в исповедании грехов познает человек, что он чрез собственные свои грехи в такое бедствие пришел, и потому ни на кого не жалуется, как токмо на себе и на свои грехи. Тако исповедающемуся и кающемуся посылается Божие утешение (2:301).

В СКОРБЯХ утешать себя тем, что есть много страждущих в гораздо большей степени

Страждущий, смотри на тех, кои большую имеют скорбь, и болезнь терпят. Ежели находишься в долговременной болезни, и имеешь какое-нибудь утешение от служащих тебе: посмотри на тех, кои большую твоей имеют болезнь, кои внутрь огнем скорби и печали жегомы суть, извне вси ранами осыпаны, ктомуж не имеют, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран; но терпят... Ежели терпишь поношение и клевету: приведи на память на высоком месте сидящих, сколько они от подкомандных роптания, поношения, злословия, ругания, наветов, коварств, лукавствия, проклинания, насмешек, язвительных укорений терпят, по подобию древа, на высоком месте стоящаго, которое от всякого и малейшаго ветра колеблемо бывает. Так и от прочих приемли себе подкрепление терпения. Они большая и жесточайшая терпят: тебе ли малого не терпеть (2:298—299) (также 1:248, см. КЛЕВЕТА, 423).

Страждущий, смотри на тех, кои большую имеют скорбь и болезнь, но терпят (и далее примеры терпения, 1 с. 182—183).

Для укрепления терпения помнить о страданиях мучеников

В страдании своем помяни о ужасном страдании мучеников святых: от них иные палицами биени, иным зубы и глаза исторжены; у иных язык, руки, ноги и сосцы отсечены; иные почти все раздроблены, ко крестам пригвождаемы были, иные на снедение зверям бросаемы; иные в воде потопляемы; иные огнем сожигаемы; иные живы в землю зарываемы, иные в раскаленных медных волах затворяемы были, с иных кожа и плоть до костей сдираема была, иным смола, олово растопленное в уста вливаемы было, и прочая несказанная мучения претерпели; но вся так великодушно терпели, что и смеялись и ругались мучителям. Правда, что они терпели вся сия помощию Христовою: но тажде помощь Христова и ныне всем готова терпящим. «Иисус Христос вчера и днесь, Тойжде и во веки» (2:299; 1:183).

В скорби помнить о вечных муках и о вечном блаженстве

Снисходи умом во ад и разсуди, как-то осужденники мучатся и в веки будут мучитися, которые, ежели бы можно было, желали бы зде хотя до скончания мира во огне гореть, только бы от вечнаго освободиться мучения. Возведи умные глаза в небесныя селения, и осмотри всех тамо жителей; ни одного не сыщешь, кто бы терпения путем не пришел туда. «Недостойны страсти нынешнего времене к хотящей славе явитися в нас», глаголет апостол Павел (Рим. 8,8). Убо хотя бы тебе какое зло ни терпеть зде, однакож терпение тое «недостойно» будущия «славы», которая терпящим уготована есть. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 12) (1:183).

Надежда на вечное блаженство утверждает в терпении (3:279, см. НАДЕЖДА, 585).

Ради будущего блаженства
следует потерпеть всякую скорбь

Нет инаго пути к небу, кроме пути крестнаго, пути теснаго, а пространный путь «вводяй в пагубу» (Мф. 7,13), по словеси Христову. Лучше убо нам молить Бога о том, чтобы зде нас наказал, а тамо помиловал: «накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости», глаголет Пророк (Иер. 10, 24), и зде Его наказание с благодарением с пользою нашею терпеть, нежели тамо с вечным воздыханием и безполезно страдать. Ежели, любезный христианине, разсудишь добре: что то есть вечность, и вообразишь в уме, коль тяжко есть лишиться славы вечной и попасться во огнь гееннский, котораго и демони трепещут: изберешь всякое бедствие и страдание зде терпеть, и благодарить будешь Богу за милостивое Его отеческое наказание (2:296).

Аще бы кто обещал тебе великое богатство и славу в мире сем, и повелел бы все терпеть, что ни приключится скорбное: уповаю, что все терпеливо и великодушно понесешь, ежели обещанное желаешь получить. Тако приемлют больные жестокое врачевство, и терпят, взирая на обещанное от лекарей здравие; тако подвизаются воини, и подвергают себе в великия опасности, надеждою обещаннаго сана поощряеми; тако и прочие сынове века страждут приключения жестокая ради надежды временных благ, хотя часто и обманываются. Бог обещает нам не временное богатство, но вечное, не земную славу, но небесную; и обещает неложно, и велит терпеть приключающаяся злая: как убо не терпеть, когда хощем получить обещанная?(2:294—295).

Терпение. «Плоть и дух» (1:180—184).

Терпение. Глава 6-я, 3-й статьи, 2-й части, 1-й книги «О истинном христианстве» (2:292—302).

ТРЕЗВОСТЬ

Трезвость от духовного сердца и ДУХОВНОГО мудрования происходит (3:57, см. БРАНЬ, 116).

ТРАПЕЗА

Во время трапезы не забывать о присутствии Божием

Вы, которые за трапезою седите и вкушаете дарования Божия, слышите: «Господь близ»; Сам Господь зде, и смотрит на вас. Како убо вкушаете Божияго добра? с молитвою ли и благодарением? Вкушаете Божияго благодеяния: но памятуете ли благодетеля? Все Божие добро, а не наше. «Господня бо земля, и исполнение ея» (Пс. 23, 1) (4:129).

ТРУД

Беззаконен тот труд, который беззаконные дела делает

Злые тые и беззаконные труды, которые ради беззаконных дел подъемлются. Злый труд и пагубный злобнаго, который ради ближняго козни и хитрости соплетает, сети простирает и ров погибели копает; пагубныя тщания хищников, которые по путям и стезям скитаются, хотя обнажить путников; беззаконный подвиг есть лукавца, который тщится прельстить и обмануть брата своего; тяжкая и мерзкая работа мамоне: безполезная и душепагубная болезнь и труд завистливых, которые ради добра ближняго снедаются и мучатся. Как сии и прочие сим подобные труды не похвальны, но порочны, так от сих упразднение есть достохвальное (2:188).

Работа не в полную силу есть грех

Грешат нанимающиеся и пороку хищения подлежат, и суть истые воры и хищники, когда, взявше достойную цену, не хотят прилежно работать, но лениво и нерадиво работают, и только дни и часы провождают. Видят они сами, что напрасно мзду берут, а тако безсовестно чуждое добро похищают (5:184).

ТЩЕСЛАВИЕ

Страсть тщеславия есть яд диавольский

Видишь какой яд сатанинский в тщеславии сокровен есть. Вси, какия ни творит дела человек, как море вси втекающия реки в сланость, так оно в едину мерзость и запустение обращает. Сия есть скверна духа, которая нас пред Богом мерзкими творит. И столько сокровен есть порок сей, сколько мерзок есть. От идолов чувственных и от прочиих грехов удобно можем берещися, яко видим их, но от сего идола, который в сердце нашем гнездится с великою неудобностию оберегается человек. Так он сокровенно имеется в сердце человеческом (5:112—113).

Тщеславие есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Тщеславие есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257).

Сатана нас в тщеславие ввергает, чтобы мы своей, а не Божией славы искали (см. 5:112).

Когда человек ищет славы от добрых дел, то уподобляется идолу

Бог — начало и источник всякому добру, и потому Ему единому подобает слава и хвала за добро; но когда человек за добро славы и похвалы себе желает и ищет, то на том месте, где бы подобало Богу быти и почитатися и славитися, себе, как идола, поставляет, и хощет хвалитися и прославлятися. Сего ради отступает от Бога сердцем своим, и себе боготворит, хотя того и не примечает. Чим бо человеку хвалитися, который кроме грехов и немощи ничего не имеет? Разве грехами? Но какая се похвала?! Сие не похвала, но поношение есть. Видишь, какой яд сатанинский в тщеславии сокровен есть (5:112—113).

Если добрые дела исходят из СЕРДЦА, напоенного тщеславием, то приносят вред христианину

Видишь яблоко, или цвет извне красен, но внутрь ядовитым червем поврежден, который не только человеку не полезен, но и вреден есть. Тако имеется человеческое дело: хотя извне и доброе кажется быть, но когда от сердца самолюбием, тщеславием и гордостию напоеннаго, происходит, не токмо ему не пользует, но и вредит. Ибо таковый не отдает славы Богу, от Котораго все добро происходит; и что Богу «единому» должно, тое он себе привлекает; Божии дарования не к Божией славе, но к своей зле употребляет, и тако на том месте, на котором Бога поставлять должен, себе, как идола одушевленнаго, поставляет; а тако от Бога отпадает и отступает сердцем, и впадает в богомерзкий идолопоклонства духовнаго порок. Таковые суть, которые обильныи дают милостыни, созидают Божии храмы, богадельни, но отсюду славы и похвалы человеческия ищут; которые людей учат и наставляют ради того, чтоб мудрецами и разумными слыли, и проч. И сие есть диавольская кознь и несмысленнаго и слепаго сердца САМОЛЮБИЕ (2:51).

Тщеславие губит награду милосердия (1:169, см. МИЛОСЕРДИЕ, 513).

Для спасения души необходимо сердце освободить от тщеславия (5:61, см. СЛОВО БОЖИЕ, 920).

Во избежании тщеславия победу приписывать Богу (1:179, см. ИСКУШЕНИЕ, 414).